ТАД-17: аналоги, характеристики, применение, отзывы

Масло ТАД-17 - один из самых популярных продуктов для смазки трансмиссии в России. Однако не все автовладельцы знают его подробные характеристики, области применения и особенности. В этой статье мы разберем детально, что из себя представляет ТАД-17, сравним его с аналогами, рассмотрим отзывы реальных пользователей. Это поможет сделать правильный выбор масла для вашего автомобиля.

История создания и общая характеристика ТАД-17

Трансмиссионное масло ТАД-17 было разработано в СССР в 1970-х годах специально для отечественных автомобилей и техники. Его название расшифровывается так:

  • Т - трансмиссионное
  • А - автомобильное
  • Д - длительного действия
  • 17 - условная вязкость при 100°C

По основным физико-химическим свойствам ТАД-17 соответствует международным стандартам:

  • API GL-5 - наличие серо-фосфорных присадок
  • SAE 85W-90 - вязкость при высоких и низких температурах

Согласно современной классификации по ГОСТ 17479.2-85 масло обозначается как ТМ-5-18. Главные достоинства ТАД-17:

  • Высокие противоизносные и антифрикционные свойства
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Стабильная вязкость при перепадах температуры
  • Хорошая защита от коррозии
  • Совместимость с материалами уплотнений

Область применения ТАД-17

Благодаря универсальности своих характеристик, масло ТАД-17 нашло широкое применение в трансмиссиях различных транспортных средств и оборудования:

  • Механические коробки передач отечественных легковых и грузовых автомобилей
  • Главные передачи и раздаточные коробки внедорожников и вездеходов
  • Трансмиссии тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники
  • Редукторы станков, конвейеров, насосов, компрессоров
  • Рулевые механизмы с гидроусилителем

Ограничением для применения ТАД-17 является максимальное контактное давление в зацеплении шестерен - не более 3000 МПа. Поэтому в высоконагруженных агрегатах, таких как КПП тяжелой техники, это масло использовать не рекомендуется.

Основные характеристики ТАД-17

Рассмотрим подробнее технические характеристики трансмиссионного масла ТАД-17:

  • Температурный диапазон эксплуатации: от -25°С до +135°С
  • Кинематическая вязкость при 100°C: 14-25 мм2/с (сСт)
  • Индекс вязкости: более 100
  • Температура застывания: ниже -25°С
  • Содержание серы: 1,9-2,3%
  • Содержание фосфора: 0,09-0,12%
  • Зольность сульфатная: 0,3%
  • Кислотное число: 0,6-1,0 мг КОН/г
  • Плотность при 20°C: 0,890-0,910 г/см3

Как видно, ТАД-17 соответствует требованиям ГОСТ в части вязкостно-температурных свойств, содержания присадок, термоокислительной стабильности. Это обеспечивает надежную работу в широком диапазоне температур и длительный срок службы.

ТАД-17 и ТАД-17И: в чем разница?

Существует модификация ТАД-17И, отличающаяся только использованием импортного пакета присадок. В остальном характеристики ТАД-17И полностью идентичны стандартному ТАД-17:

  • Та же вязкость, индекс вязкости, температурный диапазон
  • Аналогичное содержание серы, фосфора, сульфатной золы
  • Такой же срок службы - 60-80 тыс. км

Единственное отличие в том, что в ТАД-17И улучшен пакет присадок, что незначительно повышает защиту от износа и окисления. Но на практике это практически незаметно.

Аналоги ТАД-17 среди импортных масел

Среди зарубежных аналогов ТАД-17 можно выделить такие марки:

  • Mobilube GX 80W-90 (ExxonMobil)
  • Gear Oil EP 80w-90 (BP)
  • Multi Gear SAE 90 EP (Esso)

Эти масла также имеют классификацию API GL-5 и вязкость SAE 85W-90. Их характеристики очень близки к показателям ТАД-17. Некоторые превосходят его по термостабильности и чистоте.

Однако существенным минусом импортных аналогов является их высокая стоимость. ТАД-17 обходится автовладельцам значительно дешевле при практически таком же качестве.

Сравнение ТАД-17 с другими отечественными трансмиссионными маслами

Рассмотрим, чем отличается ТАД-17 от других распространенных в России трансмиссионных масел:

ТАД-17 и ТЭП-15

ТЭП-15 относится к классу экономичных трансмиссионных масел и применяется в основном в сельхозтехнике. У него более низкие характеристики:

  • Меньший индекс вязкости
  • Худшая защита от износа
  • Недостаточная термостабильность

Поэтому ТЭП-15 подходит только для ненагруженных агрегатов, вращающихся на невысоких оборотах. Для автомобилей и техники его лучше не использовать.

ТАД-17 и ТАП-15В

Масло ТАП-15В предназначено для тяжелонагруженных трансмиссий грузовиков, дорожно-строительной техники. У него повышенная вязкость и более высокое содержание присадок. ТАД-17 имеет более универсальные характеристики и широкую область применения.

Таким образом, по сравнению с другими отечественными аналогами, ТАД-17 обладает оптимальным соотношением цена/качество и универсальностью характеристик.

Куда заливают ТАД-17? Рекомендации по применению

Исходя из рассмотренных выше характеристик и сравнения с аналогами, можно дать следующие рекомендации по применению ТАД-17:

  • Рекомендуется для МКПП отечественных легковых и грузовых автомобилей
  • Возможно ограниченное применение в иномарках после консультации
  • Подходит для главных передач, раздаточных коробок, рулевых механизмов
  • Хорошо зарекомендовало себя в трансмиссиях тракторов и сельхозтехники
  • Может использоваться в промышленных редукторах и механизмах

Нецелесообразно применение ТАД-17 в высоконагруженных КПП тяжелого транспорта и оборудования. Также данное масло непригодно для АКПП, вариаторов, гидротрансформаторов.

