ТАД-17: аналоги, характеристики, применение, отзывы
Масло ТАД-17 - один из самых популярных продуктов для смазки трансмиссии в России. Однако не все автовладельцы знают его подробные характеристики, области применения и особенности. В этой статье мы разберем детально, что из себя представляет ТАД-17, сравним его с аналогами, рассмотрим отзывы реальных пользователей. Это поможет сделать правильный выбор масла для вашего автомобиля.
История создания и общая характеристика ТАД-17
Трансмиссионное масло ТАД-17 было разработано в СССР в 1970-х годах специально для отечественных автомобилей и техники. Его название расшифровывается так:
- Т - трансмиссионное
- А - автомобильное
- Д - длительного действия
- 17 - условная вязкость при 100°C
По основным физико-химическим свойствам ТАД-17 соответствует международным стандартам:
- API GL-5 - наличие серо-фосфорных присадок
- SAE 85W-90 - вязкость при высоких и низких температурах
Согласно современной классификации по ГОСТ 17479.2-85 масло обозначается как ТМ-5-18. Главные достоинства ТАД-17:
- Высокие противоизносные и антифрикционные свойства
- Широкий диапазон рабочих температур
- Стабильная вязкость при перепадах температуры
- Хорошая защита от коррозии
- Совместимость с материалами уплотнений
Область применения ТАД-17
Благодаря универсальности своих характеристик, масло ТАД-17 нашло широкое применение в трансмиссиях различных транспортных средств и оборудования:
- Механические коробки передач отечественных легковых и грузовых автомобилей
- Главные передачи и раздаточные коробки внедорожников и вездеходов
- Трансмиссии тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники
- Редукторы станков, конвейеров, насосов, компрессоров
- Рулевые механизмы с гидроусилителем
Ограничением для применения ТАД-17 является максимальное контактное давление в зацеплении шестерен - не более 3000 МПа. Поэтому в высоконагруженных агрегатах, таких как КПП тяжелой техники, это масло использовать не рекомендуется.
Основные характеристики ТАД-17
Рассмотрим подробнее технические характеристики трансмиссионного масла ТАД-17:
- Температурный диапазон эксплуатации: от -25°С до +135°С
- Кинематическая вязкость при 100°C: 14-25 мм2/с (сСт)
- Индекс вязкости: более 100
- Температура застывания: ниже -25°С
- Содержание серы: 1,9-2,3%
- Содержание фосфора: 0,09-0,12%
- Зольность сульфатная: 0,3%
- Кислотное число: 0,6-1,0 мг КОН/г
- Плотность при 20°C: 0,890-0,910 г/см3
Как видно, ТАД-17 соответствует требованиям ГОСТ в части вязкостно-температурных свойств, содержания присадок, термоокислительной стабильности. Это обеспечивает надежную работу в широком диапазоне температур и длительный срок службы.
ТАД-17 и ТАД-17И: в чем разница?
Существует модификация ТАД-17И, отличающаяся только использованием импортного пакета присадок. В остальном характеристики ТАД-17И полностью идентичны стандартному ТАД-17:
- Та же вязкость, индекс вязкости, температурный диапазон
- Аналогичное содержание серы, фосфора, сульфатной золы
- Такой же срок службы - 60-80 тыс. км
Единственное отличие в том, что в ТАД-17И улучшен пакет присадок, что незначительно повышает защиту от износа и окисления. Но на практике это практически незаметно.
Аналоги ТАД-17 среди импортных масел
Среди зарубежных аналогов ТАД-17 можно выделить такие марки:
- Mobilube GX 80W-90 (ExxonMobil)
- Gear Oil EP 80w-90 (BP)
- Multi Gear SAE 90 EP (Esso)
Эти масла также имеют классификацию API GL-5 и вязкость SAE 85W-90. Их характеристики очень близки к показателям ТАД-17. Некоторые превосходят его по термостабильности и чистоте.
Однако существенным минусом импортных аналогов является их высокая стоимость. ТАД-17 обходится автовладельцам значительно дешевле при практически таком же качестве.
Сравнение ТАД-17 с другими отечественными трансмиссионными маслами
Рассмотрим, чем отличается ТАД-17 от других распространенных в России трансмиссионных масел:
ТАД-17 и ТЭП-15
ТЭП-15 относится к классу экономичных трансмиссионных масел и применяется в основном в сельхозтехнике. У него более низкие характеристики:
- Меньший индекс вязкости
- Худшая защита от износа
- Недостаточная термостабильность
Поэтому ТЭП-15 подходит только для ненагруженных агрегатов, вращающихся на невысоких оборотах. Для автомобилей и техники его лучше не использовать.
ТАД-17 и ТАП-15В
Масло ТАП-15В предназначено для тяжелонагруженных трансмиссий грузовиков, дорожно-строительной техники. У него повышенная вязкость и более высокое содержание присадок. ТАД-17 имеет более универсальные характеристики и широкую область применения.
Таким образом, по сравнению с другими отечественными аналогами, ТАД-17 обладает оптимальным соотношением цена/качество и универсальностью характеристик.
Куда заливают ТАД-17? Рекомендации по применению
Исходя из рассмотренных выше характеристик и сравнения с аналогами, можно дать следующие рекомендации по применению ТАД-17:
- Рекомендуется для МКПП отечественных легковых и грузовых автомобилей
- Возможно ограниченное применение в иномарках после консультации
- Подходит для главных передач, раздаточных коробок, рулевых механизмов
- Хорошо зарекомендовало себя в трансмиссиях тракторов и сельхозтехники
- Может использоваться в промышленных редукторах и механизмах
Нецелесообразно применение ТАД-17 в высоконагруженных КПП тяжелого транспорта и оборудования. Также данное масло непригодно для АКПП, вариаторов, гидротрансформаторов.
