Как подобрать оптимальные размеры шеек коленвалов

Шейки коленвалов – важнейшие детали двигателя, от их размеров напрямую зависит работоспособность мотора. Что нужно знать, чтобы правильно подобрать размеры шеек для конкретного автомобиля? Давайте разберемся.

Типы шеек коленвалов и их назначение

Коленвал – это основная деталь двигателя внутреннего сгорания, которая преобразует возвратно-поступательные движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. На коленвале выделяют два основных типа шеек:

  • Коренные шейки
  • Шатунные шейки

Коренные шейки коленвала воспринимают осевые и радиальные нагрузки от массы движущихся деталей двигателя. Они являются опорами, на которые устанавливаются коренные подшипники скольжения или качения.

Шатунные шейки коленвала соединяются со шатунами и передают усилие от поршней на коленчатый вал. Количество шатунных шеек зависит от конструкции двигателя:

  • На рядных двигателях количество шатунных шеек равно количеству цилиндров
  • На V-образных двигателях количество шатунных шеек в 2 раза меньше количества цилиндров, так как каждая шейка соединяется сразу с двумя шатунами

Для изготовления шеек коленвалов чаще всего используются конструкционные и легированные стали, реже – высокопрочные чугуны. Наиболее распространены стали марок 45, 40ХНМА, 50Г2 для шатунных шеек и 45Х, 50Г, 40ХНМА для коренных.

Опорные поверхности коренных шеек коленвала являются его основными базами. Однако в некоторых случаях в качестве технологических баз используют поверхности центровых отверстий.

Чтобы определить, какие шейки необходимы для конкретного двигателя, следует:

  1. Определить тип двигателя (рядный, V-образный)
  2. Посчитать количество цилиндров
  3. Рассчитать требуемое количество коренных и шатунных шеек
  4. Подобрать материал шеек исходя из нагрузок на двигатель

Эта информация позволит правильно подобрать шейки, которые обеспечат надежную работу двигателя.

Стандартные размеры шеек коленвалов

Стандартные размеры шеек коленвалов варьируются в широком диапазоне от 39,484 мм до 70,920 мм. Конкретные значения зависят от типа и мощности двигателя. Рассмотрим типовые размеры на примере некоторых распространенных моделей:

Автомобиль Двигатель Диаметр коренной шейки, мм Диаметр шатунной шейки, мм
ВАЗ-2106 ВАЗ-2106 52,60 44,28
ВАЗ-2107 ВАЗ-2107 55,50 48,28
ЗАЗ Sens MeMZ-307 51,48 43,98

Как видно из примеров, с увеличением объема и мощности двигателя размеры шеек также увеличиваются. Это связано с возрастающими нагрузками на деталь.

Спортивные модификации коленвалов могут иметь шейки уменьшенного размера. Например, на широко распространенных коленвалах с диаметром шатунных шеек 47,8 мм в спортивном варианте этот параметр может быть уменьшен до 43 мм.

Чтобы определить размер шеек на имеющемся коленвале, необходимо:

  1. Очистить поверхность шеек от отложений
  2. При помощи микрометра выполнить замеры диаметров коренных и шатунных шеек в 3-4 точках по окружности
  3. Рассчитать среднее значение для каждой шейки

Полученные размеры позволят подобрать необходимые подшипники и убедиться, что параметры шеек соответствуют нормативам для данного двигателя.

Рекомендуемый зазор в подшипниках скольжения для шеек диаметром 50 мм составляет 0,039-0,072 мм. При меньших зазорах возможен перегрев, а при больших – падение давления масла.

Примеры стандартных размеров шеек для различных двигателей

Для наглядности приведем еще несколько примеров стандартных размеров шеек коленвалов различных двигателей:

Двигатель Диаметр коренной шейки, мм Диаметр шатунной шейки, мм
ВАЗ-21126 55,970 48,970
ВАЗ-21124 61,970 53,970
ЗМЗ-4063 63,950 55,950
Cummins ISBe5 300 85,725 68,254

Как видно, чем больше рабочий объем и мощность двигателя, тем, как правило, увеличиваются размеры шеек коленвала.

Допустимые отклонения размеров шеек

Помимо номинальных размеров, для шеек коленвалов устанавливаются допустимые отклонения от номинала. Это связано с неизбежными погрешностями при изготовлении деталей.

Величина допуска обычно составляет от нескольких микрон до долей миллиметра. Например, для шатунной шейки диаметром 50 мм допуск может быть +0,02/-0,01 мм.

При контроле готовых коленвалов замеренные размеры шеек должны находиться в пределах номинального значения с учетом допуска. В противном случае коленвал бракуется.

Материалы шеек и их влияние на размеры

Помимо габаритов двигателя, на размеры шеек коленвала влияет также материал, из которого они изготовлены. Распространенные материалы:

  • Конструкционные углеродистые стали (например, сталь 45)
  • Легированные хромомолибденовые стали (40ХНМА, 40Х)
  • Специальные высокопрочные чугуны (ВЧ50, ВЧ60)

Более прочные материалы позволяют изготавливать коленвалы с меньшими размерами шеек без потери надежности. Например, применение 40ХНМА вместо стали 45 для шатунных шеек позволяет уменьшить их диаметр на 1-2 мм без ухудшения прочности.

Влияние износа шеек на их размеры

В процессе эксплуатации под действием трения и нагрузок происходит постепенный износ рабочих поверхностей шеек коленвала.

С увеличением износа размеры шеек уменьшаются, что приводит к следующим проблемам:

  • Увеличение зазора в подшипниках
  • Падение давления смазки
  • Повышенные шум и вибрация

Поэтому в процессе эксплуатации необходимо периодически проверять фактический износ шеек и при достижении предельных значений производить замену коленвала.

Комментарии