Что такое "кикдаун на автомате": особенности этого режима в автомобилях с АКПП
Кикдаун на автомате - это режим экстренного разгона автомобиля при полном нажатии педали газа. Эта полезная функция помогает быстро обогнать другую машину или разогнаться перед поворотом. Но многие водители неправильно пользуются кикдауном, что приводит к поломкам. Давайте разберемся, что это такое и как правильно использовать кикдаун в автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП).
Что такое кикдаун на автомате
Кикдаун на автомате - это режим экстренного разгона автомобиля при полном нажатии педали газа. Суть его работы заключается в следующем:
- Водитель резко выжимает педаль акселератора до упора
- Происходит снижение давления в гидравлической системе АКПП
- Коробка передач автоматически переключается на более низкую передачу
- За счет этого двигатель разгоняется до максимальных оборотов
- Автомобиль получает резкий рывок вперед и разгоняется за минимальное время
В отличие от спортивного режима, кикдаун используется только для кратковременного ускорения, а не для постоянной езды на повышенных оборотах. Этот режим появился еще в 1950-х годах на автоматических коробках передач GM Hydra-Matic. Современные АКПП оснащают специальным клапаном и соленоидом для включения кикдауна.
Как включается кикдаун на АКПП
Чтобы включить режим кикдаун на автомобиле с АКПП, водителю нужно выполнить следующие действия:
- Нажать педаль акселератора до упора в пол
- Быстро отпустить педаль, не задерживая в положении кикдаун
При этом в автоматической коробке передач происходят следующие процессы:
- Открывается клапан системы кикдаун, обычно соленоидного типа
- Через клапан сбрасывается давление в гидравлике коробки
- Из-за пониженного давления включается пониженная передача
- Обороты двигателя резко возрастают
- Автомобиль получает максимальное ускорение
После отпускания педали газа давление восстанавливается, клапан закрывается и АКПП возвращается в обычный режим работы. На некоторых автомобилях под педалью газа расположена специальная кнопка для ручного включения кикдауна.
Когда применять режим кикдаун на практике
Кикдаун может быть полезен в следующих ситуациях:
- Необходимость быстрого обгона на трассе, например, перед поворотом
- Разгон перед съездом на другую дорогу или перекрестком
- Ускорение на крутом подъеме, если машина сбрасывает скорость
- Выезд на скоростную трассу из затора
Однако применять кикдаун стоит с осторожностью, учитывая дорожные условия:
- На скользкой, мокрой или заснеженной дороге возможна потеря сцепления и занос
- В плотном потоке резкий разгон может привести к столкновению
- На неровной и разбитой трассе кикдаун увеличивает динамические нагрузки на подвеску и другие узлы
Поэтому кикдаун лучше применять при хорошем сцеплении шин с дорогой и при отсутствии помех для маневра.
Правила использования кикдауна
Чтобы правильно использовать кикдаун и избежать поломок автомобиля, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Включать кикдаун только при необходимости разогнаться, не злоупотреблять этим
- Выжимать и отпускать педаль газа плавно, не дергая
- Использовать не чаще 2-3 раз в день
- Не включать на скользкой дороге и при потере сцепления
- Контролировать температуру двигателя и КПП после кикдаунов
Опытные водители рекомендуют применять кикдаун хотя бы раз в день, чтобы промыть гидропривод коробки передач и не допустить залипания клапанов.
Также важно правильно совмещать кикдаун с другими режимами АКПП. Например, включать кикдаун можно только на активированной понижающей передаче, отключив овердрайв. После нескольких кикдаунов полезно проехать некоторое время на высокой передаче и невысоких оборотах, чтобы двигатель остыл.
Таким образом, кикдаун требует осторожного и умеренного применения. При соблюдении простых правил он поможет быстро разогнать автомобиль в нужный момент и не приведет к преждевременному износу узлов и агрегатов.
Кикдаун и износ автомобиля
Интенсивное использование режима кикдаун может негативно сказаться на техническом состоянии автомобиля и привести к повышенному износу:
- Двигатель при кикдауне перегружается и разгоняется до предельных оборотов
- Возрастают нагрузки на детали КПП, валы, подшипники, шестерни
- Учащаются циклы сброса и повышения давления в гидроприводе
- Происходит интенсивный износ уплотнений, прокладок, манжет
Чтобы снизить негативное влияние кикдауна, рекомендуется:
- Использовать высококачественное масло для АКПП
- После интенсивных кикдаунов дать двигателю поработать на холостых оборотах
- Регулярно менять фильтры и жидкости в соответствии с регламентом
- Не применять кикдаун на холодном двигателе и старой АКПП
Ошибки при использовании кикдауна
Наиболее распространенные ошибки при использовании кикдауна:
- Постоянное удержание педали газа в положении "кикдаун"
- Слишком частое использование этого режима
- Включение на скользкой, мокрой или заснеженной дороге
- Применение кикдауна с включенным овердрайвом
- Игнорирование признаков перегрузки двигателя и КПП
Такие ошибки приводят к преждевременному износу двигателя и трансмиссии. Чтобы их избежать, нужно точно соблюдать правила безопасного использования кикдауна.
Кикдаун на других трансмиссиях
Аналогичный режим форсированного разгона может быть реализован и на других типах трансмиссии:
- На роботизированной КПП ступенчатый "кикдаун" обеспечивается электроникой
- Вариаторы оснащают спорт-режимом, увеличивающим обороты двигателя
- На механике водитель сам выбирает оптимальную передачу для разгона
Однако классический гидравлический кикдаун, характерный для АКПП, обеспечивает наиболее быстрое и плавное ускорение за счет автоматического подбора передачи.
Будущее технологии кикдаун
В перспективе автопроизводители планируют расширить возможности системы кикдаун:
- Увеличить количество передач для включения кикдауна - с 1-2 до 2-3
- Оптимизировать алгоритмы управления для снижения нагрузок
- Адаптировать интенсивность кикдауна к параметрам двигателя и КПП
- Интегрировать кикдаун с другими системами автомобиля, например АБС
Это позволит сделать кикдаун еще более точным и безопасным, сохранив все преимущества резкого разгона.