Что такое "кикдаун на автомате": особенности этого режима в автомобилях с АКПП

Кикдаун на автомате - это режим экстренного разгона автомобиля при полном нажатии педали газа. Эта полезная функция помогает быстро обогнать другую машину или разогнаться перед поворотом. Но многие водители неправильно пользуются кикдауном, что приводит к поломкам. Давайте разберемся, что это такое и как правильно использовать кикдаун в автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП).

Что такое кикдаун на автомате

Кикдаун на автомате - это режим экстренного разгона автомобиля при полном нажатии педали газа. Суть его работы заключается в следующем:

  • Водитель резко выжимает педаль акселератора до упора
  • Происходит снижение давления в гидравлической системе АКПП
  • Коробка передач автоматически переключается на более низкую передачу
  • За счет этого двигатель разгоняется до максимальных оборотов
  • Автомобиль получает резкий рывок вперед и разгоняется за минимальное время

В отличие от спортивного режима, кикдаун используется только для кратковременного ускорения, а не для постоянной езды на повышенных оборотах. Этот режим появился еще в 1950-х годах на автоматических коробках передач GM Hydra-Matic. Современные АКПП оснащают специальным клапаном и соленоидом для включения кикдауна.

Как включается кикдаун на АКПП

Чтобы включить режим кикдаун на автомобиле с АКПП, водителю нужно выполнить следующие действия:

  1. Нажать педаль акселератора до упора в пол
  2. Быстро отпустить педаль, не задерживая в положении кикдаун

При этом в автоматической коробке передач происходят следующие процессы:

  • Открывается клапан системы кикдаун, обычно соленоидного типа
  • Через клапан сбрасывается давление в гидравлике коробки
  • Из-за пониженного давления включается пониженная передача
  • Обороты двигателя резко возрастают
  • Автомобиль получает максимальное ускорение

После отпускания педали газа давление восстанавливается, клапан закрывается и АКПП возвращается в обычный режим работы. На некоторых автомобилях под педалью газа расположена специальная кнопка для ручного включения кикдауна.

Когда применять режим кикдаун на практике

Кикдаун может быть полезен в следующих ситуациях:

  • Необходимость быстрого обгона на трассе, например, перед поворотом
  • Разгон перед съездом на другую дорогу или перекрестком
  • Ускорение на крутом подъеме, если машина сбрасывает скорость
  • Выезд на скоростную трассу из затора

Однако применять кикдаун стоит с осторожностью, учитывая дорожные условия:

  • На скользкой, мокрой или заснеженной дороге возможна потеря сцепления и занос
  • В плотном потоке резкий разгон может привести к столкновению
  • На неровной и разбитой трассе кикдаун увеличивает динамические нагрузки на подвеску и другие узлы

Поэтому кикдаун лучше применять при хорошем сцеплении шин с дорогой и при отсутствии помех для маневра.

Правила использования кикдауна

Чтобы правильно использовать кикдаун и избежать поломок автомобиля, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Включать кикдаун только при необходимости разогнаться, не злоупотреблять этим
  2. Выжимать и отпускать педаль газа плавно, не дергая
  3. Использовать не чаще 2-3 раз в день
  4. Не включать на скользкой дороге и при потере сцепления
  5. Контролировать температуру двигателя и КПП после кикдаунов
Опытные водители рекомендуют применять кикдаун хотя бы раз в день, чтобы промыть гидропривод коробки передач и не допустить залипания клапанов.

Также важно правильно совмещать кикдаун с другими режимами АКПП. Например, включать кикдаун можно только на активированной понижающей передаче, отключив овердрайв. После нескольких кикдаунов полезно проехать некоторое время на высокой передаче и невысоких оборотах, чтобы двигатель остыл.

Таким образом, кикдаун требует осторожного и умеренного применения. При соблюдении простых правил он поможет быстро разогнать автомобиль в нужный момент и не приведет к преждевременному износу узлов и агрегатов.

Кикдаун и износ автомобиля

Интенсивное использование режима кикдаун может негативно сказаться на техническом состоянии автомобиля и привести к повышенному износу:

  • Двигатель при кикдауне перегружается и разгоняется до предельных оборотов
  • Возрастают нагрузки на детали КПП, валы, подшипники, шестерни
  • Учащаются циклы сброса и повышения давления в гидроприводе
  • Происходит интенсивный износ уплотнений, прокладок, манжет

Чтобы снизить негативное влияние кикдауна, рекомендуется:

  • Использовать высококачественное масло для АКПП
  • После интенсивных кикдаунов дать двигателю поработать на холостых оборотах
  • Регулярно менять фильтры и жидкости в соответствии с регламентом
  • Не применять кикдаун на холодном двигателе и старой АКПП

Ошибки при использовании кикдауна

Наиболее распространенные ошибки при использовании кикдауна:

  • Постоянное удержание педали газа в положении "кикдаун"
  • Слишком частое использование этого режима
  • Включение на скользкой, мокрой или заснеженной дороге
  • Применение кикдауна с включенным овердрайвом
  • Игнорирование признаков перегрузки двигателя и КПП

Такие ошибки приводят к преждевременному износу двигателя и трансмиссии. Чтобы их избежать, нужно точно соблюдать правила безопасного использования кикдауна.

Кикдаун на других трансмиссиях

Аналогичный режим форсированного разгона может быть реализован и на других типах трансмиссии:

  • На роботизированной КПП ступенчатый "кикдаун" обеспечивается электроникой
  • Вариаторы оснащают спорт-режимом, увеличивающим обороты двигателя
  • На механике водитель сам выбирает оптимальную передачу для разгона

Однако классический гидравлический кикдаун, характерный для АКПП, обеспечивает наиболее быстрое и плавное ускорение за счет автоматического подбора передачи.

Будущее технологии кикдаун

В перспективе автопроизводители планируют расширить возможности системы кикдаун:

  • Увеличить количество передач для включения кикдауна - с 1-2 до 2-3
  • Оптимизировать алгоритмы управления для снижения нагрузок
  • Адаптировать интенсивность кикдауна к параметрам двигателя и КПП
  • Интегрировать кикдаун с другими системами автомобиля, например АБС

Это позволит сделать кикдаун еще более точным и безопасным, сохранив все преимущества резкого разгона.

Комментарии