Максимальная скорость гоночных болидов "Формулы-1"
Болиды "Формулы-1" разгоняются до головокружительных скоростей, опережая мечты обычных автолюбителей. Узнайте в этой статье, какие рекорды устанавливали гоночные машины на протяжении истории чемпионата. Поверьте, цифры впечатлят даже бывалых гонщиков!
Исторический максимум скорости в "Формуле-1"
В 1986 году на шасси Benetton с двигателем BMW немецкий пилот Герхард Бергер впервые в истории превысил рубеж в 350 км/ч, установив рекорд в 351,22 км/ч. Это стало возможным благодаря мощным турбомоторам, которые в то время активно применялись в "Формуле-1".
Однако уже в следующем году на Гран-при Италии рекорд Бергера превзошел Нельсон Пике. Бразилец на Williams с двигателем Honda разогнался до невероятных 385 км/ч.
Нельсон Пике: "Когда я впервые увидел показание спидометра за 350 км/ч, то испугался. А на отметке 385 км/ч, казалось, я вот-вот взлечу".
Однако радость от новых рекордов длилась недолго. В 1988 году ФИА запретила турбомоторы, что привело к обвалу максимальных скоростей более чем на 40 км/ч.
Возвращение высоких скоростей
Лишь в конце 1990-х годов благодаря переходу на узкие шасси и прогрессу в аэродинамике скорости вернулись на уровень 350 км/ч. В 1998 году на Гран-при Германии пилот Макларена Дэвид Култхард показал 356,5 км/ч по данным официальных замеров.
А спустя два года тот же Култхард на той же трассе разогнался уже до 361 км/ч. При этом скорость была зафиксирована не на квалификации, а во время самой гонки!
Официальный рекорд скорости ФИА
Нынешний официальный рекорд скорости, зарегистрированный ФИА, был установлен в 2016 году финским пилотом Валттери Боттасом. На Гран-при Мексики он разогнал свой Williams до 372,54 км/ч, превзойдя достижение соотечественника Кими Райкконена (370,1 км/ч на Гран-при Италии 2005 года).
Любопытно, что еще годом ранее на тестах в Монце пилот Хуан Пабло Монтойя на McLaren показал 372,6 км/ч, однако ФИА не стала регистрировать этот результат, поскольку он был установлен не в рамках официальных заездов Гран-при.
Заявления о 400 км/ч
Ходят слухи, что в 2006 году на специальных испытаниях в пустыне Мохаве пилот Алан ван дер Мерве разогнал модифицированный болид Honda до 400 км/ч. Однако эта информация не имеет официального подтверждения.
Сравнение с разгоном до 100 км/ч
Для сравнения, современные болиды "Формулы-1" разгоняются до 100 км/ч всего за 1,7 секунды. Это становится возможным благодаря мощности двигателей порядка 1000 лошадиных сил.
При торможении с высоких скоростей (300-350 км/ч) требуется 3,5-5 секунд для полной остановки. Тормозной путь составляет около 140-170 метров. Это объясняет, почему гоночные трассы имеют огромные зоны безопасности.
Миф о большей скорости старых болидов
Бытует мнение, что в прошлом болиды "Формулы-1" разгонялись до более высоких скоростей по сравнению с современными машинами. Однако сравнение технических характеристик опровергает этот миф.
Миф о большей скорости старых болидов
Для сравнения возьмем один из самых успешных болидов 1950-х годов - Alfa Romeo 158/159 Alfetta. Его максимальная скорость составляла 350 км/ч. Двигатель имел мощность 450 л.с., а вес машины - 710 кг.
В то же время современный болид Ferrari F2004 с двигателем мощностью 865 л.с. и весом 605 кг способен разогнаться до 360 км/ч. То есть преимущество на стороне новой техники.
Исключения из правила
Впрочем, есть и исключения. Например, Ferrari 2014 года с максимальной скоростью 340 км/ч уступает Alfa Romeo 1950-х годов. Однако совсем не все современные болиды медленнее старых.
Сравнение последних моделей
Mercedes AMG F1 W10 EQ Power+ 2019 года способен разгоняться до 352 км/ч. Это быстрее легендарной Alfa Romeo, но медленнее Ferrari 2004 года.
Итак, однозначно утверждать, что раньше болиды были быстрее, нельзя. Прогресс в максимальной скорости шел неравномерно, и старые рекорды то обновлялись, то отставали от новых достижений.
Причины небольшого прогресса в скорости
Почему же при росте мощности двигателей максимальная скорость болидов не увеличилась радикально за последние десятилетия?
Сыграли роль следующие факторы:
- Ужесточение технического регламента ФИА
- Увеличение размеров и веса шасси
- Рост аэродинамического сопротивления
Из-за этого инженеры вынуждены "жертвовать" максимальной скоростью ради других характеристик, таких как устойчивость или прижимная сила.
Текущее состояние скоростей
Максимальная скорость современных болидов "Формулы-1" находится в диапазоне 340-360 км/ч в зависимости от модели и технической начинки.
Перспективы роста
Существует потенциал для возвращения к рекордам прошлого и даже их превышению. Однако потребуется изменение философии инженеров и гоночных правил.
Текущее состояние скоростей
Максимальная скорость современных болидов "Формулы-1" находится в диапазоне 340-360 км/ч в зависимости от модели и технической начинки.
Перспективы роста
Существует потенциал для возвращения к рекордам прошлого и даже их превышению. Однако потребуется изменение философии инженеров и гоночных правил.
Влияние регламента
За последние годы ФИА несколько раз меняла требования к весу и габаритам болидов. Это не дает инженерам полностью адаптировать шасси для достижения максимальных скоростей.
Развитие технологий
С одной стороны, совершенствуются аэродинамика и двигатели, что должно способствовать росту скоростей. Но с другой стороны, увеличение электронных систем и датчиков ведет к утяжелению болидов.
Человеческий фактор
Немаловажную роль играет мастерство пилота и качество настройки болида инженерной бригадой. Нечеткая работа может лишить шансов даже самый передовой автомобиль.
Компромиссный подход
Для достижения максимально возможной скорости на конкретной трассе инженеры вынуждены жертвовать другими характеристиками, важными для общего результата.
Прогнозы экспертов
Большинство аналитиков не ждут скорого возвращения рекордов 1980-2000-х годов. По их мнению, в ближайшие сезоны скорости останутся на нынешнем уровне с небольшими колебаниями.