Порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ 2106 (фото)
Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) - важнейший этап при сборке двигателя ВАЗ 2106 после ремонта. От правильности его выполнения напрямую зависит ресурс и мощность двигателя вашего автомобиля.
Назначение и устройство ГБЦ
Головка блока цилиндров предназначена для размещения и фиксации свечей зажигания, клапанного механизма, форсунок, топливных рамп и других узлов и агрегатов двигателя. Основные функции ГБЦ:
- Обеспечение герметичности камеры сгорания
- Участие в процессе газообмена (впуск отработавших газов)
- Отвод тепла от свечей зажигания и клапанов
- Подача топливовоздушной смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов
Конструктивно головка блока цилиндров состоит из следующих основных деталей и узлов:
- Корпус головки из алюминиевого сплава
- Впускные и выпускные клапаны
- Пружины и сухари клапанов
- Направляющие втулки и маслоотражательные колпачки
- Прокладка ГБЦ
- Болты крепления головки к блоку цилиндров
Работа головки блока цилиндров напрямую связана с тактами газораспределения четырехтактного двигателя:
- Впуск. Впускной клапан открывается, впуская топливовоздушную смесь в цилиндр, поршень движется вниз.
- Сжатие. Оба клапана закрыты, смесь сжимается поршнем.
- Рабочий ход. Сжатая смесь воспламеняется от искры свечи зажигания, поршень отбрасывается вниз в результате быстрого сгорания.
- Выпуск. Открывается выпускной клапан, продукты сгорания выталкиваются наружу, затем цикл повторяется.
К наиболее распространенным неполадкам головки блока цилиндров ВАЗ-2106 относятся:
Повреждения прокладки ГБЦ
Признаками износа или нарушения герметичности резиновой прокладки головки блока являются:
- Постоянная необходимость доливать масло в двигатель
- Появление белого дыма из выхлопной трубы
- Перегрев двигателя и нестабильность температурного режима
Причинами выхода прокладки ГБЦ из строя могут стать перегревы двигателя, нарушения при затяжке крепежа головки блока, применение некачественных прокладок и т.д.
Деформация привалочных поверхностей
Нарушение прилегания головки к блоку приводит к следующим проблемам в работе двигателя ВАЗ-2106:
- Падение компрессии в цилиндрах и потеря мощности
- Ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы
- Повышенный расход масла на угар
Деформации часто возникают в результате перегревов двигателя или нарушений при шлифовке поверхностей.
Обрыв болтов крепления головки
Причины обрыва болтов ГБЦ:
- Применение ранее растянутых болтов
- Несоблюдение моментов затяжки
- Нарушение порядка затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106
Последствия - течь охлаждающей жидкости в масляный картер двигателя, снижение мощности и др.
Инструменты для снятия головки блока
Для снятия головки блока цилиндров ВАЗ-2106 в условиях гаража потребуется следующий минимальный набор инструментов:
- Набор торцевых головок
- Набор накидных/рожковых ключей
- Отвертка крестовая и плоская
- Молоток
- Пассатижи
- Съемник универсальный
- Емкость для слива масла и охлаждающей жидкости
- Новая прокладка ГБЦ и комплект болтов
Также потребуются контрольно-измерительные инструменты - штангенциркуль, нутромер, индикатор часового типа для контроля качества сборки головки блока цилиндров после завершения ремонта.
Снятие головки блока цилиндров ВАЗ-2106
Порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106 начинается с отсоединения клемм аккумулятора и слива жидкостей из систем охлаждения и смазки.
- Установите автомобиль на стояночный тормоз, под колеса положите противооткатные упоры.
- Снимите клемму с отрицательного полюса аккумулятора.
- Слейте охлаждающую жидкость через сливные пробки.
- Отсоедините выхлопную трубу от выпускного коллектора.
- Снимите провода с катушки зажигания, крышки механизма ГРМ и датчики коллектора.
- Открутите гайки-барашки крепления головки блока, извлеките шпильки.
- Установите съемники и аккуратно отделите ГБЦ от блока цилиндров.
При замене прокладки следите за сохранением ориентирных втулок в блоке цилиндров для правильной установки головки.
Моменты затяжки головки блока ВАЗ-2106
Согласно инструкции по эксплуатации ВАЗ-2106 моменты затяжки головки блока цилиндров составляют:
Первая стадия затяжки | 3,5 кгс·м |
Вторая стадия затяжки | 10,5 кгс·м |
Болты затягиваются в три приема сначала равномерно «крест-накрест», затем дополнительно подтягиваются тем же методом.
Для обеспечения равномерного прижима используется динамометрический или моментный ключ. Контроль моментов осуществляется индикаторным гайковертом.
Не допускается затяжка головки блока цилиндров ВАЗ-2106 свыше указанных моментов, так как это приводит к деформации резьбы или обрыву болтов.
Ошибки при затяжке головки блока ВАЗ-2106
Основные ошибки, допускаемые при затяжке головки блока цилиндров:
- Использование некондиционных болтов
- Нарушение моментов затяжки
- Несоблюдение порядка затяжки «крест-накрест»
- Отсутствие контроля моментов ключом
Все эти нарушения могут привести к потере герметичности соединения головки с блоком цилиндров.
Прокладка головки блока и болты должны обязательно меняться на новые.
Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается - их нужно менять на новые.
Проверка герметичности соединения ГБЦ
После установки головки блока цилиндров и затяжки болтов необходимо проверить герметичность соединения. Для этого используется специальный пневматический тестер, с помощью которого в цилиндры под давлением подается воздух.
Порядок проверки:
- На распределительный вал устанавливаются пластиковые заглушки вместо кулачков.
- В отверстие под свечу зажигания ввертывается переходник от компрессометра.
- В цилиндр подается воздух под давлением 2-3 кг/см2.
- Фиксируются показания манометра в течение 10-15 секунд.
Падение давления свидетельствует о негерметичности соединения головки блока цилиндров. В этом случае необходима дополнительная подтяжка болтов или замена прокладки ГБЦ.
Пуск и обкатка двигателя ВАЗ-2106 после сборки
Перед первым пуском двигателя после затяжки головки блока необходимо:
- Проверить уровень масла в картере
- Залить охлаждающую жидкость и удалить воздух из системы
- Подключить аккумулятор и проверить работу электрооборудования
Пуск двигателя осуществляется с полностью выключенной подачей топлива. В течение 5 минут мотор должен поработать на холостых оборотах для обкатки механизма газораспределения.
Общий пробег в режиме обкатки двигателя ВАЗ-2106 после капитального ремонта должен составлять не менее 1000 км. Рекомендуется постепенно увеличивать частоту вращения коленчатого вала и нагрузку.
Критерии работоспособности двигателя после сборки
Признаки качественной сборки головки блока цилиндров:
- Стабильность температурного режима двигателя
- Отсутствие посторонних шумов
- Равномерная работа на всех оборотах
- Отсутствие вибраций и дымления
После выполнения необходимого объема обкаточного пробега следует провести контрольный замер компрессии в цилиндрах двигателя.
Разница показаний между цилиндрами не должна превышать 10%. В случае большего отклонения требуется повторная разборка двигателя.