Колдун ВАЗ-2114: регулировка, принцип работы устройства и замена
Автомобиль ВАЗ 2114 - легендарная "классика", которая до сих пор популярна у российских автолюбителей. Однако этой машине не чужды типичные поломки, в том числе неисправности регулятора тормозных сил, или как его называют "колдуна". Давайте разберемся, что это за деталь, зачем она нужна, как правильно ее регулировать и менять. А также рассмотрим альтернативу в виде установки тройника.
Колдун ВАЗ 2114 - назначение устройства
"Колдун" - так автолюбители называют регулятор тормозных усилий на автомобиле ВАЗ 2114. Это устройство появилось в конструкции автомобиля в 1970 году неслучайно. Оно выполняет очень важную функцию - перераспределяет тормозные усилия между передней и задней осью в зависимости от загрузки автомобиля и сцепления шин с дорогой.
При резком торможении или на скользкой дороге нагрузка на оси распределяется неравномерно - передняя ось разгружается, а задняя перегружается. Из-за этого возникает опасность заноса. Чтобы этого избежать, "колдун" корректирует давление в тормозной системе. Он временно уменьшает или полностью перекрывает подачу жидкости к задним колесами, не давая им заблокироваться раньше передних.
Эта небольшая деталь не позволяет задним колесам блокироваться раньше передних, и тем самым исключает занос машины во время торможения.
Таким образом "колдун" обеспечивает эффективное торможение в любых условиях и предотвращает опасные заносы автомобиля. При неисправном или неправильно отрегулированном регуляторе тормозных усилий машина может занести даже на ровном участке дороги.
Признаки неисправного колдуна на ВАЗ 2114
Как понять, что колдун на вашем автомобиле ВАЗ 2114 пришел в негодность и нуждается в регулировке или замене? Вот основные признаки:
- При нажатии на педаль тормоза она почти полностью опускается вниз, "проваливаясь"
- Увеличивается тормозной путь автомобиля
- Появляется занос или юз при резком торможении
- Течь тормозной жидкости из колдуна
- Колдун полностью заклинил и не реагирует на нажатие педали тормоза
Если вы заметили один или несколько из этих признаков - скорее всего колдун неисправен. Но прежде чем приступать к его регулировке или замене, необходимо правильно проверить его работу.
Как проверить исправность колдуна ВАЗ 2114
Проверить исправность колдуна на ВАЗ 2114 можно так:
- Убедитесь что уровень тормозной жидкости в бачке в норме и при необходимости долейте
- Разгоните автомобиль до 60 км/ч на ровном участке дороги с хорошим покрытием
- Выключите сцепление и резко нажмите на педаль тормоза до упора
- В этот момент уберите ногу с педали тормоза и следите за поведением задних колес
- Если задние колеса сразу же блокируются или продолжают вращаться как ни в чем не бывало - колдун точно неисправен
- При исправном колдуне задние колеса на мгновение несколько раз "притормаживают", но полной блокировки не происходит
- Для надежности повторите процедуру несколько раз
Если ваш автомобиль показал себя некорректно при такой проверке - приступайте к регулировке или замене колдуна. Или обратитесь за помощью в сервис.
Проконсультируйтесь у мастера перед началом регулировки или замены колдуна, если сомневаетесь в своих силах и знаниях.
Регулировка колдуна на ВАЗ 2114 - пошаговая инструкция
Если колдун исправен, но неправильно отрегулирован, то до его замены можно попытаться отрегулировать зазор между подвижными частями устройства. Вот пошаговая инструкция по регулировке колдуна на ВАЗ 2114:
- Припаркуйте автомобиль на ровной площадке и заблокируйте колеса противооткатными упорами
- Поднимите заднюю часть автомобиля домкратом или эстакадой для удобства доступа
- Найдите регулятор и определите необходимое направление регулировки по степени задавливания штока тягой
- При необходимости используйте WD-40 для очистки подвижных частей регулятора от грязи
- Ослабьте болт и контргайку крепления регулировочного механизма колдуна
- Установите ограничитель типа сверла нужной толщины для задания зазора
- Закрутите болт с усилием, пока ограничитель не упрется в корпус
- Зафиксируйте положение контргайкой и уберите ограничитель
- Опустите автомобиль и сделайте пробную поездку с проверкой эффективности торможения
- При необходимости повторите процедуру, меняя величину зазора
Будьте аккуратны при регулировке колдуна, не прикладывайте чрезмерных усилий затяжки. Лучше обратитесь к специалистам, если есть сомнения.
Инструменты, необходимые для регулировки колдуна ВАЗ 2114: |
|
После регулировки обязательно проверьте колдун в деле. И если регулировка не помогла - приступайте к замене устройства.
Как правильно заменить колдун на ВАЗ 2114
Если регулировка колдуна не помогла - придется устанавливать новый регулятор тормозных усилий. Рассмотрим пошаговую инструкцию замены колдуна на ВАЗ 2114.
- Припаркуйте автомобиль на ровной площадке и заблокируйте колеса противооткатными упорами
- Поднимите заднюю часть автомобиля домкратом
- Отсоедините 4 тормозные трубки от колдуна и сразу заглушите их, чтобы предотвратить утечку тормозной жидкости
- Открутите 2 болта крепления колдуна к кронштейну
- Демонтируйте старый колдун целиком в сборе
- Установите и закрепите новый колдун такими же болтами
- Подсоедините тормозные трубки к колдуну
- Прокачайте тормозную систему и проверьте герметичность соединений
После замены обязательно отрегулируйте новый колдун, следуя инструкции в следующем разделе.
Как отрегулировать вновь установленный колдун ВАЗ 2114
Сразу после установки нового колдуна на ВАЗ 2114 необходимо произвести его регулировку, чтобы обеспечить правильное функционирование тормозной системы.
- Установите зазор 2-3 мм между поршнем и корпусом колдуна с помощью ограничителя
- Зафиксируйте регулировочный механизм колдуна
- Уберите ограничитель и опустите автомобиль
- Сделайте пробную поездку и оцените эффективность торможения
- При необходимости повторите регулировку, изменяя величину зазора
- Добейтесь оптимальных настроек колдуна тестовыми поездками
Формула для расчета ориентировочного зазора:
Зазор (мм) = 0,02 * Pmax / S
Где:
- Pmax - максимальное давление в тормозной системе, МПа
- S - площадь сечения поршня, мм2
Принцип работы колдуна в тормозной системе ВАЗ 2114
"Колдун" регулирует давление, подаваемое из главного тормозного цилиндра к задним колесам автомобиля ВАЗ 2114. "Работает" регулятор по такому принципу.
Замена колдуна на тройник - "за" и "против"
Некоторые автовладельцы, столкнувшись с проблемами колдуна, предпочитают полностью заменить его на тройник. Давайте рассмотрим аргументы "за" и "против" такого решения.