Тайны "Ада" Иеронима Босха: расшифровка символов страшного шедевра

Знаменитый триптих голландского художника Иеронима Босха "Ад и потоп" по-прежнему хранит множество тайн. Давайте попробуем расшифровать символы этого загадочного полотна при помощи экспертов.

История создания шедевра

Точная дата создания триптиха "Ад и потоп" неизвестна. Ориентировочно время его написания определяют по годовым кольцам дуба, из которого изготовлены доски - примерно 1514 год. От первоначального алтарного образа до наших дней сохранились лишь две створки, которые ныне хранятся в музее Бойманса ван Бенингена в голландском городе Роттердам.

Исходя из анализа годовых колец древесины дуба, на досках из которой выполнена работа Босха, предполагается, что возможное время ее создания - 1514 год (но не ранее 1506 г.).

Вероятно, изначально это был триптих, который в обычные дни держали закрытым, а по особым случаям открывали внутренние изображения. На внешней стороне створок располагались четыре небольшие картины в круглых рамках.

Библейский сюжет Ноева потопа

На левой уцелевшей створке триптиха "Ад и потоп" запечатлен ветхозаветный сюжет - Ноев ковчег на горе Арарат после Всемирного потопа. Мы видим восемь фигур на ковчеге - самого Ноя с супругой, его трех сыновей и их жен.

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Библия. Бытие 7:13

Потоп завершился, ковчег сел на мель после 150 дней дрейфа по водам. Теперь Ной и его семья покидают спасительное судно вместе с животными:

И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; Библия. Бытие 8:18

Художник мастерски передает это ощущение обновления мира. Различные звери, птицы и даже мифические существа - единороги и жирафы - спасшиеся вместе с людьми в ковчеге, теперь в изобилии населяют очищенную Землю.

Альтернативные трактовки правой створки

В то время как левая часть триптиха не вызывает разночтений, правая створка допускает множество интерпретаций сюжета. Одни эксперты видят здесь изгнание демонов архангелом Михаилом, другие - аллегорию Ада и вечных мук грешников.

Наиболее обоснованной представляется версия, что на картине запечатлен Страшный Суд - Второе пришествие Иисуса Христа. Это подтверждается типологическими параллелями между ветхозаветным потопом и евангельским Апокалипсисом:

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына ЧеловеческогоЕвангелие от Луки, глава 17, стих 26

Несмотря на множество догадок, окончательный ответ на вопрос о смысле этого шедевра пока не найден. Возможно, его тайны раскроют будущие поколения исследователей.

Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что Босх в свойственной ему загадочной манере затрагивает здесь вечные темы греха, покаяния и Божьего правосудия.

Влияние "Видения Тундала"

На некоторые мотивы правой створки Босха, по-видимому, вдохновило средневековое видение ада под названием "Видение Тундала". Этот текст был издан в родном городе художника Хертогенбосе в 1484 году.

В "Видении Тундала" подробно описывается ад, который автор якобы посетил в мистическом путешествии. Отсюда, вероятно, берет начало образ замерзшего озера, по которому грешники вечно скользят на шатких коньках и санках.

На замерзшем озере на среднем плане еще один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несет его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.

Христианский взгляд на грех

Для понимания скрытых смыслов шедевра "Ад и потоп" важно учитывать средневековые христианские воззрения на природу греха. В частности, церковь расценивала плотскую любовь если не как тяжкий грех, то уж точно как нечто постыдное и недостойное.

Между тем, Иероним Босх оставался глубоко верующим человеком. Многие его работы, особенно ранние, прямо цитируют фрагменты из Священного Писания. Поэтому вряд ли он намеревался прославлять пороки в своем творении.

Цветовая символика полотна

Яркие, праздничные краски центральной части триптиха резко контрастируют с мрачной правой створкой, где господствуют темные тона ада. Этот цветовой переход усилен гризайлем на внешней стороне - сюжеты Сотворения мира даны в сдержанной серой гамме.

Таким образом, Босх при помощи красок передает эволюцию человечества - от райской невинности к грехопадению и заслуженному воздаянию за провинности.

Расшифровка музыкального фрагмента

Одна из самых загадочных деталей правой створки - нотная запись, выбитая на ягодицах грешника. Эту адскую мелодию удалось расшифровать современной исследовательнице Амелии Хэмрик.

Она переложила запись для фортепиано, и получившаяся композиция звучит весьма мрачно и диссонансно, в полном соответствии с адской тематикой полотна.

Символика фантастических растений

В центральной части триптиха поражают воображение гигантские плоды, цветы и деревья. Некоторые из них, вероятно, Иероним Босх заимствовал из описаний чудес Индии, которая в Средние века ассоциировалась с утраченным раем.