Отзывы о ТАД-17 реальных автовладельцев

На автомобильных форумах можно встретить множество отзывов реальных водителей о масле ТАД-17. Мнения разделились.

Вот некоторые положительные отзывы:

Использую ТАД-17 уже несколько лет в своем УАЗе. За все время никаких проблем с коробкой не было, переключается плавно на всех скоростях.

Залил ТАД-17 в механическую коробку своего ВАЗ 2114 после капремонта. Масло работает уже 20 тыс. км, никаких нареканий. Для наших дорог в самый раз.

А вот примеры негативных отзывов о ТАД-17:

После заливки ТАД-17 стала "волноваться" коробка на моем Ford Focus. Начались пробуксовки при переключении. Пришлось сливать и перейти на Castrol.

В морозы масло ТАД-17 в коробке моего ВАЗ 2106 густеет, переключение становится очень тугим. Зимой лучше переходить на что-то полусинтетическое.

Как видно из отзывов, ТАД-17 хорошо зарекомендовало себя в отечественных авто, а вот на иномарках бывают проблемы. Также в суровых зимних условиях желательно использовать менее вязкие масла.

Выбор масла ТАД-17: советы и рекомендации

Чтобы правильно выбрать ТАД-17 для конкретного автомобиля, рекомендуется учитывать такие факторы:

  • Климатические условия эксплуатации. В северных регионах лучше выбирать менее вязкие полусинтетические масла
  • Рекомендации завода-изготовителя транспортного средства
  • Модель и особенности конструкции коробки передач
  • Наличие гидроусилителя в рулевом механизме
  • Стиль вождения водителя

Также важно регулярно менять масло - каждые 60-80 тыс. км, использовать качественные фильтры, проверять уровень масла.

ТАД-17 аналоги российских производителей

Среди отечественных аналогов ТАД-17 можно выделить масла таких компаний, как:

  • Лукойл ТМ-5 (SAE 85W-90)
  • ТНК Трансмиссия-Synthec MP 85W-90
  • ТАД 17 аналоги Газпромнефть Транс 85W-90

Эти масла полностью соответствуют классу GL-5, имеют сходный состав и свойства. При этом они часто дешевле импортных аналогов. Также российские производители выпускают масла пониженной вязкости 75W-90 для холодного климата.

Применение ТАД-17 в узлах трансмиссии

Рассмотрим особенности использования ТАД-17 в разных элементах трансмиссии:

  • В механических КПП это масло обеспечивает плавное переключение передач и надежную работу синхронизаторов
  • В главных передачах и раздаточных коробках ТАД-17 защищает шестерни от износа и задира
  • В рулевых механизмах с ГУР помогает гидронасосу, снижает шум

Благодаря оптимальной вязкости и противоизносным присадкам ТАД-17 увеличивает ресурс всех узлов трансмиссии и облегчает управление автомобилем.

Правила безопасной эксплуатации ТАД-17

Чтобы обеспечить максимальный срок службы трансмиссии, при использовании масла ТАД-17 нужно придерживаться следующих правил:

  • Соблюдать периодичность замены масла - каждые 60-80 тыс. км пробега
  • Использовать рекомендованные производителем фильтры
  • Регулярно проверять уровень масла и своевременно доливать при необходимости
  • Следить за появлением течей, стуков или вибраций и устранять неисправности
  • Не смешивать ТАД-17 с маслами других типов
  • Соблюдать чистоту и тщательно очищать сливные пробки перед заменой масла
  • Исключить попадание воды, антифриза или грязи в масло

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, можно максимально использовать потенциал масла ТАД-17 и продлить ресурс трансмиссии.

Пошаговая инструкция замены ТАД-17

Рассмотрим пошагово процесс замены ТАД-17 в МКПП:

  1. Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке и включить стояночный тормоз
  2. Прогреть двигатель до рабочей температуры и дать маслу стечь в поддон картера
  3. Подготовить емкость для слива отработанного масла
  4. Очистить от грязи пробку сливного отверстия коробки передач
  5. Отвернуть пробку и слить отработанное масло
  6. Завернуть пробку обратно и залить новое масло через заливное отверстие
  7. Проверить уровень масла по контрольной пробке
  8. Утилизировать отработанное масло согласно правилам

При первой заливке ТАД-17 рекомендуется заменить также фильтр масла. Следите, чтобы в систему не попали загрязнения при замене.

Признаки необходимости замены ТАД-17

Помимо соблюдения периодичности замены, о необходимости заменить ТАД-17 могут свидетельствовать такие признаки:

  • Повышенный шум или вибрация при работе трансмиссии
  • Пробуксовка и затрудненное переключение передач
  • Течь масла через уплотнения
  • Появление металлических частиц в масле
  • Снижение уровня масла из-за утечек
  • Изменение цвета масла (потемнение)

При появлении таких симптомов нужно как можно быстрее заменить ТАД-17, чтобы предотвратить серьезные неисправности трансмиссии.

Типичные ошибки при использовании ТАД-17

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки при применении масла ТАД-17:

  • Использование в высоконагруженных трансмиссиях тяжелой техники
  • Пренебрежение периодичностью замены масла
  • Смешивание ТАД-17 с маслами других типов
  • Заливка в автоматические коробки передач
  • Отсутствие замены фильтра при замене масла
  • Эксплуатация на предельно низких или высоких температурах

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно изучить область применения ТАД-17 и следовать инструкциям и рекомендациям.

Комментарии