Электросхема ВАЗ-2115, инжектор 8 клапанов: устройство
Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2115 с инжекторным двигателем имеет ряд особенностей по сравнению с карбюраторными моторами. Давайте разберемся в устройстве этой схемы и научимся находить и устранять типичные неисправности.
Обзор модели ВАЗ-2115
ВАЗ-2115 — это модернизированная версия широко известной "десятой семейки" Волжского автозавода. Главное отличие этой машины — установка более современного и экономичного двигателя с распределенным впрыском топлива.
В остальном ВАЗ-2115 сохранил прежнюю компоновку кузова с передним приводом и пятью дверями. Изменились лишь некоторые элементы экстерьера — форма капота, бамперы, крылья. Также в салоне появился бортовой компьютер.
Существует несколько модификаций ВАЗ-2115 с различными двигателями — 1,5 и 1,6 литра, 8 и 16 клапанов. От этого зависит и схема электрооборудования.
Силовые агрегаты ВАЗ-2115
Рассмотрим подробнее моторы, которыми комплектуется пятнадцатая модель ВАЗа.
- 1,5 л 8-клапанный карбюраторный двигатель мощностью 75 л.с.
- 1,5 л 16-клапанный двигатель с распределенным впрыском топлива, 98 л.с.
- 1,6 л 16-клапанный инжекторный мотор мощностью 111 л.с.
Главное их отличие в системе питания. Если на карбюраторе топливо смешивается с воздухом в специальном устройстве, то при впрыске бензин под высоким давлением подается непосредственно в цилиндры.
Однопроводная схема электрооборудования ВАЗ-2115
Начнем разбираться в устройстве электросистемы ВАЗ-2115 с принципиальной схемы.
Вне зависимости от типа двигателя, машина использует однопроводную схему — все минусовые выводы электроприборов соединяются с кузовом в одну общую цепь.
Источником питания служит аккумуляторная батарея, вырабатываемый генератором ток выпрямляется выпрямительным блоком. Потребители энергии через контакты замка зажигания, выключателей и реле подключаются к положительной клемме АКБ.
Для защиты электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий в схеме установлен предохранительный блок в моторном отсеке. Отдельные уязвимые узлы (форсунки, электронные блоки) защищаются дополнительно.
Особенности электрики инжекторного двигателя
По сравнению с карбюраторными моторами, у инжекторных силовых агрегатов значительно больше датчиков, контролирующих рабочие параметры — температуру, давление, состав отработавших газов.
Эти датчики являются составляющими системы управления двигателем и подключены к блоку ECU (Electronic Control Unit), который на их основе оптимизирует работу мотора.
Также в схему инжекторной «пятнашки» добавляется специальное реле и предохранители, контролирующие работу форсунок.
Итак, главное отличие электрики ВАЗ-2115 с инжекторным движком — наличие большего числа датчиков и исполнительных механизмов, связанных с системой впрыска топлива.
Электросхема ВАЗ-2115 инжектор 8 клапанов: типичные неисправности
Рассмотрим теперь, какие типичные поломки встречаются в электросистеме пятнадцатой модели ВАЗа.
Помимо классических неисправностей вроде проеденной изоляции проводов или подгоревших контактов реле, инжекторный мотор подвержен сбоям в работе электронных блоков управления.
Это может проявляться в разнообразных симптомах — провалах в работе двигателя, отказах в запуске, поломках отдельных узлов системы впрыска.
Причины кроются как в банальном выходе из строя отдельных электронных компонентов из-за старения или перегревов, так и в разрушительном действии электромагнитных помех.
Поиск подобных неисправностей электрооборудования без применения диагностического сканера может превратиться в очень трудоемкий процесс.
Регламент техобслуживания
Для поддержания электросистемы в рабочем состоянии требуется регулярно проводить ее диагностику и профилактические работы.
Каждые 10-15 тыс. км пробега рекомендуется проверять сопротивление изоляции электропроводки, состояние клемм, электрических разъемов, очищать контакты от окислов.
Также не реже раза в год следует менять масло в масляном бачке усилителя руля с электрогидронасосом и промывать сетчатый фильтр в этой системе.
Эффективность и надежность всей электросистемы ВАЗ-2115 во многом зависит от состояния аккумулятора, поэтому его регулярная подзарядка и обслуживание — важнейший пункт профилактических работ.
Поиск неисправностей по схеме
При возникновении проблем с электрооборудованием ВАЗ-2115 можно самостоятельно попробовать определить причину, ориентируясь на принципиальную схему автомобиля.
Например, если перестали работать стеклоподъемники, то по электросхеме проверяем целостность плавких предохранителей, которые их защищают, а также подводящие контакты к соответствующему реле.
А в случае отказа ближнего света фар сначала нужно протестировать сами лампы накаливания, работу реле, а далее по схеме проверить предохранители и проводку.
То есть пошагово отслеживаем всю цепь от неисправного узла к источнику питания, находя «разрыв».
Благодаря логическому анализу возможно довольно быстро локализовать и устранить несложные неполадки электрооборудования ВАЗ-2115.
Диагностика электрооборудования
Для более глубокого анализа электросистемы ВАЗ-2115 и поиска неисправностей применяют специальные диагностические приборы и сканеры.
Они позволяют считывать коды ошибок, задавать тестовые режимы для различных узлов, отслеживать в реальном времени показания датчиков — напряжения, температуры, расхода.
Благодаря этому диагностируются даже сложные неполадки электронных систем управления двигателем.
Электросхема ВАЗ-2115, инжектор 8 клапанов: тестирование отдельных цепей
Для проверки отдельных электрических цепей используется мультиметр — прибор для замера сопротивления, напряжения, силы тока.
Например, чтобы убедиться в исправности обмотки реле стеклоподъемников, достаточно замерить ее сопротивление. При нормальных показателях (в районе 100 Ом) обмотка в порядке.
А для выявления обрыва в цепи питания аудиосистемы измеряем напряжение непосредственно на разъемах, определяя место повреждения проводки.
Блок фар ВАЗ-2115: разновидности и особенности
Рассмотрим теперь устройство системы освещения в пятнадцатой модели ВАЗа, в частности блоков фар.
В базовой комплектации устанавливаются галогенные фары со светотехникой, рассчитанной на лампы H4.
В качестве опции возможно оснащение ксеноновыми лампами или современными светодиодными модулями.
Также часто владельцы дооснащают ВАЗ-2115 дополнительными противотуманными фарами, что требует разумного подключения противотуманных фар к электросистеме.
Подсветка номера и дополнительное освещение
Кроме штатных фар, водитель автомобиля постоянно использует вспомогательные лампы — освещение номерного знака, плафоны в салоне, подкапотное освещение при обслуживании.
Эти цепи в электросхеме ВАЗ-2115 защищены отдельными предохранителями. Например, подсветку госномера контролирует плавкая вставка на 7,5 А.
Поэтому при перегорании лампочки заднего номерного знака достаточно проверить соответствующий предохранитель в монтажном блоке.
Особенности электрики
Рассмотрим теперь устройство электропроводки, световых приборов и оборудования непосредственно в салоне автомобиля ВАЗ-2115.
Центральная панель приборов объединяет основные контрольно-измерительные приборы — спидометр, тахометр, указатель температуры двигателя, уровня топлива.
Помимо стрелочных индикаторов, на панели располагаются сигнальные лампы различных систем — антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности, непристегнутого ремня водителя.
Внизу центральной панели устанавливаются выключатели для управления вспомогательными системами — обогревом стекол, блокировки замков дверей, регулировки положения фар.