Однако, помимо декоративной функции, эти фантастические растения несут важный смысл. Их извилистые лианы опутывают тела грешников, а раковины и кораллы буквально поглощают человеческую плоть, намекая на гибельность и тленность порока.

Аллегория Стеклянного колокола

Одним из ключевых элементов центральной картины является стеклянный колокол, под которым скрываются три обнаженные фигуры. Этот хрупкий пузырь, по мнению исследователей, олицетворяет непрочность человеческого счастья и радостей.

Счастье и стекло — как они недолговечны

Таким образом, Босх еще раз напоминает зрителю о тщете и иллюзорности земных удовольствий, которые рано или поздно неизбежно рушатся.

Башня Прелюбодеяния

На заднем плане центральной композиции возвышается многоярусная Башня Прелюбодеяния. Ее стены, сияющие подобно драгоценным камням, заманивают грешников подобно мифическим сиренам.

Внутри башни среди огромных оленьих рогов дремлют обманутые мужья. Эта аллегория в очередной раз обличает тщету сладострастия и предупреждает об опасности прелюбодейного греха.

Двойственность образа кролика

На переднем плане правой створки кролик тащит свою окровавленную добычу. Этот невинный зверек, превратившийся в палача, является олицетворением адского хаоса, где все прежние связи в мире разрушены.

В то же время, кролик традиционно ассоциируется с плодовитостью и похотью. Возможно, Иероним Босх таким способом в очередной раз обращается к теме опасности чрезмерных удовольствий плоти.

Демонические музыкальные инструменты

На правой створке музыкальные инструменты - арфа, лютня - превращаются в орудия пыток грешников. Это еще одно воплощение перевернутого адского мира, где все прежние гармоничные связи уничтожены.

В то же время, возможно в этих образах есть отсылка к древнегреческому мифу о сиренах. Их прекрасное пение заманивало мореплавателей на гибель, что перекликается с метафорой греха как соблазна.

Многоликий символизм числа восемь

Число восемь повторяется в произведении неслучайно. Восемь фигур мы видим на Ноевом ковчеге, восемь сюжетов - на закрытых створках триптиха.

С одной стороны, это отсылка к восьми спасшимся от потопа людям, но в христианской символике число восемь также ассоциируется с Воскресением и вечной жизнью.

Зеркало гордыни

Один из самых загадочных мотивов правой створки - женское лицо, отражающееся в зеркале на ягодицах беса. Считается, что это аллегория греха гордыни и тщеславия, ставших причиной низвержения творения в бездну порока.

Зеркало при этом многозначный символ: оно одновременно и соблазн, и инструмент самопознания, и врата в иные измерения бытия.

Апокалиптический пейзаж

Если в левой части триптиха запечатлен райский покой природы, то правая створка представляет собой истинно апокалиптический пейзаж.

Пылающие дома, багровые воды озера, разрушенные деревья - так Босх Иероним рисует картину конца света, постигшего грешное человечество в наказание за провинности.

Монстры как олицетворение пороков

На обеих уцелевших створках триптиха присутствуют различные чудовища и демоны. Эти порождения ада воплощают в себе пороки человечества, ставшие причиной его гибели.

Особенно много фантастических существ запечатлено на правой части в адском пейзаже. Здесь каждый монстр аллегорически соответствует определенному греху - похоти, чревоугодию, скупости.

Гигантомания как отражение гордыни

Многие предметы на полотне приобретают гротескно огромные размеры - фрукты, музыкальные инструменты, уши. Возможно, это еще одно воплощение гордыни - попытки человека превзойти разумные границы бытия.

С другой стороны, исполинские размеры некоторых деталей усиливают контраст с хрупкостью и ничтожностью человека, погрязшего в пороках.

Извращенные звуки музыки ада

Музыкальные мотивы в правой части триптиха звучат дисгармонично и извращенно. Мелодия, выбитая на ягодицах грешника, по замыслу автора должна вызывать у живых существ лишь отвращение и ужас.

В этом еще один намек на перевернутость адского мира, где прекрасное оборачивается безобразным, а гармония - хаосом.

Неразгаданные тайны шедевра

Несмотря на множество попыток интерпретации, многие символы и детали этого шедевра по-прежнему остаются загадкой. Возможно, со временем новые исследования прольют дополнительный свет на его скрытые смыслы.

Однако уже сегодня ясно, что Иероним Босх затрагивает здесь вечные темы человеческого бытия - добро и зло, грехопадение и воздаяние, рай и ад являются в его триптихе лишь разными гранями нашей реальности.

Комментарии