Зарядное устройство "Кедр-Авто 4А": инструкция по применению и описание схемы

Аккумуляторная батарея (АКБ) - неотъемлемая часть любого автомобиля. От ее состояния напрямую зависит работа мотора и всей электронной начинки современных машин. Поэтому правильный уход и своевременная подзарядка АКБ - залог бесперебойной работы автомобиля.

1. Назначение зарядного устройства "Кедр-Авто 4А"

Зарядное устройство "Кедр-Авто 4А" предназначено для:

  • зарядки 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей;
  • восстановления АКБ, частично потерявших емкость из-за сульфатации пластин;
  • проведения тренировочных циклов заряд-разряд для увеличения ресурса батарей.

Устройство позволяет как полностью заряжать разряженный аккумулятор, так и подзаряжать частично севшую АКБ. При помощи режима "Цикл" можно эффективно восстанавливать старые сульфатированные батареи.

2. Технические характеристики зарядного устройства

Давайте рассмотрим основные технические характеристики "Кедр-Авто 4А":

  • Напряжение питающей сети - 220±11 В;
  • Выходное напряжение - 12 В (для зарядки 12 В АКБ);
  • Максимальный зарядный ток - 4 А;
  • Потребляемая мощность - не более 85 Вт.

На лицевой панели зарядного устройства располагаются кнопки включения различных режимов, светодиод индикации и амперметр для контроля силы зарядного тока. Выводы для подключения к аккумулятору и сети 220 В находятся на задней стенке корпуса.

3. Принцип работы устройства

Проанализируем устройство "Кедр-Авто 4А" по приведенной ниже схеме и разберем принцип его работы.

В основе зарядного устройства лежит схема выпрямителя на диодах VD1-VD5 и фильтрующем конденсаторе C1. Эта часть преобразует переменный ток 220 В в постоянный, необходимый для зарядки АКБ.

Далее следует узел контроля и стабилизации выходного напряжения, куда входят транзистор VT1, стабилитрон VD6 и резисторы R1-R3. Этот каскад не дает напряжению на клеммах АКБ подняться выше допустимого уровня.

Управление режимами зарядки производится микросхемами DD1-DD4. Они отвечают за включение нужного алгоритма зарядки, индикацию состояния на светодиоде, отключение зарядного тока при достижении полного заряда АКБ.

Работает зарядное устройство следующим образом:

  1. Пользователь подключает прибор к сети 220 В и аккумуляторной батарее, соблюдая полярность;
  2. Автоматически включается режим зарядки "АВТОМАТ";
  3. Ток заряда контролируется амперметром. Максимальный ток - 4 А;
  4. Когда АКБ зарядится, микросхемы отключают выходное напряжение и зажигают светодиод.

4. Режимы работы зарядного устройства

Рассмотрим подробнее режимы работы прибора "Кедр-Авто 4А":

  • АВТОМАТ - стандартный режим зарядки током до 4 А;
  • ЦИКЛ - режим для восстановления сульфатированных АКБ;
  • ПРЕДПУСКОВОЙ - быстрая зарядка током до 10 А за 5 минут.

В режиме "ЦИКЛ" рекомендуется подключать внешнюю нагрузку к аккумулятору, например автомобильную лампочку мощностью 6 Вт. Это ускорит процесс десульфатации пластин.

Также имеются регулировочные переменные резисторы R5 и R9 для настройки алгоритма работы прибора и окончания заряда.

5. Инструкция по подготовке зарядного устройства к работе

Для того чтобы правильно подготовить "Кедр-Авто 4А" к зарядке аккумулятора, необходимо выполнить ряд простых действий:

  1. Вставить вилку шнура питания зарядного устройства в розетку 220В;
  2. Подсоединить зажимы зарядного устройства к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность (красный провод к "+" батареи);
  3. Проверить показания амперметра - стрелка должна находиться на нуле;
  4. Включить питание кнопкой "Сеть".

6. Рекомендации по использованию функции "Цикл"

Для обеспечения максимального эффекта при восстановлении сульфатированной АКБ в режиме "Цикл" рекомендуется:

  • Подключать дополнительную нагрузку к аккумулятору (автомобильная лампа мощностью 5-7 Вт);
  • Проводить процедуру в течение 8-12 часов для сильно сульфатированных батарей;
  • Периодически проверять температуру аккумулятора во избежание перегрева.

7. Возможные неисправности зарядного устройства

За время эксплуатации у зарядного устройства могут возникнуть следующие типовые неисправности:

  1. Отсутствует индикация на амперметре - проверить исправность плавких предохранителей;
  2. Прибор не реагирует на включение - проверить целостность силового шнура;
  3. АКБ не заряжается - протестировать выход диодного моста мультиметром.

8. Схема разборки корпуса для ремонта

Прежде чем приступить к ремонту зарядного устройства "Кедр-Авто 4А", необходимо аккуратно разобрать его корпус. Последовательность разборки следующая:

  1. Открутить винты крепления задней стенки корпуса;
  2. Снять переднюю и заднюю панель прибора;
  3. Извлечь основную плату с элементами;
  4. Осмотреть печатную плату и радиодетали на предмет видимых повреждений.

Теперь можно приступать к поиску и устранению неисправностей устройства.

9. Ресурс работы и срок службы зарядного устройства

При соблюдении всех правил эксплуатации средний ресурс работы зарядного устройства "Кедр-Авто 4А" составляет 2500-3000 циклов зарядки. Это эквивалентно примерно 5-7 годам активного использования.

Для увеличения срока службы рекомендуется:

  • Использовать прибор только по назначению - зарядка свинцово-кислотных АКБ;
  • Не допускать механических повреждений корпуса и шнуров питания;
  • При появлении неисправностей своевременно обращаться в сервисный центр.

10. Регулировка параметров зарядки

В схеме зарядного устройства "Кедр-Авто 4А" установлены два регулировочных резистора R5 и R9. Они позволяют настраивать:

  • R5 - порог отключения зарядного тока, т.е. конечное напряжение заряда АКБ;
  • R9 - длительность импульсов зарядного тока в режиме "Цикл".

Для получения оптимальных настроек необходимо руководствоваться инструкцией или рекомендациями производителя. Неправильная регулировка может снизить эффективность зарядки или повредить аккумулятор.

Комментарии