Рулевая рейка ВАЗ 2112: причины неисправности, диагностика, инструмент и расходные материалы
Рулевая рейка - один из ключевых элементов рулевого управления автомобиля. От ее технического состояния напрямую зависит управляемость и безопасность движения. В данной статье мы разберем типичные неисправности рулевой рейки на автомобилях ВАЗ 2112, рассмотрим способы их диагностики и возможности ремонта своими руками.
Конструкция рулевой рейки ВАЗ 2112
Рулевая рейка представляет собой механическое устройство, преобразующее вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевых тяг, что в свою очередь обеспечивает поворот управляемых колес автомобиля. Рулевой механизм состоит из следующих основных узлов:
- Корпус
- Зубчатая рейка
- Карданный вал (шестерня)
- Подшипники
- Регулировочные пружины и фиксаторы
Корпус рулевой рейки изготавливается методом литья из высокопрочного алюминиевого сплава. Зубчатая рейка и карданный вал выполнены из легированной инструментальной стали. Для снижения трения применяются подшипники качения, а уплотнение вала осуществляется с помощью манжет.
Рулевые рейки и комплектующие для ВАЗ 2110, 2111, 2112 Заводские изделия поставляются с гарантией производителя.
Сборка рулевого механизма осуществляется методом селективной сборки , при которой происходит индивидуальный подбор рейки и валика в каждый конкретный корпус. Это позволяет добиться оптимальных зазоров и обеспечить высокую долговечность конструкции.
Типичные неисправности
За время эксплуатации в рулевой рейке автомобилей ВАЗ 2112 могут возникнуть следующие дефекты:
- Износ зубчатой пары рейка-валик
- Заедание и появление люфтов в подшипниках
- Ослабление крепежных соединений корпуса
- Нарушение регулировки усилия и хода
Причины этих неисправностей могут быть самые разные: производственный брак, некачественная сборка, нарушение правил эксплуатации, выработка ресурса, ДТП и т.д.
Отдельно стоит отметить характерный дефект рулевых реек ВАЗ 2112 - усадку тарельчатых пружин, вызывающую появление люфта и внутренних стуков.
Поиск и диагностика неисправностей
При подозрении на неполадки в работе рулевого управления, в первую очередь следует проверить состояние рулевой рейки. Это можно сделать самостоятельно, не прибегая к помощи диагностического оборудования.
Визуальный осмотр
Необходимо осмотреть корпус рулевой рейки и все присоединенные к ней детали на наличие трещин, сколов, следов утечек рабочих жидкостей. Также проверить надежность крепежа.
Проверка люфтов
Выполняется на ровной горизонтальной площадке при неработающем двигателе. Проворачивая руль в крайние положения, рывками за рулевое колесо проверить наличие люфтов и посторонних стуков.
Люфт отсутствует | Есть люфт или стук |
Рулевая рейка исправна | Требуется ремонт или замена рейки |
Аналогичную процедуру проделать для рулевых тяг в шарнирных соединениях.
Оценка усилия на руле
Завести двигатель, прогреть до рабочей температуры и, поворачивая руль, оценить требуемое физическое усилие на рулевом колесе:
- Норма - усилие умеренное на всем ходе поворота
- Повышенное усилие - признак заедания подшипников или повреждения зубчатой пары
- "Тугой" участок на определенном отрезке - заедание в данной точке
- Пониженное усилие - провал в работе усилителя или масляного насоса
Проверив все вышеописанные параметры, можно сделать предварительный вывод о техническом состоянии рулевого механизма и определить дальнейшую стратегию - провести регулировку, ремонт или полную замену рулевой рейки.
Инструмент и расходные материалы
Для проведения работ по обслуживанию и ремонту рулевой рейки ВАЗ 2112 потребуется следующий инструмент:
- Набор торцевых головок
- Ключи рожковые на 10, 12, 14 мм
- Отвертка крестовая
- Молоток
- Съемник рулевой рейки
- Приспособление для стягивания карданного вала
- Набор шлифовальной шкурки
- Напильники
В качестве расходных материалов потребуются:
- Смазка ЛИТОЛ-24
- Ремкомплект сальников
- Регулировочные шайбы
- Стопорные кольца
При значительном износе или повреждении может потребоваться замена отдельных деталей: вал шестерни, подшипники, резиновые уплотнители, пружины и т.д. В этом случае необходимо подобрать ремонтный комплект, содержащий требующиеся запчасти.
Для полноценного ремонта желательно иметь сварочный аппарат, например для восстановления кронштейнов крепления, а также набор слесарных инструментов.
Пошаговая инструкция замены рулевой рейки ВАЗ 2112
Если в результате диагностики выявлены серьезные неисправности, не подлежащие ремонту, придется устанавливать новую рулевую рейку. Рассмотрим пошаговую последовательность замены рулевого механизма.
- Снять переднее колесо для облегчения доступа. Очистить зону вокруг рулевой рейки от загрязнений.
- Ослабить крепеж рулевых тяг, отсоединить их от поворотных кулаков и зафиксировать в подвешенном состоянии.
- Отсоединить детали подвески переднего моста, вывески стабилизатора поперечной усточивости, ослабить крепеж насоса.
- Установить съемник и стяжное приспособление для фиксации карданного вала. Отсоединить вал от рулевой рейки.
- Открутить гайки крепления рейки к поперечине. При необходимости поддеть молотком или аккуратно простучать съемником.
- Снять старую рулевую рейку и осмотреть посадочные поверхности кронштейнов на поперечине.
Установка новой рулевой рейки ВАЗ 2112
Перед установкой рейки нужно подготовить места ее крепления, зачистить поверхности от заусенцев и ржавчины. Процесс монтажа выглядит следующим образом:
- Установить новую рулевую рейку на поперечину рамы и закрутить гайки крепления с рекомендованным моментом затяжки.
- Подсоединить карданный вал, установить фиксирующие элементы.
- Закрепить шланги и трубопроводы системы усилителя руля ("гур").
- Присоединить рулевые тяги к поворотным кулакам и затянуть их крепление.
- Прокачать систему усилителя руля, долить рабочую жидкость до нормы.
Проверка работы рулевой рейки ВАЗ 2112 после замены
Перед выездом на дорогу обязательно проверить работу новой рулевой рейки:
- Завести двигатель, прогреть до рабочей температуры.
- При работающем двигателе покачать рулевое колесо влево и вправо, оценивая легкость хода и отсутствие люфтов.
- Проехать на автомобиле несколько километров по прямой, при этом руль должен удерживать заданное направление.
- Выполнить несколько поворотов на невысокой скорости, отслеживая плавность хода без рывков и «закусываний».
Обнаруженные недостатки в работе устранить регулировкой или повторной установкой.