Отзывы о ТАД-17 реальных автовладельцев
На автомобильных форумах можно встретить множество отзывов реальных водителей о масле ТАД-17. Мнения разделились.
Вот некоторые положительные отзывы:
Использую ТАД-17 уже несколько лет в своем УАЗе. За все время никаких проблем с коробкой не было, переключается плавно на всех скоростях.
Залил ТАД-17 в механическую коробку своего ВАЗ 2114 после капремонта. Масло работает уже 20 тыс. км, никаких нареканий. Для наших дорог в самый раз.
А вот примеры негативных отзывов о ТАД-17:
После заливки ТАД-17 стала "волноваться" коробка на моем Ford Focus. Начались пробуксовки при переключении. Пришлось сливать и перейти на Castrol.
В морозы масло ТАД-17 в коробке моего ВАЗ 2106 густеет, переключение становится очень тугим. Зимой лучше переходить на что-то полусинтетическое.
Как видно из отзывов, ТАД-17 хорошо зарекомендовало себя в отечественных авто, а вот на иномарках бывают проблемы. Также в суровых зимних условиях желательно использовать менее вязкие масла.
Выбор масла ТАД-17: советы и рекомендации
Чтобы правильно выбрать ТАД-17 для конкретного автомобиля, рекомендуется учитывать такие факторы:
- Климатические условия эксплуатации. В северных регионах лучше выбирать менее вязкие полусинтетические масла
- Рекомендации завода-изготовителя транспортного средства
- Модель и особенности конструкции коробки передач
- Наличие гидроусилителя в рулевом механизме
- Стиль вождения водителя
Также важно регулярно менять масло - каждые 60-80 тыс. км, использовать качественные фильтры, проверять уровень масла.
ТАД-17 аналоги российских производителей
Среди отечественных аналогов ТАД-17 можно выделить масла таких компаний, как:
- Лукойл ТМ-5 (SAE 85W-90)
- ТНК Трансмиссия-Synthec MP 85W-90
- ТАД 17 аналоги Газпромнефть Транс 85W-90
Эти масла полностью соответствуют классу GL-5, имеют сходный состав и свойства. При этом они часто дешевле импортных аналогов. Также российские производители выпускают масла пониженной вязкости 75W-90 для холодного климата.
Применение ТАД-17 в узлах трансмиссии
Рассмотрим особенности использования ТАД-17 в разных элементах трансмиссии:
- В механических КПП это масло обеспечивает плавное переключение передач и надежную работу синхронизаторов
- В главных передачах и раздаточных коробках ТАД-17 защищает шестерни от износа и задира
- В рулевых механизмах с ГУР помогает гидронасосу, снижает шум
Благодаря оптимальной вязкости и противоизносным присадкам ТАД-17 увеличивает ресурс всех узлов трансмиссии и облегчает управление автомобилем.
Правила безопасной эксплуатации ТАД-17
Чтобы обеспечить максимальный срок службы трансмиссии, при использовании масла ТАД-17 нужно придерживаться следующих правил:
- Соблюдать периодичность замены масла - каждые 60-80 тыс. км пробега
- Использовать рекомендованные производителем фильтры
- Регулярно проверять уровень масла и своевременно доливать при необходимости
- Следить за появлением течей, стуков или вибраций и устранять неисправности
- Не смешивать ТАД-17 с маслами других типов
- Соблюдать чистоту и тщательно очищать сливные пробки перед заменой масла
- Исключить попадание воды, антифриза или грязи в масло
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, можно максимально использовать потенциал масла ТАД-17 и продлить ресурс трансмиссии.
Пошаговая инструкция замены ТАД-17
Рассмотрим пошагово процесс замены ТАД-17 в МКПП:
- Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке и включить стояночный тормоз
- Прогреть двигатель до рабочей температуры и дать маслу стечь в поддон картера
- Подготовить емкость для слива отработанного масла
- Очистить от грязи пробку сливного отверстия коробки передач
- Отвернуть пробку и слить отработанное масло
- Завернуть пробку обратно и залить новое масло через заливное отверстие
- Проверить уровень масла по контрольной пробке
- Утилизировать отработанное масло согласно правилам
При первой заливке ТАД-17 рекомендуется заменить также фильтр масла. Следите, чтобы в систему не попали загрязнения при замене.
Признаки необходимости замены ТАД-17
Помимо соблюдения периодичности замены, о необходимости заменить ТАД-17 могут свидетельствовать такие признаки:
- Повышенный шум или вибрация при работе трансмиссии
- Пробуксовка и затрудненное переключение передач
- Течь масла через уплотнения
- Появление металлических частиц в масле
- Снижение уровня масла из-за утечек
- Изменение цвета масла (потемнение)
При появлении таких симптомов нужно как можно быстрее заменить ТАД-17, чтобы предотвратить серьезные неисправности трансмиссии.
Типичные ошибки при использовании ТАД-17
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки при применении масла ТАД-17:
- Использование в высоконагруженных трансмиссиях тяжелой техники
- Пренебрежение периодичностью замены масла
- Смешивание ТАД-17 с маслами других типов
- Заливка в автоматические коробки передач
- Отсутствие замены фильтра при замене масла
- Эксплуатация на предельно низких или высоких температурах
Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно изучить область применения ТАД-17 и следовать инструкциям и рекомендациям.