Ясиноватский машиностроительный завод: производство и развитие

Ясиноватский машиностроительный завод - символ трудовой доблести жителей Донбасса. Как скромное предприятие стало ведущим производителем горнопроходческой техники в СССР и сохранило свой статус в сложные послевоенные годы? Познакомимся с историей и современной работой легендарного донбасского завода.

Зарождение завода в послевоенные годы

Ясиноватский машиностроительный завод был основан в 1947 году. Первые цеха завода начали выпускать продукцию, остро необходимую для восстановления разрушенного войной Донбасса. Это были стрелочные переводы - устройства для соединения железнодорожных путей, позволяющие плавно менять направление движения состава. Стрелочные переводы производства ЯМЗ стали надежно работать на шахтах и предприятиях Донбасса, а затем поставлялись по всему Советскому Союзу.

Уже через год после открытия завода здесь освоили выпуск строительных и самоходных башенных кранов, которые помогали возводить жилые дома и объекты инфраструктуры в послевоенном Донбассе. Производство стремительно росло, оперативно реагируя на потребности региона в восстановлении народного хозяйства.

В 1952 году Ясиноватский машиностроительный завод перешел к выпуску более сложной и востребованной продукции - горнопроходческого оборудования. Это стало новой специализацией предприятия, которая определила его дальнейшее развитие. Горнодобывающая отрасль Донбасса остро нуждалась в современной технике для подземных работ. Инженеры ЯМЗ разработали несколько типов мощных лебедок и комплексов, которые механизировали процесс проходки шахтных стволов.

Расцвет завода: масштабные всесоюзные проекты

Новая специализация позволила заводу стать одним из ведущих производителей передовой горнопроходческой техники в СССР. Оборудование с маркой ЯМЗ поставлялось на крупнейшие стройки и внедрялось на предприятиях многих отраслей по всему Союзу.

Оборудование для метрополитенов Москвы и Ленинграда

В 1966 году коллектив завода освоил выпуск проходческих щитов - сложных механизмов для прокладки тоннелей. Эти машины вскоре стали незаменимыми помощниками при расширении Московского и строительстве Ленинградского метрополитена. Ясиноватские проходческие щиты обеспечивали высокую скорость проходки и безопасность работы в подземных условиях.

В 1981 году при прокладке линии Ленинградского метро проходческий щит производства ЯМЗ установил мировой рекорд - 1250 метров тоннеля за месяц работы. Это достижение до сих пор не превзойдено.

Рекорды скорости проходки тоннелей

На оборудовании Ясиноватского машзавода неоднократно устанавливались всесоюзные и мировые рекорды скорости проходки подземных выработок:

  • 1969 год - 401,3 метра проходки вертикального ствола шахты за месяц;
  • 1972 год - 6013 метров выработки на калийном руднике за месяц;
  • 1980 год - 1003 метра проходки подземной выработки за месяц.

Высокопроизводительная и надежная техника ЯМЗ позволяла существенно сократить сроки и повысить безопасность подземного строительства.

Кроме метростроения, оборудование завода применялось и при сооружении других уникальных объектов, таких как Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. География поставок охватывала практически весь Советский Союз.

Ясиноватский машиностроительный завод уверенно занял статус одного из ведущих производителей передового горнопроходческого оборудования в стране. Продукция завода неоднократно демонстрировалась на международных выставках и экспортировалась в Европу и Азию.

Так скромное послевоенное предприятие превратилось в гордость всего Донбасса, оставив яркий след в индустриальной истории региона и страны.

Современное производство и развитие завода

После распада Советского Союза Ясиноватский машиностроительный завод сохранил статус одного из ведущих производителей горнопроходческого оборудования на постсоветском пространстве.

Освоение новых видов продукции

В 1990-2000-е годы предприятие активно расширяло ассортимент выпускаемой продукции, чтобы удержать позиции на рынке в условиях возросшей конкуренции.

Были освоены новые типы подъемных лебедок, буровых установок, механизмов для дробления и сортировки горной массы. Кроме того, инженеры завода модифицировали традиционную линейку проходческого оборудования, дополнив ее новыми опциями.

Экспорт продукции в Европу и Азию

Несмотря на экономические трудности 1990-х годов, завод сохранил экспортный потенциал. Оборудование поставлялось в Казахстан, Польшу, Турцию, Китай и другие страны.

Основными внешнеторговыми партнерами в 2000-е годы стали Россия и Казахстан. На их долю приходилось порядка 50% экспорта предприятия.

Комментарии