Колдун ВАЗ-2110: где находится, признаки неисправности

Признаки неисправности колдуна на ВАЗ 2110 проявляются во время торможения - это увод автомобиля в сторону, срыв в занос или недостаточная эффективность тормозов. Давайте разберемся, как найти этот загадочный узел и что делать, если он вышел из строя.

Что такое колдун на ВАЗ 2110 и зачем он нужен

Колдун или, по научному, регулятор давления задних тормозов - это узел, отвечающий за распределение тормозных усилий между передней и задней осью автомобиля ВАЗ 2110. Его основная задача - не допустить преждевременной блокировки задних колес для предотвращения заноса.

Можно сказать что "колдун" - это дедушка системы АБС. Кстати, забавно, что много кто слышал данное словечко и некоторые даже представляют что это и для чего надо, но вот правильное название сказать готовы далеко не все.

Внутри металлического корпуса колдуна находится подпружиненный поршень. Снаружи расположены тормозные магистрали, а также подвижная тяга, соединяющая регулятор с задней подвеской. При резком торможении и наклоне кузова тяга давит на поршень, который частично перекрывает выход тормозной жидкости на задние колеса.

Название "колдун" появилось еще на первых "Жигулях" из-за загадочности принципа работы этого узла. На современных иномарках вместо колдуна используется более сложная и совершенная антиблокировочная система (ABS), выполняющая те же функции.

Где находится колдун на ВАЗ 2110

Расположен регулятор давления задних тормозов на специальном кронштейне под днищем автомобиля в районе задних колес, чуть левее по ходу движения:

  • Добраться до колдуна можно при помощи подъемника, эстакады или смотровой ямы
  • Работать с этим узлом удобнее всего на подъемнике - тогда есть доступ со всех сторон
  • При наличии только напольных домкратов придется полезть под машину, что не очень удобно
Местоположение колдуна на ВАЗ 2110: Под днищем возле задних колес слева
Как добраться: Подъемник, эстакада, смотровая яма
Удобство доступа: На подъемнике - максимальное

На приведенной ниже схеме ВАЗ 2110 видно точное расположение колдуна под задней частью автомобиля:

Зная это местоположение, можно приступать к диагностике или замене регулятора давления задних тормозов ВАЗ 2110.

Признаки неисправности регулятора давления задних тормозов ВАЗ

Определить неполадки колдуна на ВАЗ 2110 можно как при внешнем осмотре, так и во время движения:

  • Наличие подтеков тормозной жидкости - признак износа резиновых уплотнений
  • Коррозия, грязь, ржавчина мешают работе узла или указывают на долгий срок эксплуатации
  • Отсутствие хода штока при нажатии на педаль тормоза - заклинивание поршня
  • Зазор между рычагом и пластиной не равен 2 мм - нарушена регулировка
  • Непредсказуемое поведение автомобиля при торможении - увод в сторону, занос, потеря эффективности

При обнаружении одного или сразу нескольких таких симптомов требуется либо ремонт и регулировка колдуна ВАЗ 2110, либо его полная замена , если дефекты слишком серьезные или запущенные.

К сожалению, проблемы с этим узлом встречаются довольно часто. Но в ряде случаев "виноват" может быть не только колдун, но и другие элементы тормозной системы ВАЗ.

Попробуем разобраться, как заменить регулятор давления задних тормозов на ВАЗ 2110 своими силами.

Необходимые инструменты и материалы

Для замены потребуются:

  • Ключи на 10, 13, спецключ для тормозных трубок
  • 400 грамм тормозной жидкости
  • 4 резиновые заглушки для штуцеров
  • WD-40 или другая проникающая смазка
  • Новый колдун (рекомендуется ВИС, Fenox не надежный)
  • Подъемник, смотровая яма или эстакада
  1. Раскрутить штуцеры тормозных трубок с помощью спецключа, заглушить, снять колдун ВАЗ 2110
  2. Установить новый регулятор на кронштейн, затянуть болты не до конца
  3. Подсоединить трубки, затянуть штуцеры, прокачать тормозную систему ВАЗ 2110
  4. Отрегулировать колдун 2110, установив нужный зазор

После замены колдуна обязательны регулировка и прокачка тормозов - иначе могут сохраняться проблемы с эффективностью или управляемостью ВАЗ 2110.

Как правильно отрегулировать колдун ВАЗ 2110

После установки нового или замены старого колдуна ВАЗ 2110 необходимо выполнить его регулировку - иначе он просто не будет работать должным образом.

Положение колдуна зависит от высоты подвески и положения кузова. Поэтому регулировку проводят:

  • После каждой замены регулятора давления или тормозных шлангов
  • При замене амортизаторов, пружин, ремонте подвески
  • Чтобы скомпенсировать неравномерный износ шин

Порядок регулировки колдуна ВАЗ 2110:

  1. Установить автомобиль на эстакаду или в смотровую яму , чтобы подвеска находилась в рабочем положении
  2. Отпустить крепежные болты колдуна и сделать максимальный ход регулировки
  3. Переместить колдун, установив зазор 2 мм между пластиной и рычагом
  4. Закрепить колдун и проверить величину зазора щупом

Правильная регулировка колдуна ВАЗ 2110 гарантирует оптимальную работу тормозов и курсовую устойчивость автомобиля.

Типичные неисправности регулятора давления тормозов ВАЗ 2110

Самые распространенные поломки колдуна на ВАЗ 2110:

  • Потери тормозной жидкости из-за износа манжет
  • Заклинивание поршня от грязи - колдун "замер"
  • Сбита регулировка - неправильный зазор пластины и рычага
  • Трещины, сколы, деформация корпуса от ударов и коррозии
  • Срыв резьбы в результате перекоса или перетяжки

При появлении таких неисправностей колдун ВАЗ 2110 подлежит замене, а не ремонту.

Чаще всего выход колдуна из строя выдают косвенные признаки:

  • Провал педали тормоза
  • Увод в сторону при торможении
  • Ухудшение эффективности торможения
  • Вибрация и дребезжание при торможении

Поэтому важно вовремя диагностировать неисправность и заменить колдун, не дожидаясь серьезных поломок или аварии.

Сложности при самостоятельной установке колдуна ВАЗ 2110

Как и любая процедура "под машиной", замена и регулировка колдуна на ВАЗ 2110 имеет ряд нюансов, которые надо учитывать.

Доступ к колдуну

Сложность демонтажа и установки колдуна ВАЗ 2110 определяется местом выполнения работ:

  • На подъемнике - удобный доступ снизу и сбоку
  • На смотровой яме или эстакаде - надо глубже заползать под машину
  • На канаве с домкратом - значительные сложности с доступом

Опасность повредить колдун или корпус

Колдун из алюминиевого сплава крепится болтами к металлической подвеске. При неаккуратных действиях возможны:

  • Пережимание или перекручивание тормозных магистралей
  • Срыв резьбы в отверстиях кронштейна
  • Деформация корпуса колдуна

Опасно для здоровья

При длительном нахождении под автомобилем возникает риск:

  • Получить травму при случайном падении машины с домкрата
  • Отравиться выхлопными газами
  • Заработать межпозвонковый остеохондроз

Влияние погодных условий

Дождь, снег или сильный мороз значительно осложняют процесс замены колдуна:

  • Скользкое дорожное полотно мешает разместиться под автомобилем
  • Мокрая одежда и руки повышают риск удара током от инструмента
  • Приходится работать в неудобной позе из-за непогоды

Комментарии