ВАЗ 21065: история легендарной "шестерки"

Легендарная "шестерка" - одна из самых массовых моделей в истории российского автопрома. ВАЗ 21065 выпускалась с 1976 по 2006 год и за это время завоевала любовь миллионов автолюбителей.

1. Замысел создания ВАЗ 21065

Предпосылками для модернизации популярной "тройки" ВАЗ 2103 в середине 1970-х годов послужили:

  • Моральное устаревание дизайна модели 2103
  • Необходимость обновления освещения до европейских стандартов
  • Стремление сократить использование дорогостоящих хромированных деталей

Разработка обновленной версии под индексом "21031" началась в 1974 году. Возглавил ее талантливый дизайнер В. Антипин. Под его руководством был создан современный экстерьер с преобладанием черных пластиковых деталей.

Новшества затронули переднюю облицовку, заднюю панель багажника, бамперы, боковые "поворотники" и другие элементы.

Однако в конструкцию внесли минимум изменений из соображений экономии. В итоге индекс "21031" заменили на "2106", чтобы оставить место для будущих модификаций.

2. Технические характеристики ВАЗ 21065

ВАЗ 21065 оснащался модернизированным 1,6-литровым двигателем рабочим объемом 1568 куб.см. Его мощность составила 79 л.с. Это на 12% больше, чем у базового мотора ВАЗ-2103. Однако из-за ограничений системы впуска пиковую отдачу в 80 л.с. достичь не удалось.

Трансмиссия была адаптирована к новому двигателю. Для этого создали специальную КПП с укороченными передаточными числами на 1-3 передачах. Также применялся редуктор заднего моста с передаточным числом 3,9.

Подвеска ВАЗ 21065 представляла собой сочетание:

  • Независимой пружинной передней
  • Зависимой задней на продольных полуэллиптических рессорах

Такая конструкция хорошо амортизировала неровности дорог.

В остальном технические характеристики ВАЗ 21065 практически повторяли показатели его предшественников:

Кузов Седан
Колесная база 2420 мм
Колея передняя/задняя 1320/1288 мм

Несмотря на скромную по современным меркам мощность, "шестерка" славилась надежностью и выносливостью. А благодаря мягкой подвеске обеспечивала комфортабельную езду.

3. Особенности комплектаций и модификаций

Базовая модель ВАЗ 21065 предлагалась в нескольких вариантах исполнения. Отличались они установленными двигателями и типом кузова (с левым или правым расположением руля).

Для экспортных рынков выпускалась улучшенная модификация 21065-01 с более мощным генератором, 5-ступенчатой КПП, галогенными фарами и прочим дополнительным оснащением.

Также существовали редкие экспериментальные версии, вроде пикапа "Турист" со встроенной в кузов палаткой. Или уникальный ВАЗ 21065 "Полседьмого" с элементами от будущей модели 2107.

ВАЗ 21065 является культовой моделью российского автопрома. За время производства с 1976 по 2006 год было выпущено более 4 миллионов автомобилей. Даже спустя годы "шестерка" не теряет популярности благодаря надежности, простоте и неприхотливости в эксплуатации.

4. История производства ВАЗ 21065 с 1976 по 2006 год

Массовое производство "шестерки" началось 21 февраля 1976 года на третьей линии АвтоВАЗа. Уже в первый год было выпущено 95 тысяч автомобилей.

За время выпуска в конструкцию ВАЗ 21065 вносили различные изменения:

  • В 1977 году изменили дефлекторы отопителя
  • В 1981 году обновили мнемосхему контрольных ламп
  • С 1987 года стали устанавливать тормоза от модели 2105

В 1990-е производство частично перенесли на заводы "РосЛада" и "ИжАвто". Последний ВАЗ 21065 сошел с конвейера АвтоВАЗа 28 декабря 2001 года.

5. Коммерческий успех ВАЗ 21065

За все время производства было выпущено более 4,3 миллиона автомобилей ВАЗ 21065. Модель пользовалась успехом как в СССР, так и на экспорт.

Особенно "шестерку" любили в странах Юго-Восточной Европы и на Кубе. Там эти простые и надежные машины составляли значительную долю автопарка.

6. Культовый статус ВАЗ 21065

Даже спустя годы после снятия с производства "шестерка" остается культовой моделью. Ее любят за простоту конструкции, неприхотливость и возможность ремонта своими руками.

7. Ремонт и восстановление ВАЗ 21065

При покупке подержанного ВАЗ 21065 стоит проверить:

  • Состояние кузова и лакокрасочного покрытия
  • Работу двигателя и основных узлов
  • Исправность тормозной системы

Типичными неисправностями являются: перегрев двигателя, течь масла, проблемы с электрооборудованием. При правильном уходе "шестерка" может прослужить 15-20 лет и более.

8. Модернизация ВАЗ 21065

Многие владельцы устанавливают на ВАЗ 21065 усиленные детали от последующих моделей ВАЗ, модернизируют двигатель и трансмиссию. Это повышает мощность, динамику разгона и максимальную скорость "шестерки".

Также популярно восстановление экстерьера в ретро-стиле: хромированные детали, колпаки, спойлеры. Это придает автомобилю более эффектный внешний вид.

9. "Шестерка" на вторичном рынке

Несмотря на прекращение производства, на вторичном рынке до сих пор можно найти множество предложений ВАЗ 21065 на любой вкус и кошелек. Цены варьируются от 20 до 150 тысяч рублей в зависимости от состояния и пробега конкретного автомобиля.

Более дорогие экземпляры, как правило, это машины после капитального ремонта, с заменой изношенных деталей и профилактикой всех узлов. Подержанную "шестерку" в хорошем состоянии можно найти за 35-65 тысяч рублей.

10. Сообщество любителей ВАЗ 21065

Вокруг легендарной "шестерки" существует настоящее сообщество преданных поклонников. В соцсетях действуют десятки тематических групп, где собираются владельцы и фанаты модели.

Там можно получить ценные советы по выбору, покупке, эксплуатации и ремонту ВАЗ 21065. А также пообщаться с единомышленниками и поделиться своей любовью к культовой "Жигули".

11. ВАЗ 21065 в кино и литературе

"Шестерка" неоднократно фигурировала в фильмах, книгах, музыкальных клипах как один из символов советской и постсоветской эпохи. Нередко машина показана в заурядном, потрепанном состоянии, что отражает типичное использование ВАЗов как рабочих "лошадок".

В ряде случаев "шестерка" выступает атрибутом представителей криминальных кругов 1990-х. Это отсылка к популярности ВАЗов среди бандитов из-за дешевизны и распространенности.

12. Перспективы ВАЗ 21065

Несмотря на 30-летний возраст конструкции, востребованность ВАЗ 21065 на вторичном рынке сохраняется. Этому способствуют простота и дешевизна обслуживания, доступность запчастей.

Большинство сохранившихся машин прошли капремонт и могут прослужить еще не один год. Культовый статус тоже вносит свою лепту в популярность "шестерки". Так что ее "звездный час" вряд ли уже позади.

Комментарии