Предельное отклонение. Допуск - таблица

Предельные отклонения и допуски - одни из ключевых понятий в машиностроении. Они во многом определяют точность изготовления деталей, качество сборки машин, их надежность и долговечность. Давайте разберемся в этих фундаментальных вещах.

Основные термины и определения

В машиностроении используются следующие основные понятия, связанные с размерами:

  • Номинальный размер - указан в чертеже, рассчитан исходя из условий прочности и жесткости
  • Действительный размер - получен в результате измерения детали
  • Предельный размер - наибольший или наименьший допустимый

Также различают верхнее предельное отклонение (разность между наибóльшим предельным и номинальным размерами) и нижнее предельное отклонение (разность между наимéньшим предельным и номинальным размерами).

Допуск - это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, то есть интервал значений, в котором находится действительный размер детали.

Виды посадок и их характеристики

Различают следующие основные виды посадок:

  1. С зазором - обеспечивают подвижность соединений
  2. С натягом - для неподвижных соединений
  3. Переходные - могут давать и зазор, и натяг в зависимости от фактических размеров деталей

Конкретные типы посадок:

  • Прессовая
  • Легкопрессовая
  • Глухая
  • Тугая
  • Плотная
  • Скольжения
  • Движения
  • Ходовая
  • Легкоходовая
  • Широкоходовая

Посадку выбирают, исходя из условий работы соединения, наличия вибраций, ресурса и других факторов.

Квалитеты и их практическое применение

Квалитет характеризует точность изготовления детали с учетом ее размера. Чем выше квалитет - тем ниже точность. В системе ИСО определено 19 стандартных квалитетов.

Квалитет влияет на допустимый разброс параметров деталей. Он выбирается по аналогии с другими известными узлами или в соответствии с рекомендациями и ОСТами.

С повышением квалитета посадки также возрастают требования к чистоте поверхности сопрягаемых деталей.

Поля допусков - наглядное представление

Для наглядности допуски и посадки изображают в виде полей допусков на схемах. Поле допуска строится следующим образом:

  • От номинального размера откладываются верхнее и нижнее отклонения
  • Полученные точки соединяются линиями, ограничивающими поле
  • Размер поля по горизонтали равен величине допуска

Различают основные и неосновные поля допусков. Для основных полей ближайшее к нулевой линии отклонение называется основным.

Стандартные обозначения

В системе ГОСТ для полей допусков используется специальная система обозначений с указанием основного отклонения и номера квалитета, например:

  • Для вала - 65f6, 65e11
  • Для отверстия - 65P6, 65H7

Предельное отклонение полей на практике

Наиболее распространенные типы полей допусков, используемые в машиностроении:

  1. Поле вала h14 (допуск +0,74 мм / - 0,14 мм)
  2. Поле отверстия H14 (допуск +0,62 мм / - 0 мм)

При их сочетании получается переходная посадка.

Допуск и требования к поверхности

С ужесточением допусков обычно повышаются требования к поверхности отверстий. Например, шероховатость для разных посадок может составлять:

Вид посадки Шероховатость Ra, мкм
С зазором 6.3
Переходная 3.2
С натягом 1.6

Таблица допусков для отверстий

Для отверстий диаметром до 500 мм в зависимости от квалитета посадки действуют следующие предельные значения допусков согласно ГОСТ:

Квалитет Допуск отверстия TD, мкм
4 76
5 100
6 140
7 250
8 400
9 640
10 1000
11 1600

Из таблицы видно, что с повышением квалитета допуск увеличивается, а точность снижается.

Допуск и зазоры в посадках

Увеличение допуска для отверстий и валов приводит к росту возможных зазоров при их сопряжении. Например, при посадке:

  • h9 (вал) / H9 (отверстие) минимальный зазор составит 0,086 мм
  • h11 (вал) / H11 (отверстие) минимальный зазор - 0,43 мм

Значит, с ослаблением требований к точности зазоры будут больше, за счет бо́льших допусков размеров. Это важно учитывать при выборе посадки.

