Грудной ребенок и его развитие

"Грудной ребенок" - само это словосочетание говорит о том, что дети в этом возрасте находятся на грудном вскармливании. Много веков альтернативы такому способу вскармливания не существовало. Состоятельные семьи находили кормилиц.

Искусственное вскармливание стало возможным лишь благодаря достижениям цивилизации. По привычке малышей на искусственном вскармливании тоже иногда называют грудничками.

Изменения роста и веса

За первый год жизни наблюдается самая большая относительная прибавка в росте и весе. Вес малыша может вырасти более чем в 3 раза. Увеличение роста не так разительно - с 50 см до 80. Поэтому меняется внешний вид ребенка, пропорции его тельца. Новорожденный напоминает лягушонка с тонкими и слабыми конечностями и крупными на их фоне туловищем и головой. А уже через год пухлый малыш шагает на крепеньких ножках.

Увеличение роста и веса грудного ребенка отражены в специальных таблицах. Важно понимать, что небольшие отклонения в ту или иную сторону могут быть нормой. Ведь взрослые люди очень различаются по росту и весу, почему же младенцам быть одинаковыми до сотни граммов!

Важно знать и то, что не все время показатель веса устойчиво ползет вверх. В первую неделю после рождения многие дети теряют вес. Это обусловлено потерей жидкости, избавлением от мекония, скопившегося в кишечнике, и адаптацией к новым условиям жизни.

Психомоторное развитие

В психомоторном развитии малыша происходят огромные перемены. Младенец и в месяц, и в год может казаться взрослым одинаково несмышленым малышом. Между тем путь, который он проделал, сравним с миллионами лет эволюции. Кто чуть раньше, кто чуть позже, но абсолютно все дети овладевают типично человеческими навыками - речью и прямохождением. Если ребенок по стечению обстоятельств растет с животными, этот Маугли будет ползать на четвереньках и издавать нечленораздельные звуки. Ходить и говорить можно научиться лишь среди людей. Социум необходим, несомненно. Но ничуть не менее необходима физиологическая готовность нервной системы и мышц к новым действиям. Поэтому у ребенка сменяется много стадий развития.

Двигательное развитие

Младенец рождается с набором врожденных безусловных рефлексов, таких как сосательный, хватательный, рефлекс Моро. С полутора до трех месяцев дети обычно учатся держать головку. Примерно в 6 месяцев начинают сидеть. Ни в коем случае не надо пытаться опередить природу и усаживать ребенка, который к этому не готов. Раз он не пытается садиться, его мышцы и скелет не подготовлены для этой позы, и спешка родителей потом может негативно отразиться на осанке ребенка.

Примерно в то же время дети начинают ползать. Важно, чтобы в распоряжении малыша было открытое и безопасное пространство, где он мог бы тренироваться в столь полезном навыке. Ползание развивает все мышцы конечностей и туловища. Приблизительно в 8 месяцев ребенок может стоять, переступать ножками, держась за край кроватки или манежа. Но ходить большинство детей начинают где-то в год, хотя некоторые овладевают ходьбой и раньше на 1-2 месяца.

Речевое развитие

Впервые младенец оповещает мир о своем существовании громким криком. Закричал малыш сразу или после стимуляции, громко или тихо - это очень важные критерии, они характеризует его состояние при рождении. Крики младенцев со временем становятся более разнообразными, обогащаются разными интонациями. По ним мама различает, голоден малыш, стал мокрым или испытывает боль. С 2 до 4 месяцев может начаться следующий этап – гуление. Звуки, издаваемые малышом, становятся тихими и смутно напоминают сочетание гласных и согласных – г, к, х. Отсюда знаменитое «агу». Лежащему на спинке малышу нетрудно произносить эти звуки, потому что они звучат, когда корень языка касается неба. Гуление может включать в себя кряхтение или напоминать полоскание горла. Ребенок тренирует свой язык и ему самому нравится, что его рот издает новые звуки. С 4 до 6 месяцев, по данным разных авторов, появляется лепет. Эти плавающие сроки не должны смущать. Во-первых, все дети индивидуальны. Во-вторых, переход тихого, мягкого вскрикивания в гуление и гуления в лепет может быть плавным. Чем отличается лепет? Малыш сумел уловить, что речь взрослых состоит из слогов. И вот он уже произносит пока еще неосмысленные слоги. В его «па-па-па-па», «ма-ма-ма-ма» еще может не содержаться указания на папу или маму. Первое слово обычно появляется ближе к году.

