21214 двигатель: особенности, характеристики и эксплуатация
Двигатель ВАЗ 21214 хорошо известен российским автолюбителям. Этот надежный и неприхотливый мотор с 1994 года устанавливался на популярные отечественные внедорожники семейства "Нива". За более чем 25-летнюю историю двигатель 21214 неоднократно модернизировался и претерпел ряд изменений. Давайте подробнее разберемся в особенностях этого силового агрегата.
История создания двигателя ВАЗ 21214
Инженеры АвтоВАЗа приступили к разработке нового мотора для "Нивы" в начале 1990-х годов. К этому времени базовый двигатель ВАЗ 21213 уже морально устарел и не соответствовал предъявляемым экологическим требованиям.
В 1994 году началось серийное производство обновленного инжекторного двигателя ВАЗ 21214. По сути это была глубокая модернизация "двенадцатисотого" семейства моторов ВАЗ с переходом на впрыск топлива и небольшим увеличением мощности.
Основой разработки двигателя послужил устаревающий мотор ВАЗ-21213. Новая версия ДВС получила отличия в системе питания топливом, ГРМ и системе очистки выхлопных газов.
Первоначально на автомобили Лада устанавливался двигатель ВАЗ-21214 c центральным впрыском топлива и электронным блоком управления BOSCH MP 7.9.7. Такая модификация соответствовала экологическим нормам Евро-0.
В дальнейшем мотор неоднократно модернизировался с переходом на более совершенные системы впрыска и повышением экологического класса:
- Евро-2 - попарно-параллельный впрыск с контроллером Bosch MP7.0;
- Евро-3 - фазированный впрыск, стальной выхлопной коллектор, гидрокомпенсаторы клапанов;
- Евро-4 - оптимизация процессов сгорания, снижение вредных выбросов.
Параллельно в конструкцию двигателя 21214 вносились отдельные усовершенствования - устанавливались импортные гидроопоры клапанов производства INA, вводился гидроусилитель руля и т.д.
Основные модификации двигателя ВАЗ 21214 представлены в таблице:
Модификация | Отличительные особенности |
21214-10 | Центральный впрыск, Евро-0 |
21214-20 | Попарно-параллельный впрыск, Евро-2 |
21214-30 | Фазированный впрыск, стальной коллектор, Евро-4 |
21214-41 | ГУР, гидроопоры ЯЗТА, Евро-3 |
C 2008 по 2019 годы двигатель 21214 устанавливался на популярную модель Лада Нива Пикап. При этом наиболее распространенной была модификация ВАЗ 21214-30 с фазированным впрыском, стальным выхлопным коллектором и экологическим стандартом Евро-4.
В целом инжекторный двигатель ВАЗ 21214 оказался вполне удачным для неприхотливого внедорожника семейства "Нива", обеспечивая приемлемые динамические характеристики в сочетании с достаточной надежностью и ремонтопригодностью.
Конструкция и особенности двигателя 21214
Двигатель 21214 представляет собой рядный 4-х цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1.7 литра. Конструктивно он является глубокой модернизацией предыдущей модели ВАЗ 21213.
Блок цилиндров чугунный, цилиндры не расточены. Головка блока алюминиевая, 8-ми клапанная, оснащена гидрокомпенсаторами для автоматической регулировки зазоров.
Двигатель 21214 оснащен распределенной системой впрыска топлива и нейтрализатором отработавших газов. Управление работой двигателя осуществляет электронный блок BOSCH MP 7.9.7
или Январь 7.2
.
От базовой модели 21213 новый двигатель отличается:
- Иной системой питания - распределенный впрыск топлива вместо карбюратора;
- Модернизированным приводом ГРМ - однорядная цепь, гидронатяжитель, импортные гидроопоры клапанов;
- Наличием катализатора и дополнительной системы очистки отработавших газов.
В разных модификациях двигатель 21214 имел конструктивные отличия, связанные в основном с системой впрыска, типом выпускного коллектора и экологическим классом.
К преимуществам конструкции этого мотора можно отнести:
- Достаточную мощность и крутящий момент;
- Неприхотливость и надежность при эксплуатации в суровых условиях;
- Простоту и ремонтопригодность - возможность ремонта в гаражных условиях;
- Низкую стоимость и хорошую доступность запчастей.
К недостаткам двигателя 21214 относят:
- Повышенный расход моторного масла из-за износа поршневых колец;
- Проблемы с приводом ГРМ - поломки цепи, гидронатяжителя, просадка гидроопор;
- Высокий уровень шума за счет больших зазоров в ДВС.
