Подшипник 209: выбор, характеристики, аналоги

Шариковый подшипник 209 является одним из наиболее распространенных узлов в различных механизмах. От качества этого подшипника во многом зависит долговечность и надежность работы оборудования. Далее мы подробно рассмотрим его конструкцию, технические характеристики, основные аналоги и рекомендации по выбору оптимального варианта.

Конструктивные особенности подшипника 209

Подшипник 209 относится к типу шариковых радиальных однорядных открытых подшипников. Он состоит из следующих основных деталей:

  • Наружное кольцо
  • Внутреннее кольцо
  • Шарики
  • Сепаратор (разделительный элемент)

Наружное кольцо имеет сферическую форму и служит опорной частью, через которую передается нагрузка на корпус. Внутренняя обойма предназначена для посадки на вал.

В качестве тел качения используются шарики диаметром 12,7 мм, общим количеством 9 штук на один подшипник. Шарики вращаются при работе подшипника, обеспечивая минимальное трение в узле.

Сепаратор представляет собой стальной штампованный элемент, который разделяет шарики на равные интервалы по окружности и предотвращает их смещение. Кроме стального, сепаратор может изготавливаться из латуни, бронзы или полимерных материалов.

Размеры и характеристики

Габаритные размеры подшипника 209 составляют:

  • Наружный диаметр: 85 мм;
  • Внутренний диаметр: 45 мм;
  • Ширина: 19 мм.

Масса стандартного исполнения составляет около 0,41 кг.

Основные технические характеристики подшипника приведены в таблице:

Динамическая грузоподъемность 33,2 кН
Статическая грузоподъемность 21,6 кН
Максимальная частота вращения 9000 об/мин
Количество шариков 9 шт.
Диаметр шариков 12,7 мм
Диапазон рабочих температур -40...+120 °С

Подшипники изготавливаются с различной степенью точности, которая обозначается цифрой перед маркировкой. Например, 5-209 – пятый класс точности. В соответствии с международными стандартами ISO это соответствует обозначению P5.

Система обозначений и расшифровка маркировки

Полная маркировка отечественного подшипника выглядит следующим образом:

6-209 ГОСТ 8338-75

или

6-209 ГОСТ 520-2011

Здесь:

  • 6 – класс точности (стандартный);
  • 209 – условное числовое обозначение подшипника;
  • ГОСТ – обозначение стандарта.

В маркировке могут присутствовать дополнительные буквенные и цифровые индексы, указывающие на особенности конструкции или применяемых материалов, например:

  • 209Б – подшипник с бронзовым сепаратором;
  • 209Р – из тугоплавкой коррозионностойкой стали;
  • 75-209 – подшипник с увеличенным радиальным зазором.

Импортный аналог подшипника обозначается согласно стандарту ISO 6209. Его размеры и характеристики полностью совпадают с отечественным вариантом 209.

Области применения подшипника 209

Подшипник 209 широко используется в различных отраслях:

  • Автомобилестроение - в трансмиссии, ходовой части, рулевом управлении легковых и грузовых автомобилей, а также в сельскохозяйственной и спецтехнике;
  • Сельхозмашиностроение - в редукторах и трансмиссиях тракторов, комбайнов, кормоуборочной техники;
  • Промышленность - в токарных станках, насосах, компрессорах, электродвигателях.

Некоторые конкретные примеры использования:

  • В КПП автопогрузчиков;
  • В мостах грузовиков ЗИЛ;
  • В дифференциале ВАЗ-2121;
  • В редукторе привода ВОМ тракторов МТЗ-100.

Аналоги подшипника 209

Существует ряд аналогов подшипника 209, отличающихся конструктивными особенностями или типом используемых материалов. Основные аналоги:

  • Подшипник 209Ю - из нержавеющей стали повышенной коррозионной стойкости;
  • Подшипник 209 с индексом Д - облегченный из дюралюминия;
  • Подшипник ucp 209 - с сепаратором из полиамида, повышенной износостойкости.
Характеристика 209 209Д
Материал Сталь Дюраль
Масса 0,41 кг 0,31 кг

Как видно из таблицы, облегченный вариант отличается меньшей массой, но при прочих равных характеристиках.

Рекомендации по выбору подшипника 209

При выборе конкретного варианта подшипника 209 необходимо учитывать условия его эксплуатации:

  • Температурный режим;
  • Характер нагрузки (статическая, динамическая);
  • Требуемая частота вращения;
  • Агрессивность среды.

Для жестких условий работы рекомендуются подшипники повышенных классов точности и из более износостойких материалов (например, 209Ю или ucp 209).

Производители подшипника 209

Подшипник 209 выпускается многими российскими и зарубежными производителями. К основным отечественным производителям относятся:

  • 3 ГПЗ (Саратов)
  • 23 ГПЗ (Самара)
  • СПЗ-4 (Самара)
  • ЗАП (Запорожье, Украина)
  • ХАРП (Харьков, Украина)

Среди зарубежных производителей популярны следующие торговые марки:

  • SKF (Швеция)
  • FAG (Германия)
  • NSK (Япония)
  • KOYO (Япония)

Цены на подшипник 209 разных производителей

Стоимость подшипника 209 может существенно различаться в зависимости от производителя:

Производитель Стоимость подшипника 209
OTEC (Китай) 120 руб.
ХАРП (Украина) 320 руб.
SKF (Швеция) 960 руб.

Как видно, импортные подшипники премиальных брендов значительно дороже отечественных и китайских аналогов.

Выбор оптимального соотношения цены и качества

При выборе подшипника 209 важно найти оптимальный баланс между ценой и качеством. Для менее ответственных задач с небольшим ресурсом работы можно ориентироваться на более дешевые китайские или российские аналоги.

В случаях, когда нужна длительная безотказная работа в жестких условиях, лучше отдать предпочтение продукции именитых брендов, хотя это и связано с более высокими затратами на приобретение подшипника.

Также разумным компромиссом может быть покупка аналогов российского производства со специальными дополнительными характеристиками (повышенной коррозионной стойкостью, увеличенным ресурсом и т.д.).

Рекомендации по установке и обслуживанию

При монтаже и обслуживании подшипника 209 следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Перед установкой в обоймы и на вал очистить и обезжирить поверхности;
  • Нанести на поверхности тонкий слой смазки;
  • При посадке избегать ударов, неравномерного нажатия, перекосов;
  • Выполнять регулярную смазку в зависимости от условий работы.
Комментарии