Грудной возраст с точки зрения психологии: формирование привязанности

С точки зрения психологии младенческий возраст во многом продолжает внутриутробное развитие. Рождение ребенка является сильным стрессом не только для матери, но и для него самого. Дело в том, что под стрессом не всегда подразумевается негативное событие, но любое сильное потрясение. При прохождении через родовые пути младенец прилагает не меньше усилий, чем мама. Он отталкивается ножками и стремится к выходу. После этого его ждет резкая смена условий жизни. Можно сказать, это первый шаг к самостоятельности. Его организму приходится полностью переключиться на автономную жизнедеятельность. Кислород и питательные вещества больше не поступают через пуповину, а отходы через нее не выводятся.

Правда, еще в утробе плод тренирует дыхательную, пищеварительную, выделительную системы. Он совершает дыхательные движения, пьет и переваривает околоплодные воды, выделяет мочу. Но все-таки жизнедеятельность плода и грудного ребенка отличается кардинально. Поэтому малышу важна тесная связь с мамой, которая проявляется через телесный контакт. Грудное вскармливание напоминает состояние ребенка в утробе - он окружен теплыми объятиями и опять питается через тело матери. Если ребенка кормят из бутылочки, врачи и психологи советуют крепко прижимать его к себе и поддерживать глазной контакт. Кроха должен получить свою порцию ласки и материнского тепла. Отношения между мамой и младенцем - это привязанность. Для формирования здоровой психики все дети нуждаются в ней. И не только в младенческий период. Каждый ребенок нуждается в своем взрослом, который готов уделять ему внимание, заботиться о его физиологических нуждах и дарить душевное тепло. Не всегда этим взрослым становится мама. Иногда, когда мама занята, на ее месте может оказаться бабушка или няня. В таком случае ребенок может привязаться к няне гораздо сильнее, чем к матери. Но занятой матери придется с этим смириться. Ни в коем случае нельзя менять нянь как перчатки из-за того, что ребенок питает к ним слишком теплые чувства. Он в этом нуждается. Если вы хотите, чтобы любил он именно вас - постарайтесь быть с ним хотя бы в те моменты, когда он особенно нуждается в тепле и ласке: перед сном, во время болезни, когда он расстроен.

Грудное вскармливание

В современных роддомах учитывается физиология и психология младенцев, поэтому грудное вскармливание начинается почти сразу после родов. Важно правильно прикладывать малыша к груди. Сосок должен оказаться глубоко в его рту, а губы обхватывать ареолу и слегка выворачиваться наружу. В первые дни после родов из груди матери поступает еще не молоко, а молозиво – густая и питательная жидкость желтоватого цвета. Его совсем немного, зато оно содержит все необходимые вещества, а также антитела, помогающие передавать от мамы иммунитет. Лишь через несколько дней оно сменяется переходным молоком – все еще густым, но уже более светлым, а затем жидким и белым зрелым молоком. Его уже выделяется гораздо больше.

Кормление по требованию

Долгие споры о том, кормить по требованию или по часам, кажется, завершились согласием. Врачи признают, что если условия позволяют, лучше всего кормить по требованию. Организм и психика ребенка пока работают просто. Он еще не понимает, что такое ждать и терпеть. Если он просит – значит, ему срочно нужно питание. Потом в его жизнь все равно войдет режим и дисциплина, но торопить события не нужно. Дети на грудном вскармливании обычно инстинктивно знают, сколько и через какие промежутки им нужно молока. Организм мудрый, его не обманешь.

Со временем количество выпитого молока за один раз возрастает, а частота кормления грудного ребенка снижается.

Грудное вскармливание в месяц

Когда ребенку месяц, грудное вскармливание может иметь разную продолжительность – от 15 минут до полутора часов. И то и другое нормально. Младенцы нуждаются в длительном сосании груди, даже если молоко уже закончилось – это помогает малышу снять стресс и почувствовать себя комфортно. При этом грудной ребенок может посасывать вяло и даже уснуть в процессе. Не нужно бояться за свои соски – если боли и дискомфорта нет, повреждение им не грозит, зато выработка молока будет стимулироваться. Засыпания с грудью во рту тоже не надо бояться – это естественная потребность, а не дурная привычка, поэтому со временем это должно пройти.

