Электрические лифты в жилых домах: удобство и безопасность

Электрические лифты - неотъемлемая часть современных многоэтажных домов. Они обеспечивают комфорт и безопасность жителей. Давайте разберемся, как устроен современный электрический лифт и почему он так популярен.

История создания электрических лифтов

Первый электрический лифт был запатентован в 1861 году американским изобретателем Элишей Отисом. Вскоре такой лифт установили в одном из первых небоскребов Нью-Йорка. Это дало толчок бурному развитию высотного строительства в Америке и Европе.

Первый пассажирский лифт был установлен в Нью-Йорке тремя годами позже после запатентования электрического подъемника Отисом.

В 1880 году немецкая компания Siemens & Halske создала электрический лифт , развивавший скорость 2 м/с. А еще ранее, в 1857 году публике на Всемирной выставке в Париже продемонстрировали первый гидравлический лифт со скоростью 3,5 м/с.

Как устроен современный электрический лифт

Устройство электрического лифта включает следующие основные элементы:

  • Кабина
  • Шахта
  • Тросы для подвески кабины
  • Лебедка с электродвигателем
  • Противовес
  • Система управления
  • Механизм открывания дверей
  • Устройства безопасности

Работа современного электрического лифта основана на использовании электрической энергии. Электродвигатель вращает канатоведущий шкив лебедки, который перемещает тросы и соединенную с ними кабину. Для экономии электроэнергии и снижения нагрузки на двигатель используется противовес. Его оптимальный вес составляет 50-100% от веса кабины в зависимости от грузоподъемности лифта.

Системы безопасности электрического лифта

Для обеспечения безопасности пассажиров в конструкцию современного электрического лифта входит около 30 электронных и несколько механических устройств. Самые важные из них:

  • Автоматические ловители
  • Ограничители скорости
  • Буфера на дне шахты
  • Датчики точной остановки

Ловители представляют собой механическое устройство, которое срабатывает при слишком большой скорости падения или перегрузки кабины. Они мгновенно блокируют движение, предотвращая падение.

Виды электрических лифтов

Существует два основных типа электрических лифтов :

  1. С машинным помещением
  2. Без машинного помещения (машинное оборудование размещено в верхней части шахты)

Также выделяют пассажирские и грузовые лифты . Грузовые отличаются повышенной грузоподъемностью и используются для транспортировки товаров на складах и производственных предприятиях.

Принципиальные схемы электрических лифтов

Лифты принципиальные электрические бывают с электродвигателем постоянного и переменного тока. Также встречаются принципиальные схемы с приводом на базе частотного регулятора. Это позволяет повысить качество управления скоростью.

Тип электродвигателя Преимущества Недостатки
Постоянный ток Простота и надежность Бóльшие габариты и вес
Переменный ток Компактность Более сложное управление
Частотный привод Плавность хода, точность остановки Высокая стоимость

Выбор электрического лифта

Перед выбором конкретной модели электрического лифта для дома необходимо определиться с основными параметрами исходя из этажности здания, интенсивности пассажиропотока и потребностей по перемещению грузов.

Для частного дома, как правило, оптимальный вариант - это 3-4 остановки со скоростью 1 м/с и грузоподъемностью от 320 до 630 кг в зависимости от количества жильцов.

Расчет параметров электрического лифта

Для подбора оптимального лифта необходимо рассчитать такие параметры как:

  • Скорость
  • Грузоподъемность
  • Размеры кабины
  • Ширина дверного проема

Скорость лифта выбирается исходя из этажности здания: 1-2 м/с для 3-5 этажей, 2-4 м/с для высотных домов. Грузоподъемность рассчитывают, ориентируясь на максимальное количество пассажиров при пиковой нагрузке.

Монтаж электрического лифта

Монтаж лифта включает следующие этапы:

  1. Подготовка шахты
  2. Установка направляющих и кронштейнов
  3. Монтаж лебедки и противовеса
  4. Подключение электрики и автоматики
  5. Отладка систем управления и безопасности

Работы ведутся специально обученной бригадой монтажников в соответствии с технологическими требованиями и стандартами.

Допуск лифта к эксплуатации

Перед запуском лифт проходит обязательную сертификацию и получение разрешительной документации. Проводятся испытания и техническое освидетельствование инженерным центром с оформлением соответствующих актов и сертификатов.

Эксплуатация электрического лифта

Эксплуатация лифта после монтажа включает:

  • Ежедневный осмотр и уборку кабины
  • Плановое техобслуживание 1 раз в месяц
  • Полное техобслуживание 1 раз в год
  • Модернизация и замена изношенных узлов
  • Аварийное обслуживание при поломках

Для безопасной эксплуатации жителей дома необходимо проинструктировать о правилах пользования лифтом.

Правила пользования лифтом

Для обеспечения безопасности при эксплуатации электрического лифта жителям дома рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Не пытаться самостоятельно открыть двери лифта
  • Не препятствовать автоматическому закрытию дверей
  • Не превышать допустимую грузоподъемность
  • Не курить в кабине лифта
  • Не нажимать кнопку вызова без необходимости
  • Держать детей и домашних животных на руках

При возникновении нештатной ситуации, например, внезапной остановке, следует нажать кнопку вызова диспетчера и ожидать прибытия технического персонала, сохраняя спокойствие.

Модернизация электрического лифта

С течением времени лифтовое оборудование подвергается физическому износу. Для восстановления работоспособности проводится модернизация:

  • Замена устаревшей системы управления
  • Установка более производительного электропривода
  • Монтаж новых цифровых датчиков и автоматики безопасности

Регулярное обновление позволяет продлить срок службы лифта и повысить комфорт для пассажиров.

Перспективы развития лифтов

В будущем появятся принципиально новые безопасные и экономичные лифты. Например, компания Thyssenkrupp разработала проект бесканатного лифта MULTI, перемещающегося как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях. Также активно ведутся работы по созданию лифтов на магнитной подвеске.

Комментарии