Тем не менее, при правильной эксплуатации с соблюдением регламентов ТО двигатель ВАЗ 21214 способен проработать 150-200 тыс. км пробега без капремонта. А с учетом его ремонтопригодности ресурс такого мотора может составить 300-400 тыс. км.
Технические характеристики
Двигатель ВАЗ 21214 имеет следующие технические характеристики:
- Число и расположение цилиндров - 4, рядное;
- Рабочий объем - 1690 куб.см;
- Диаметр цилиндра/ход поршня - 82/80 мм;
- Степень сжатия - 9,5;
- Клапанов на цилиндр - 2;
- Порядок работы - 1-3-4-2;
- Мощность - 81 л.с. при 5000 об/мин;
- Макс. крутящий момент - 127 Нм при 4000 об/мин.
По сравнению с предыдущей моделью 21213 мощность выросла на 5 л.с., а максимальный крутящий момент - на 7 Нм. Это стало возможным благодаря применению более совершенной системы питания.
Двигатель 21214 инжектор комплектовался электронной системой управления BOSCH MP7, которая обеспечивала точность дозирования и распределения топлива по цилиндрам двигателя. Благодаря инжектору улучшились динамические характеристики и снизился расход топлива.
Эксплуатация двигателя ВАЗ 21214
Для обеспечения долговечности и надежности двигатель ваз 21214 инжектор требует своевременного выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию.
Рекомендуемая периодичность замены масла и масляного фильтра - каждые 5-10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. Моторное масло желательно выбирать хорошо зарекомендовавшие себя марки с классом вязкости по SAE 10W-40 или 10W-30.
Регулярно необходимо проверять и при необходимости регулировать зазоры в клапанном механизме, натяжение цепи ГРМ, состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов.
Типичные неисправности двигателя 21214
Среди наиболее частых поломок двигателя Нива 21214 инжектор можно выделить следующие:
- Повышенный расход масла из-за износа поршневых колец и прокладки головки блока;
- Проблемы с гидронатяжителем и цепью ГРМ;
- Выход из строя термостата и датчиков;
- Закоксовывание форсунок;
- Перегрев двигателя.
При регулярном и своевременном техобслуживании вероятность возникновения серьезных поломок двигателя существенно снижается.
Ремонт двигателя ВАЗ 21214
Благодаря простой и технологичной конструкции ремонт двигателя 21214 не вызывает особых сложностей. В условиях автосервиса можно провести как полный капитальный ремонт с разборкой, так и текущий ремонт отдельных узлов.
Среди наиболее частых операций:
- Замена поршневых колец;
- Шлифовка клапанов;
- Ремонт головки блока;
- Замена цепи, натяжителя и успокоителя ГРМ.
При капремонте обычно меняют поршни и шатуны, проводят проточку блока цилиндров. Стоимость полного восстановления двигателя 21214 составляет 30-40 тыс. руб.
Модернизация двигателя ВАЗ 21214
Для улучшения характеристик или повышения надежности двигатель 21214 может быть модернизирован с применением тюнинговых запчастей и аксессуаров.
Популярные направления тюнинга:
- Установка спортивного впускного коллектора;
- Замена распредвала и форсунок на более производительные;
- Установка алюминиевых поршней для повышения степени сжатия;
- Усиление ГРМ установкой металлической направляющей и роликовой цепи.
Некоторые владельцы для форсирования 21214 двигателя применяют чип-тюнинг - перепрошивку заводской прошивки контроллера управления двигателем.
Запчасти для двигателя ВАЗ 21214
Запчасти и комплектующие для двигателя ВАЗ 21214 выпускают как российские, так и зарубежные производители:
- Компания Аутолит - поршни, поршневые кольца, вкладыши, прокладки;
- Завод ЯЗДА - гидроопоры, натяжители и направляющие ГРМ;
- Mahle, Febi - поршневые кольца, свечи зажигания;
- ЭЛИТ - радиаторы, термостаты, датчики.
При покупке запчастей для 21214 важно ориентироваться на проверенных поставщиков и избегать контрафакта, который чаще встречается среди дешевых неоригинальных комплектующих китайского или сомнительного происхождения.
Перспективы двигателя ВАЗ 21214
Несмотря на почтенный возраст конструкции, двигатель Нива 21214 инжектор до сих пор устанавливается на современную Lada 4x4 - прямую наследницу легендарной "Нивы".
В обновленном варианте этот мотор получил небольшие доработки - модернизированную систему впуска и выпуска, усиленные поршни, что позволило ему соответствовать экологическим нормам Евро-6.
Благодаря простой, технологичной конструкции, надежности и ремонтопригодности у двигателя 21214 есть все шансы оставаться востребованным еще не один год как у автолюбителей, так и на конвейере Тольяттинского автозавода.