Плиты ПДН: особенности, применение, выбор

Плиты дорожные напряженные (ПДН) - эффективное решение для строительства дорог в сложных условиях. Их применение позволяет сэкономить средства и ускорить работы. Давайте разберемся, какие бывают плиты ПДН, где их используют и как правильно выбрать нужный тип.

1. Общие сведения о плитах ПДН

Плиты ПДН представляют собой железобетонные конструкции прямоугольной формы с размерами от 1,5х0,5 м до 6х2 м. Они изготавливаются из высокопрочного бетона с использованием специальной технологии предварительного напряжения арматуры.

Основное назначение плит ПДН - это устройство прочных и долговечных покрытий автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, площадок для размещения тяжелой техники.

Плиты ПДН классифицируются по:

  • типу - дорожные, аэродромные, промышленные;
  • размерам - длина от 1,5 до 6 м, ширина от 0,5 до 2 м, толщина от 14 до 20 см;
  • назначению - для постоянных или временных дорог и площадок.

Для производства плит ПДН используют высокопрочный тяжелый бетон класса В27,5 и выше, а также стальную арматуру повышенной прочности. Благодаря специальной технологии натяжения арматуры внутри застывшего бетона создается дополнительное внутреннее напряжение, что значительно увеличивает несущую способность и долговечность конструкции.

Качество и технические характеристики плит ПДН регламентируются государственными стандартами ГОСТ:

  • ГОСТ 21924.0-84 - для дорожных плит общего назначения;
  • ГОСТ 56600-2015 - для предварительно напряженных дорожных плит;
  • ГОСТ 25912-2015 - для аэродромных плит.

2. Области применения плит ПДН

Дорожное строительство

Основная сфера использования плит ПДН - это строительство и ремонт автомобильных дорог. Их применяют при устройстве:

  • постоянных покрытий федеральных и региональных трасс;
  • временных дорог на строительных площадках и в районах добычи полезных ископаемых;
  • подъездных путей к промышленным объектам;
  • городских дорог и тротуаров со сложными грунтовыми условиями.

Преимущества плит ПДН перед асфальтобетоном и другими материалами для дорожного покрытия:

  • выдерживают очень высокие динамические и статические нагрузки;
  • меньше всего подвержены разрушению от многократных циклов замораживания-оттаивания и перепадов температур;
  • обладают повышенной износостойкостью;
  • не требуют ухода и практически не нуждаются в ремонте в течение десятилетий.

Аэродромное строительство

Для оборудования взлетно-посадочных полос на военных, гражданских и вертолетных аэродромах также активно применяются специальные аэродромные плиты ПДН.

Их используют для устройства:

  • оснований ВПП, рулежных дорожек и перронов;
  • площадок для стоянки и обслуживания воздушных судов;
  • покрытий грунтовых вертолетных площадок.

Такие конструкции способны выдерживать высокие динамические нагрузки от взлетающих и приземляющихся летательных аппаратов, работы наземной аэродромной техники.

3. Преимущества плит ПДН

Высокая прочность и долговечность

Благодаря особой технологии изготовления с предварительным напряжением арматуры, плиты ПДН обладают повышенной прочностью по сравнению с обычными железобетонными конструкциями. Они способны выдерживать высокие статические и динамические нагрузки в течение десятилетий без разрушения и существенной деформации.

Асфальтовое покрытие служит около 10 лет, а качественно изготовленные плиты ПДН - до 40 лет и более. При этом они практически не нуждаются в ремонте и обслуживании в процессе эксплуатации.

Легкость и скорость монтажа

Благодаря заводской готовности и наличию монтажных петель, укладка плит ПДН не составляет большого труда и выполняется в кратчайшие сроки. Для этого достаточно ровной песчаной подушки и автокрана нужной грузоподъемности.

После установки плит их монтажные элементы свариваются между собой, швы заливаются бетоном - и дорожное полотно готово к эксплуатации. Все работы занимают до нескольких дней на каждый километр трассы.

Плиты ПДН также экономичны по стоимости и долгосрочные расходы на обслуживание минимальны.

4. Выбор плит ПДН

При выборе плит ПДН для конкретного проекта необходимо учитывать:

  • назначение сооружения (дорога, аэродром, площадка);
  • интенсивность и характер нагрузок от транспорта;
  • климатические и грунтовые условия в районе строительства;
  • требования нормативных документов.

На основании этих данных производятся расчеты необходимого количества плит, их размеров, марок бетона по прочности, водонепроницаемости и морозостойкости.

5. Транспортировка и хранение плит ПДН

Перевозка плит ПДН может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Погрузка и выгрузка производится краном соответствующей грузоподъемности.

При хранении на открытых площадках плиты укладываются на подкладки штабелями высотой не более 2 метров. Между рядами плит обязательно устанавливаются прокладки толщиной 2-3 см.

6. Особенности монтажа плит ПДН

Установка плит ПДН включает следующие основные операции:

  1. Планировка и подготовка основания из песка, щебня или другого материала.
  2. Укладка конструкций в проектное положение автокраном с использованием четырехветвевых стропов.
  3. Выверка уровня верхней поверхности плит по нивелиру.
  4. Сварка монтажных петель электродами, стыков - прутками.
  5. Заливка открытых швов и стыков бетонным раствором.
  6. Уход за бетоном швов в течение 5-7 дней.

7. Эксплуатация и ремонт плит ПДН

В процессе длительной эксплуатации на покрытии из плиты дорожной ПДН могут появляться локальные просадки, выбоины, сколы от ударов. Для их устранения применяются следующие способы:

  • добавление выравнивающего слоя из асфальтобетона;
  • замена поврежденных плит на новые;
  • инъецирование полимерных смол в тело бетона для восстановления сплошности и прочности.
Комментарии