Подшипник 209: выбор, характеристики, аналоги
Шариковый подшипник 209 является одним из наиболее распространенных узлов в различных механизмах. От качества этого подшипника во многом зависит долговечность и надежность работы оборудования. Далее мы подробно рассмотрим его конструкцию, технические характеристики, основные аналоги и рекомендации по выбору оптимального варианта.
Конструктивные особенности подшипника 209
Подшипник 209 относится к типу шариковых радиальных однорядных открытых подшипников. Он состоит из следующих основных деталей:
- Наружное кольцо
- Внутреннее кольцо
- Шарики
- Сепаратор (разделительный элемент)
Наружное кольцо имеет сферическую форму и служит опорной частью, через которую передается нагрузка на корпус. Внутренняя обойма предназначена для посадки на вал.
В качестве тел качения используются шарики диаметром 12,7 мм, общим количеством 9 штук на один подшипник. Шарики вращаются при работе подшипника, обеспечивая минимальное трение в узле.
Сепаратор представляет собой стальной штампованный элемент, который разделяет шарики на равные интервалы по окружности и предотвращает их смещение. Кроме стального, сепаратор может изготавливаться из латуни, бронзы или полимерных материалов.
Размеры и характеристики
Габаритные размеры подшипника 209
составляют:
- Наружный диаметр: 85 мм;
- Внутренний диаметр: 45 мм;
- Ширина: 19 мм.
Масса стандартного исполнения составляет около 0,41 кг.
Основные технические характеристики подшипника приведены в таблице:
Динамическая грузоподъемность | 33,2 кН |
Статическая грузоподъемность | 21,6 кН |
Максимальная частота вращения | 9000 об/мин |
Количество шариков | 9 шт. |
Диаметр шариков | 12,7 мм |
Диапазон рабочих температур | -40...+120 °С |
Подшипники изготавливаются с различной степенью точности, которая обозначается цифрой перед маркировкой. Например, 5-209 – пятый класс точности. В соответствии с международными стандартами ISO это соответствует обозначению P5.
Система обозначений и расшифровка маркировки
Полная маркировка отечественного подшипника выглядит следующим образом:
6-209 ГОСТ 8338-75
или
6-209 ГОСТ 520-2011
Здесь:
- 6 – класс точности (стандартный);
- 209 – условное числовое обозначение подшипника;
- ГОСТ – обозначение стандарта.
В маркировке могут присутствовать дополнительные буквенные и цифровые индексы, указывающие на особенности конструкции или применяемых материалов, например:
- 209Б – подшипник с бронзовым сепаратором;
- 209Р – из тугоплавкой коррозионностойкой стали;
- 75-209 – подшипник с увеличенным радиальным зазором.
Импортный аналог подшипника обозначается согласно стандарту ISO 6209. Его размеры и характеристики полностью совпадают с отечественным вариантом 209.
Области применения подшипника 209
Подшипник 209 широко используется в различных отраслях:
- Автомобилестроение - в трансмиссии, ходовой части, рулевом управлении легковых и грузовых автомобилей, а также в сельскохозяйственной и спецтехнике;
- Сельхозмашиностроение - в редукторах и трансмиссиях тракторов, комбайнов, кормоуборочной техники;
- Промышленность - в токарных станках, насосах, компрессорах, электродвигателях.
Некоторые конкретные примеры использования:
- В КПП автопогрузчиков;
- В мостах грузовиков ЗИЛ;
- В дифференциале ВАЗ-2121;
- В редукторе привода ВОМ тракторов МТЗ-100.
Аналоги подшипника 209
Существует ряд аналогов подшипника 209, отличающихся конструктивными особенностями или типом используемых материалов. Основные аналоги:
- Подшипник 209Ю - из нержавеющей стали повышенной коррозионной стойкости;
- Подшипник
209
с индексом Д - облегченный из дюралюминия; - Подшипник
ucp 209
- с сепаратором из полиамида, повышенной износостойкости.
Характеристика | 209 | 209Д |
Материал | Сталь | Дюраль |
Масса | 0,41 кг | 0,31 кг |
Как видно из таблицы, облегченный вариант отличается меньшей массой, но при прочих равных характеристиках.
Рекомендации по выбору подшипника 209
При выборе конкретного варианта подшипника 209 необходимо учитывать условия его эксплуатации:
- Температурный режим;
- Характер нагрузки (статическая, динамическая);
- Требуемая частота вращения;
- Агрессивность среды.
Для жестких условий работы рекомендуются подшипники повышенных классов точности и из более износостойких материалов (например, 209Ю или ucp 209
).
Производители подшипника 209
Подшипник 209 выпускается многими российскими и зарубежными производителями. К основным отечественным производителям относятся:
- 3 ГПЗ (Саратов)
- 23 ГПЗ (Самара)
- СПЗ-4 (Самара)
- ЗАП (Запорожье, Украина)
- ХАРП (Харьков, Украина)
Среди зарубежных производителей популярны следующие торговые марки:
- SKF (Швеция)
- FAG (Германия)
- NSK (Япония)
- KOYO (Япония)
Цены на подшипник 209 разных производителей
Стоимость подшипника 209 может существенно различаться в зависимости от производителя:
Производитель | Стоимость подшипника 209 |
OTEC (Китай) | 120 руб. |
ХАРП (Украина) | 320 руб. |
SKF (Швеция) | 960 руб. |
Как видно, импортные подшипники премиальных брендов значительно дороже отечественных и китайских аналогов.
Выбор оптимального соотношения цены и качества
При выборе подшипника 209 важно найти оптимальный баланс между ценой и качеством. Для менее ответственных задач с небольшим ресурсом работы можно ориентироваться на более дешевые китайские или российские аналоги.
В случаях, когда нужна длительная безотказная работа в жестких условиях, лучше отдать предпочтение продукции именитых брендов, хотя это и связано с более высокими затратами на приобретение подшипника.
Также разумным компромиссом может быть покупка аналогов российского производства со специальными дополнительными характеристиками (повышенной коррозионной стойкостью, увеличенным ресурсом и т.д.).
Рекомендации по установке и обслуживанию
При монтаже и обслуживании подшипника 209 следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- Перед установкой в обоймы и на вал очистить и обезжирить поверхности;
- Нанести на поверхности тонкий слой смазки;
- При посадке избегать ударов, неравномерного нажатия, перекосов;
- Выполнять регулярную смазку в зависимости от условий работы.