Обработка деталей с разными требованиями к точности

При механической обработке заготовок требования к деталям могут быть крайне разными. Например, для прессовых посадок токарная и фрезерная обработка недостаточна. Используются следующие методы:

  • шлифование
  • хонингование
  • притирка
  • доводка

Эти операции позволяют получить микронную точность размеров, низкую шероховатость поверхности (Ra = 0,05 мкм и выше) и высокий класс чистоты (8-12 класс по стандарту).

Пример посадки с точным зазором

Рассмотрим посадку с зазором H8/h8 в подшипниках качения. Здесь важно точно выдержать расчетный диаметральный зазор в пределах 0,023-0,087 мм. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки между телами качения и долгую безотказную работу узла.

Расчет допуска для спецтехники

В спецтехнике, работающей при низких температурах или с большими нагрузками, расчет допусков ведется с учетом дополнительных факторов. Например, предусматривается запас на термическое расширение деталей или их силовые деформации в процессе эксплуатации.

Автоматизация расчетов допусков

Современные системы автоматизированного проектирования (CAD) позволяют рассчитывать и оптимизировать допуски для сопряжений во всем механизме исходя из заданных условий работы, нагрузок и прочих параметров.

Влияние допусков на себестоимость

Чем жестче требования к допуску размеров деталей, тем выше себестоимость их изготовления. Это связано с применением более дорогостоящего высокоточного оборудования, инструмента, контрольно-измерительной техники.

Кроме того, на обработку деталей с малыми допусками тратится больше времени и трудозатрат. Например, при шлифовании достижение зеркальной чистоты поверхности может потребовать несколько проходов круга с постепенным снижением шероховатости.

Брак при изготовлении деталей

Если в процессе механической обработки допущены отклонения, выходящие за пределы заданного поля, такая деталь идет в брак. Частые браковки снижают рентабельность производства.

Поэтому важен постоянный контроль техпроцесса, а также квалификация рабочих и наладчиков оборудования. Небольшое ужесточение допусков может резко поднять процент брака.

Экономически оптимальные допуски

Исходя из вышесказанного, возникает задача определения экономически обоснованных допусков при проектировании изделия.

С одной стороны, это минимально необходимые допуски, при которых обеспечивается работоспособность и заданный ресурс конструкции.

С другой - такой уровень точности, при котором стоимость дополнительной высокоточной обработки еще оправдана эксплуатационными характеристиками.

Перспективы развития системы допусков

Совершенствование станочного оборудования, контрольно-измерительных машин и автоматизации производства открывает путь к дальнейшему повышению точности обработки деталей при сохранении экономической целесообразности.

Это позволит создавать более сложные, надежные и долговечные технические устройства и механизмы.

Погрешности измерительных средств

При контроле и приемке деталей возникает вопрос о достоверности полученных результатов измерений. Любые измерительные средства имеют собственные погрешности и неопределенности.

Поэтому значение допуска контрольного средства должно быть существенно меньше допуска на контролируемый параметр детали. Иначе результат будет недостоверным и невоспроизводимым.

Стандартизация и унификация

Единая система допусков и посадок (ЕСДП) позволяет унифицировать сопряжения в различных отраслях промышленности. Это облегчает проектирование, удешевляет и ускоряет производство комплектующих и запчастей.

Стандарты на механическую обработку - важнейшее достижение на пути к взаимозаменяемости деталей и совместимости оборудования.

История развития системы допусков

Первые системы предельных отклонений появились в 19 веке для нужд массового производства оружия и боеприпасов. Это позволило облегчить и удешевить изготовление оружия при сохранении боеспособности.

Современные системы допусков и посадок сформировались к началу 20 века. Основой ЕСДП стала система допусков СЭВ, принятая странами соцлагеря еще в 50-х годах.

Комментарии