Подводная лодка проекта 675: история создания и эксплуатации
Атомные подводные лодки проекта 675 стали первыми советскими подводными ракетоносцами, способными поражать корабли противника практически за горизонтом - с дистанции до 300 км. Это качественно изменило возможности ВМФ СССР по противодействию мощным авианосным соединениям НАТО. Как рождался этот уникальный проект и чем закончилась его история?
Зарождение идеи создания противоавианосных подлодок
В 1950-е годы основной угрозой для СССР считались авианосные группировки ВМС США. Чтобы им противостоять, нужно было создать эффективное оружие для поражения авианосцев вне зоны действия их мощной противолодочной обороны. Так родилась идея подводной лодки, вооруженной дальнобойными крылатыми ракетами.
Разработка такого оружия началась в ОКБ-134 под руководством В.Н. Челомея. На базе ракеты П-5, предназначенной для ударов по наземным целям, была создана морская противокорабельная ракета П-6 (индекс 4К44) с дальностью стрельбы до 300 км. Это позволяло поражать авианосец, находясь за пределами зоны действия его зенитных ракет и истребителей.
Однако для наведения ракет на цель требовались данные о координатах кораблей противника. Поэтому параллельно велись работы по созданию разведывательно-ударного комплекса на базе самолетов Ту-16РЦ и Ту-95РЦ с радиолокационными станциями обнаружения надводных целей.
В 1958 году началось проектирование подводной лодки-носителя для ПКР П-6. Главным конструктором был назначен П.П. Пустынцев из ЦКБ МТ «Рубин». Новый проект получил обозначение 675.
Основные технические характеристики
Подлодка проекта 675 строилась на базе предыдущей модели - проекта 659, также оснащенного крылатыми ракетами. Однако в отличие от нее новый корабль получил удлиненный на 4 метра корпус и был вооружен не ракетами П-5, а более дальнобойными П-6.
Основные ТТХ подлодки проекта 675:
- Водоизмещение: 4000 тонн
- Длина: 92 метра
- Ширина: 9,3 метра
- Осадка: 6,7 метра
- Скорость: 16 узлов (над водой), 25 узлов (под водой)
- Глубина погружения: 300 метров
- Автономность: 60 суток
- Экипаж: 12 офицеров, 70 матросов
Вооружение подлодки составляли:
- 8 противокорабельных ракет П-6
- 4 торпедных аппарата калибра 533 мм (4 торпеды)
- 2 торпедных аппарата калибра 400 мм (6 торпед)
Для управления ракетной стрельбой использовалась система «Аргумент». Она обеспечивала получение целеуказания от самолетов-разведчиков, одновременный запуск нескольких ПКР и наведение их на цели.
Главная энергетическая установка состояла из двух водо-водяных реакторов, двух паровых турбин и двух гребных электродвигателей. Это обеспечивало подводной лодке хорошую маневренность и скрытность.
Строительство и ввод в строй
Подводная лодка 675 проекта была революционным кораблем, способным качественно усилить боевые возможности ВМФ. Поэтому ее постройке уделялось первостепенное внимание.
Закладка головной ПЛАРК проекта 675 с заводским номером К-166 состоялась 30 мая 1961 года на северодвинском заводе No 402 (нынешний «Севмаш»). Уже 31 октября 1963 года лодка была спущена на воду.
Всего в 1961-1968 гг на заводе № 402 было построено 16 подлодок проекта 675. Еще 13 единиц изготовили в 1963-1968 гг. на Амурском судостроительном заводе.
Первая боевая служба новых подводных ракетоносцев началась в 1965 году. Уже в 1966 году две лодки проекта 675 (К-133 и К-116) совершили беспрецедентный переход с Севера на Тихий океан в обход мыса Горн, продемонстрировав возможности ВМФ действовать в любой точке Мирового океана.
К концу 1960-х годов 29 построенных подлодок проекта 675 вошли в состав дивизий Северного и Тихоокеанского флотов СССР, существенно усилив ударный потенциал ВМФ.
Подлодки проекта 675 качественно изменили возможности советского Военно-морского флота по борьбе с авианосными группировками вероятного противника. Их появление застало врасплох разведслужбы НАТО.
Дальнейшее развитие подводных сил СССР шло уже с учетом опыта создания и эксплуатации этих уникальных кораблей.
Эксплуатация и модернизация
Подводные лодки проекта 675 активно использовались ВМФ СССР на протяжении нескольких десятилетий. Они несли боевое дежурство в океанах, участвовали в дальних походах.
Одним из наиболее значимых стал переход двух подлодок этого проекта - К-133 и К-116 - из северных вод на Тихий океан в обход мыса Горн в 1966 году. Этот уникальный поход продемонстрировал возможность маневра стратегическими силами между флотами.
В 1970-1980-е годы многие подлодки проекта 675 прошли модернизацию. На них устанавливались новые ракетные комплексы с ракетами П-500 и П-1000, имевшими увеличенную дальность стрельбы.
Также обновлялись системы управления вооружением и целеуказания. Это позволило продлить срок службы подводных лодок и повысить их боевые возможности.