Что еще важно знать о грудном ребенке в месяц? Малыш только выходит из периода новорожденности и требует бережного обращения. Например, важно правильно держать его на руках. Его тело должно иметь 3 точки опоры – затылок, лопатки, таз. Это значит, что нельзя запрокидывать голову – мышцы шеи новорожденного слишком слабые. К тому же опасно поднимать его за ручки.

Введение прикорма

В 6 месяцев приходит время введения прикорма в рацион ребенка. На грудном вскармливании с этим торопиться не стоит – грудное молоко несет все необходимые малышу вещества. В полгода у ребенка активно работает пищеварительная система, он может сидеть во время кормления и уже не вытолкнет еду или ложку языком – уже угас так называемый «рефлекс кляпа». Теперь грудному ребенку можно давать твердую пищу. Вот здесь-то в жизнь младенца входит режим. Питание становится пятиразовым. Деткам с нормальным или большим весом одним из первых продуктов дают овощное пюре, а малыши с недостатком веса начинают с более калорийной каши. Постепенно ребенок знакомится и с творогом, и с мясным пюре, и с желтком.

Надо ли допаивать

Можно ли грудному ребенку пить воду? Веками лишь грудное молоко служило пищей для младенцев – не так-то просто было найти чистую кипяченую воду. А вот в недавнее время появилась мода на допаивание. Считалось, что молоко – пища для младенца, но не питье, поэтому его необходимо дополнять водой. Сейчас же ВОЗ не рекомендует допаивать малышей водой до 6 месяцев. Почему? Именно в это время обычно в их рацион входит прикорм. Пюре гораздо гуще молока, поэтому сейчас ребенок начинает нуждаться в дополнительной жидкости. До этого допаивание несет в себе риски: поят детей из удобной бутылочки, и малыш после этого может потерять интерес к груди. Лактация у мамы может снизиться. К тому же материнское молоко помогает поддерживать полезную микрофлору в кишечнике, а при его недостатке может развиться дисбактериоз. Поить водой ребенка на грудном вскармливании рекомендуют при запоре, коликах и транзиторной лихорадке, при которой температура держится 2-3 дня.

Почему ребенок плачет?

Почему грудной ребенок плачет? Есть несколько причин. Самой распространенной является голод. Определить, хочет ли малыш есть, можно по его поведению. Он тянет ручки ко рту, может сосать пальчик. Проверить, голоден ли ребенок, можно с помощью рефлекса – нужно провести пальцем по его щечке. Ребенок повернется в эту сторону и вытянет губки, приготовившись сосать. Иногда малыш плачет, потому что хочет спать, но ждет, чтобы его успокоили. Сонный ребенок может тереть глазки. Лучше всего успокоит все то же кормление грудью.

А вот если крики резкие и громкие, младенец подтягивает ножки к животу и перебирает ими, его могут мучить колики. У грудного ребенка еще несовершенен навык питания, поэтому они могут заглатывать воздух, который потом может вызывать кишечные спазмы. Для профилактики колик нужно носить ребенка столбиком после кормления. Также важно правильно прикладывать его к груди, чтобы при сосании не попадал воздух, а маме – избегать капусты и бобовых. Они вызывают газообразование не только у взрослых.

Отлучение от материнской груди

Как отучить ребенка от грудного вскармливания? Этот вопрос интересует всех мам, которые кормят грудью. Единого мнения относительно того, когда именно лучше всего это делать, нет. Разброс велик – от года до 2,5-3 лет. Поэтому маме остается ориентироваться на себя и ребенка. До 6 месяцев единственно возможной пищей для младенца является молоко. Заменой ему может служить лишь смесь. Но и после ввода прикорма не нужно сразу же бросать кормление грудью. Сосательный рефлекс действует до года. К тому же в это время идет закладка иммунной системы. Как отучить ребенка от грудного кормления? Есть ряд важных рекомендаций. Процесс должен происходить постепенно – в рационе ребенка все большее место занимает взрослая пища, вытесняя молоко. Не нужно пытаться прекратить кормление в момент болезни или когда режутся зубки. Не нужно оголять перед ребенком грудь – это может его провоцировать. Кормление перед сном нужно заменить укачиванием, напеванием колыбельной. Ребенку все равно нужен телесный контакт и проявление ласки. Тогда отлучение от груди произойдет более постепенно и безболезненно. Возможно, грудному ребенку после грудного вскармливания надо будет увеличить порцию еды на ужин, ведь теперь малышу нужно будет проспать после него всю ночь.

Комментарии