КАПО им. Горбунова: новости и аналитика о знаменитом авиастроительном предприятии

КАПО имени С.П. Горбунова - легендарное предприятие авиастроения с почти вековой историей. Его самолеты не раз меняли ход мировой истории. Сегодня КАЗ, как его называют современники, стоит на пороге нового витка развития.

История создания КАПО им. Горбунова

Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова был основан в 1932 году как завод No 124 имени Серго Орджоникидзе. Первоначально входил в состав строящегося в Казани авиационного комбината «Казмашстрой».

В 1934-1936 годах на заводе были изготовлены первые самолеты:

  • АНТ-20бис - крупнейший в мире 6-моторный самолет того времени;
  • КАИ-1 - участник всесоюзного перелета;
  • Бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова.

C 1937 года началась подготовка к выпуску первого в СССР скоростного тяжелого бомбардировщика Пе-8. В 1940 году осваивается лицензионное производство пассажирского Ли-2.

В октябре-ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань с территории Москвы. Получает новое название - Казанский авиационный завод No 22 им. Горбунова.

1942 год стал переломным в истории предприятия - объем производства вырос в 8 раз по сравнению с довоенным уровнем. Осваивается выпуск истребителя Пе-2, которых будет произведено более 10 000 штук.

В 1945 году завод был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий в годы войны.

Сразу после войны, в 1947 году начинается производство стратегического бомбардировщика Ту-4 - аналога американского B-29 Superfortress. Всего будет выпущено 655 машин Ту-4.

В 1952 году осваивается серийный выпуск реактивного бомбардировщика Ту-16 в различных модификациях. Экспортировался в Китай, Индонезию, Египет и другие страны.

Уникальные разработки КАПО

За долгую историю завода его инженерами и конструкторами был создан ряд уникальных и новаторских для своего времени самолетов:

  • АНТ-20бис - крупнейший в мире самолет 1930-х годов, имел 6 двигателей и размах крыла 63 м.
  • Ту-4 - советский аналог американского бомбардировщика B-29 Superfortress. Первый советский реактивный бомбардировщик стратегической авиации.
  • Ту-16 - первый отечественный реактивный бомбардировщик-ракетоносец дальнего действия. Мог нести ядерное оружие.
  • Ту-22М - сверхзвуковой ракетоносец variable-sweep wing. Участвовал в боевых действиях.
  • Ту-160 - самый большой и мощный в мире стратегический ракетоносец. До сих пор не превзойден по ряду характеристик.

Также завод производил и гражданские самолеты. Флагманом отечественной пассажирской авиации стал Ил-62 на 200-220 мест. В наши дни освоен выпуск современного авиалайнера Ту-214 на 100-210 пассажиров.

Сотрудничество с другими предприятиями

КАПО им. Горбунова тесно сотрудничает с огромным количеством партнеров по кооперации в авиастроении.

Поставщиками оборудования и комплектующих для самолетов КАПО являются более 600 предприятий в России и за рубежом.

Важнейшими партнерами по кооперации являются:

  • Казанское моторостроительное производственное объединение;
  • Казанский вертолетный завод;
  • Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»;
  • Рязанское конструкторское бюро «Глобус»;
  • Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева

Заказчиками военной и гражданской авиатехники КАПО являются Министерство обороны РФ, авиакомпании "Аэрофлот", Red Wings, S7, "Россия" и многие другие.

На заводе осуществляется сервисное обслуживание и ремонт ранее выпущенных самолетов Ту-22М3, Ту-160, а также обучение летного состава на тренажерах.

Модернизация производства

Для выпуска современных конкурентоспособных самолетов КАПО постоянно модернизирует производство. В частности:

  • Закуплено новое технологическое оборудование - станки с ЧПУ, высокопроизводительные обрабатывающие центры;
  • Реконструированы и расширены площади цехов - механообработки, сборки, складов;
  • Внедрены цифровое проектирование, моделирование и испытания;
  • Автоматизированы сборочные линии с применением робототехники;
  • Активно ведется импортозамещение комплектующих;
  • Повышено качество и производительность труда.

Благодаря модернизации КАПО готово к выпуску современных гражданских авиалайнеров Ту-214 и возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

Социальная ответственность КАПО

КАПО им. Горбунова всегда уделяло большое внимание социальной ответственности как градообразующего предприятия Казани.

В частности, за счет средств завода в Казани построены:

  • Жилые дома общей площадью более 360 000 кв.м;
  • Профессиональное училище и учебно-курсовой комбинат;
  • Детские сады и школа;
  • Пионерский лагерь, база отдыха для работников завода.

КАПО оказывает поддержку учреждениям здравоохранения и образования, проводит спортивные и культурные мероприятия для сотрудников, осуществляет благотворительные акции и помощь ветеранам предприятия.

Самолеты КАПО в военной истории

Многие самолеты, выпущенные КАПО им. Горбунова, сыграли важную роль в военной истории СССР и России.

Например, на бомбардировщиках Пе-8 и Ту-4 были нанесены первые авиаудары по Берлину в 1941 и 1945 годах соответственно.

Стратегический ракетоносец Ту-16 находился на вооружении ВВС СССР более 40 лет, до 1990-х годов.

Самолеты Ту-22М активно применялись в локальных конфликтах, в том числе в Афганистане.

Новые разработки КАПО

Конструкторское бюро КАПО продолжает разработку перспективных образцов авиатехники.

В частности, ведутся работы над созданием:

  • Модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2;
  • Перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА;
  • Модификаций пассажирского самолета Ту-214 с улучшенными характеристиками.

Эти самолеты будут определять облик российской авиации в ближайшие десятилетия.

Перспективы КАПО

У КАПО им. Горбунова большие перспективы развития как ведущего предприятия авиапрома России.

Планируется:

  • Нарастить выпуск гражданских авиалайнеров Ту-214 до 20 машин в год;
  • Возобновить серийное производство модернизированных бомбардировщиков Ту-160М2;
  • Освоить выпуск перспективного авиационного комплекса ПАК ДА;
  • Расширить международное сотрудничество в области авиастроения.

Реализация этих планов позволит укрепить позиции КАПО как флагмана отечественного авиапрома.

Комментарии