4 контактного реле: устройство, схема и монтаж

Реле - это важный элемент электрооборудования автомобиля, позволяющий коммутировать сильные токи с помощью слабых сигналов управления. От правильного подключения 4 контактного реле зависит работа многих систем: освещения, обогрева, кондиционирования и т.д. В этой статье мы разберем устройство, параметры, схемы подключения и диагностику типичного 4 контактного реле.

Устройство 4 контактного реле

4 контактное реле состоит из катушки с сердечником и подвижных контактов. При подаче напряжения на катушку сердечник притягивается, замыкая или размыкая контакты. Так реле коммутирует сильный ток в нагрузке слабым сигналом управления. Реле бывают нормально замкнутые (размыкают цепь при срабатывании) и нормально разомкнутые (замыкают цепь).

В 4 контактном реле обычно есть:

  • Контакты катушки 85 и 86.
  • Переключающий контакт 30.
  • Рабочий контакт 87 или 87a.

От 5 контактного реле отличается отсутствием вспомогательного контакта, часто используемого для индикации.

Функции контактов 4 контактного реле:

  1. 85 и 86 - подача напряжения на катушку.
  2. 30 - переключающий контакт.
  3. 87 или 87a - рабочий контакт.

Контакты могут располагаться по-разному, нужно обращать внимание на маркировку.

Параметры 4 контактного реле

Основные параметры 4 контактного реле:

  • Напряжение катушки - обычно 12В или 24В.
  • Ток катушки - до 2А.
  • Напряжение и ток контактов - до 30А при 12В.
  • Материал контактов - медь, серебро, вольфрам.
  • Сопротивление катушки - от 20 до 150 Ом.
  • Скорость срабатывания - 5-20 мс.

Схема 4 контактного реле катушки и контактов должны соответствовать подключаемой нагрузке. При выборе реле важно рассчитать требуемые параметры по напряжению, току и мощности.

Марка реле Напряжение катушки, В Ток катушки, А
КЭАЗ 12 1
Bosch 12 0,2

В примере - типичные параметры катушек разных реле.

Схема подключения 4 контактного реле

Последовательность подключения 4-контактного реле:

  1. Подключить клеммы 30 и 85.
  2. Подключить нагрузку к 87 или 87a.
  3. Подключить управляющий сигнал к 86 с соблюдением полярности.
  4. Подключить источник питания через предохранитель.

Полярность на контактах 85 и 86 должна соблюдаться, если есть диодная или резисторная защита катушки.

Схема подключения ДХО через 4 контактное реле мощных нагрузок требует установки предохранителей и реле с соответствующими параметрами.

Пример подключения ближнего света фар:

  1. От источника 12В через предохранитель к контакту 30.
  2. От контакта 87 к лампе ближнего света.
  3. От кнопки ближнего света к контакту 86.
  4. Контакт 85 подключен напрямую к 12В.

Аналогично подключают насосы, вентиляторы, обогреватели и другие устройства.

Проверка и диагностика 4 контактного реле

Чтобы проверить 4 контактное реле, нужно:

  1. Осмотреть внешне на предмет механических повреждений.
  2. Измерить сопротивление катушки омметром.
  3. Проверить контакты мультиметром.
  4. Подать напряжение и убедиться в срабатывании.

Схема подключения 4-х контактного реле должна быть выполнена правильно, иначе реле не заработает. При обнаружении дефектов реле лучше заменить, чем пытаться починить.

Типичные неисправности 4 контактного реле:

  • Обрыв обмотки катушки.
  • Прогорание контактов.
  • Замыкание контактов.
  • Механические дефекты.

Своевременная диагностика поможет избежать серьезных поломок из-за отказа реле.

Выбор 4 контактного реле

При выборе 4 контактного реле нужно учитывать:

  • Требуемое напряжение и ток катушки.
  • Максимальный ток контактов.
  • Количество и тип контактов.
  • Коммутируемую мощность.
  • Условия эксплуатации.
  • Стоимость.

Автомобильное 4 контактное реле с параметрами, соответствующими нагрузке, позволит обеспечить надежную работу системы. Перед покупкой реле желательно посоветоваться с электриком.

Монтаж 4 контактного реле

При монтаже 4 контактного реле нужно:

  1. Выбрать место, защищенное от влаги и грязи.
  2. Закрепить реле при помощи кронштейна или хомута.
  3. Подвести проводку с соблюдением полярности.
  4. Выполнить надежное соединение контактов.
  5. Проверить работу реле после монтажа.

Схема подключения автомобильного 4 контактного реле должна соответствовать рекомендациям производителя. Некачественный монтаж может привести к быстрому выходу реле из строя.

Для защиты от вибраций и перегрева реле можно:

  • Установить на амортизирующие прокладки.
  • Зафиксировать упругим креплением.
  • Обеспечить вентиляцию.
  • Использовать термостойкие материалы.

Типичные неисправности

Типичные неисправности 4 контактного реле:

  1. Перегорание обмотки катушки.
  2. Залипание или заваривание контактов.
  3. Механический износ и усталостные трещины.
  4. Коррозия контактов.
  5. Попадание грязи и влаги.

Причины неисправностей:

  • Большие токи через контакты.
  • Высокая вибрация и удары.
  • Перепады напряжения.
  • Эксплуатация в неблагоприятных условиях.

Для предотвращения отказов нужно правильно подбирать и эксплуатировать реле.

Профилактика и обслуживание

Для увеличения срока службы реле рекомендуется:

  • Периодически проверять крепления.
  • Чистить контакты.
  • Следить за целостностью изоляции.
  • Своевременно обнаруживать неисправности.
  • Заменять старое реле на новое.

Регулярное обслуживание поможет избежать внезапных отказов реле на дороге.

Рекомендации по выбору 4 контактного реле

Чтобы выбрать оптимальное 4 контактное реле, рекомендуется:

  1. Определить мощность и напряжение нагрузки.
  2. Выбрать тип контактов - нормально замкнутые или нормально разомкнутые.
  3. Рассчитать максимальный ток контактов с запасом 20-30%.
  4. Учесть пиковые токи при включении нагрузки.
  5. Выбрать напряжение катушки 12В или 24В.
  6. Уточнить наличие защиты катушки от перенапряжений.
  7. Ориентироваться на известных производителей с хорошей репутацией.

Грамотный подбор реле позволит обеспечить надежную работу системы.

Варианты применения 4 контактного реле

Типичное применение 4 контактного реле в автомобиле:

  • Управление светом фар.
  • Включение стартера.
  • Управление электрическим топливным насосом.
  • Подключение автомобильного компрессора.
  • Управление вентиляторами системы охлаждения.
  • Регулировка скорости вращения вентилятора отопителя.
  • Включение звукового сигнала.

4-контактные реле широко используются благодаря простоте и универсальности.

Поиск и устранение неисправностей

При возникновении проблем с 4 контактным реле необходимо:

  1. Проверить напряжение на катушке.
  2. Измерить сопротивление катушки.
  3. Убедиться в исправности контактов.
  4. Проверить надежность соединений.
  5. Устранить мексанические повреждения.
  6. При необходимости заменить реле.

Своевременное обнаружение и устранение неисправностей поможет избежать серьезных поломок.

Правила эксплуатации

Для обеспечения долговечной работы 4-контактного реле следует:

  • Не превышать допустимые токи.
  • Избегать ударов и вибраций.
  • Не допускать попадания влаги и грязи.
  • Следить за надежностью контактных соединений.
  • Периодически осматривать реле.
  • Своевременно обнаруживать и устранять неисправности.

Правильная эксплуатация - залог долгой безотказной работы реле.

Комментарии