Сколько весит рельса: информация о весе 1 погонного метра железнодорожных рельс

Железнодорожные рельсы - ключевые элементы путевой инфраструктуры. От их прочности и долговечности зависит безопасность движения поездов.

Основные параметры рельсов

Существует несколько разновидностей рельсов для различных типов железнодорожного транспорта:

  • Ширококолейные рельсы Р43, Р65, Р50 - для магистральных линий;
  • Узкоколейные рельсы Р18, Р24 - для промышленного транспорта;
  • Крановые рельсы КР70, КР80 и т.д. - для подвесных крановых путей;
  • Трамвайные рельсы Т62 - для городского рельсового транспорта.

Рельсы изготавливаются из качественной углеродистой стали. Для повышения прочности в состав стали вводят легирующие элементы: марганец, кремний, ванадий. Состав стали строго регламентируется государственными стандартами.

Размеры и масса рельсов разных марок приведены в таблице:

Марка рельса Масса 1 п.м, кг Длина, м
Р65 64,88 25
Р50 51,67 12,5
КР100 89,05 11

Правила маркировки рельсов предусматривают нанесение на изделие ряда обозначений:

  1. Тип рельса (Р65, КР100 и т.д.);
  2. Месяц и год изготовления;
  3. Обозначение предприятия-изготовителя;
  4. Номер плавки.

Также на рельсах указывают категорию качества: "Т1" - термоупрочненные рельсы, "H" - рельсы без термообработки.

Расчет количества рельсов для пути

Сколько весит рельса зависит от ее маркировки и размеров. Для выбора оптимального варианта и заказа необходимого количества следует выполнить расчеты.

Массу рельса на погонный метр можно рассчитать по формуле:

m = p * l * k

где:

  • m - масса рельса на погонный метр, кг;
  • p - плотность материала рельса, кг/м3;
  • l - длина 1 метра рельса, м;
  • k - площадь поперечного сечения рельса, м2.

Например, для стандартного рельса типа Р65 при плотности стали 7850 кг/м3, площади поперечного сечения 82,65 см2 получаем:

m = 7850 * 1 * 0,08265 = 64,88 кг

Это значение совпадает со справочным значением в таблице.

Для расчета общей массы рельсов на конкретный участок пути используется формула:

М = m * n * L

где:

  • М - общая масса рельсов, т;
  • m - масса 1 пог. м рельса, кг;
  • n - количество нитей (как правило, 2);
  • L - длина участка пути, км.

Допустим, необходимо спроектировать участок железной дороги длиной 10 км. Выбираем рельс типа Р65. Тогда расчет будет следующим:

М = 64,88 * 2 * 10 = 1297,6 т

Таким образом, для 10-километрового перегона потребуется заказать 1297,6 тонн рельсов Р65.

Крепление рельсов

После укладки рельсошпальной решетки необходимо надежное крепление рельсов к шпалам. Для этого применяются различные клеммы, болты, гайки, подкладки.

Существуют следующие разновидности клемм для крепления рельсов:

  • Подпятниковые клеммы;
  • Упорные клеммы;
  • Накладные клеммы;
  • Бесподкладочные клеммы.

Выбор типа клемм зависит от категории железнодорожной линии, типа рельсов и шпал.

Регулировка колеи

Сколько весит рельса, установленного на железнодорожных путях, влияет на ширину колеи. С возрастом и под воздействием нагрузок происходит уширение колеи.

Для предотвращения схода подвижного состава с рельсов необходима периодическая регулировка ширины колеи с помощью рихтовки или натяжки закладных и стыковых болтов.

Замена изношенных рельсов

При интенсивном движении поездов происходит повышенный износ головки рельса. Как правило, предельное значение износа составляет 8 мм.

После достижения предельного износа требуется замена старогодных рельсов на новые. Эта процедура позволяет восстановить оптимальный профиль катания и обеспечить безопасное движение.

Утилизация рельсов

Сколько весит рельса, не пригодного для дальнейшей эксплуатации? Старогодние и крановые рельсы, снятые с железных дорог и подкрановых путей, могут быть утилизированы.

Переработка металлолома рельсов осуществляется на металлургических предприятиях. Из переплавленной стали изготавливаются новые рельсы и другая металлопродукция.

Требования к транспортировке рельсов

При транспортировке рельсов необходимо соблюдать ряд требований для исключения их повреждения и деформации:

  • Использовать специализированные железнодорожные платформы или автотранспорт с прицепами;
  • Укладывать рельсы с учетом их габаритов и грузоподъемности транспорта;
  • Фиксировать рельсы растяжками, упорами, прокладками;
  • Исключить продольное и поперечное смещение груза;
  • Не допускать механических повреждений поверхности.

Погрузка рельсов

Погрузка рельсов в транспортные средства осуществляется с помощью кранов или погрузчиков. Рельсы укладываются поперек платформ с зазором 150-180 мм между торцами.

В автотранспорт рельсы загружаются вдоль кузова для уменьшения свеса. Высота штабелей рельсов не должна превышать 1 метр.

Складирование рельсов

На складах рельсы хранятся в штабелях на деревянных подкладках сечением не менее 8x8 см. Высота штабелей - до 2,5 м.

Между штабелями предусматриваются проходы шириной не менее 1 м. Расстояние между торцами соседних штабелей - не менее 0,5 м.

Условия хранения рельсов

Для предотвращения коррозии рекомендуется хранить рельсы на складах с влажностью не более 70%. Температура воздуха внутри помещения должна быть не ниже +5°С.

Открытая площадка для хранения рельсов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие с уклоном для стока воды. Необходим навес для защиты от атмосферных осадков.

Комментарии