Порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ 2106 (фото)

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) - важнейший этап при сборке двигателя ВАЗ 2106 после ремонта. От правильности его выполнения напрямую зависит ресурс и мощность двигателя вашего автомобиля.

Назначение и устройство ГБЦ

Головка блока цилиндров предназначена для размещения и фиксации свечей зажигания, клапанного механизма, форсунок, топливных рамп и других узлов и агрегатов двигателя. Основные функции ГБЦ:

  • Обеспечение герметичности камеры сгорания
  • Участие в процессе газообмена (впуск отработавших газов)
  • Отвод тепла от свечей зажигания и клапанов
  • Подача топливовоздушной смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов

Конструктивно головка блока цилиндров состоит из следующих основных деталей и узлов:

  1. Корпус головки из алюминиевого сплава
  2. Впускные и выпускные клапаны
  3. Пружины и сухари клапанов
  4. Направляющие втулки и маслоотражательные колпачки
  5. Прокладка ГБЦ
  6. Болты крепления головки к блоку цилиндров

Работа головки блока цилиндров напрямую связана с тактами газораспределения четырехтактного двигателя:

  1. Впуск. Впускной клапан открывается, впуская топливовоздушную смесь в цилиндр, поршень движется вниз.
  2. Сжатие. Оба клапана закрыты, смесь сжимается поршнем.
  3. Рабочий ход. Сжатая смесь воспламеняется от искры свечи зажигания, поршень отбрасывается вниз в результате быстрого сгорания.
  4. Выпуск. Открывается выпускной клапан, продукты сгорания выталкиваются наружу, затем цикл повторяется.

К наиболее распространенным неполадкам головки блока цилиндров ВАЗ-2106 относятся:

Повреждения прокладки ГБЦ

Признаками износа или нарушения герметичности резиновой прокладки головки блока являются:

  • Постоянная необходимость доливать масло в двигатель
  • Появление белого дыма из выхлопной трубы
  • Перегрев двигателя и нестабильность температурного режима

Причинами выхода прокладки ГБЦ из строя могут стать перегревы двигателя, нарушения при затяжке крепежа головки блока, применение некачественных прокладок и т.д.

Деформация привалочных поверхностей

Нарушение прилегания головки к блоку приводит к следующим проблемам в работе двигателя ВАЗ-2106:

  • Падение компрессии в цилиндрах и потеря мощности
  • Ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы
  • Повышенный расход масла на угар

Деформации часто возникают в результате перегревов двигателя или нарушений при шлифовке поверхностей.

Обрыв болтов крепления головки

Причины обрыва болтов ГБЦ:

  • Применение ранее растянутых болтов
  • Несоблюдение моментов затяжки
  • Нарушение порядка затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106

Последствия - течь охлаждающей жидкости в масляный картер двигателя, снижение мощности и др.

Инструменты для снятия головки блока

Для снятия головки блока цилиндров ВАЗ-2106 в условиях гаража потребуется следующий минимальный набор инструментов:

  • Набор торцевых головок
  • Набор накидных/рожковых ключей
  • Отвертка крестовая и плоская
  • Молоток
  • Пассатижи
  • Съемник универсальный
  • Емкость для слива масла и охлаждающей жидкости
  • Новая прокладка ГБЦ и комплект болтов

Также потребуются контрольно-измерительные инструменты - штангенциркуль, нутромер, индикатор часового типа для контроля качества сборки головки блока цилиндров после завершения ремонта.

Снятие головки блока цилиндров ВАЗ-2106

Порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106 начинается с отсоединения клемм аккумулятора и слива жидкостей из систем охлаждения и смазки.

  1. Установите автомобиль на стояночный тормоз, под колеса положите противооткатные упоры.
  2. Снимите клемму с отрицательного полюса аккумулятора.
  3. Слейте охлаждающую жидкость через сливные пробки.
  4. Отсоедините выхлопную трубу от выпускного коллектора.
  5. Снимите провода с катушки зажигания, крышки механизма ГРМ и датчики коллектора.
  6. Открутите гайки-барашки крепления головки блока, извлеките шпильки.
  7. Установите съемники и аккуратно отделите ГБЦ от блока цилиндров.

При замене прокладки следите за сохранением ориентирных втулок в блоке цилиндров для правильной установки головки.

Моменты затяжки головки блока ВАЗ-2106

Согласно инструкции по эксплуатации ВАЗ-2106 моменты затяжки головки блока цилиндров составляют:

Первая стадия затяжки 3,5 кгс·м
Вторая стадия затяжки 10,5 кгс·м

Болты затягиваются в три приема сначала равномерно «крест-накрест», затем дополнительно подтягиваются тем же методом.

Для обеспечения равномерного прижима используется динамометрический или моментный ключ. Контроль моментов осуществляется индикаторным гайковертом.

Не допускается затяжка головки блока цилиндров ВАЗ-2106 свыше указанных моментов, так как это приводит к деформации резьбы или обрыву болтов.

Ошибки при затяжке головки блока ВАЗ-2106

Основные ошибки, допускаемые при затяжке головки блока цилиндров:

  1. Использование некондиционных болтов
  2. Нарушение моментов затяжки
  3. Несоблюдение порядка затяжки «крест-накрест»
  4. Отсутствие контроля моментов ключом

Все эти нарушения могут привести к потере герметичности соединения головки с блоком цилиндров.

Прокладка головки блока и болты должны обязательно меняться на новые.

Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается - их нужно менять на новые.

Проверка герметичности соединения ГБЦ

После установки головки блока цилиндров и затяжки болтов необходимо проверить герметичность соединения. Для этого используется специальный пневматический тестер, с помощью которого в цилиндры под давлением подается воздух.

Порядок проверки:

  1. На распределительный вал устанавливаются пластиковые заглушки вместо кулачков.
  2. В отверстие под свечу зажигания ввертывается переходник от компрессометра.
  3. В цилиндр подается воздух под давлением 2-3 кг/см2.
  4. Фиксируются показания манометра в течение 10-15 секунд.

Падение давления свидетельствует о негерметичности соединения головки блока цилиндров. В этом случае необходима дополнительная подтяжка болтов или замена прокладки ГБЦ.

Пуск и обкатка двигателя ВАЗ-2106 после сборки

Перед первым пуском двигателя после затяжки головки блока необходимо:

  • Проверить уровень масла в картере
  • Залить охлаждающую жидкость и удалить воздух из системы
  • Подключить аккумулятор и проверить работу электрооборудования

Пуск двигателя осуществляется с полностью выключенной подачей топлива. В течение 5 минут мотор должен поработать на холостых оборотах для обкатки механизма газораспределения.

Общий пробег в режиме обкатки двигателя ВАЗ-2106 после капитального ремонта должен составлять не менее 1000 км. Рекомендуется постепенно увеличивать частоту вращения коленчатого вала и нагрузку.

Критерии работоспособности двигателя после сборки

Признаки качественной сборки головки блока цилиндров:

  • Стабильность температурного режима двигателя
  • Отсутствие посторонних шумов
  • Равномерная работа на всех оборотах
  • Отсутствие вибраций и дымления

После выполнения необходимого объема обкаточного пробега следует провести контрольный замер компрессии в цилиндрах двигателя.

Разница показаний между цилиндрами не должна превышать 10%. В случае большего отклонения требуется повторная разборка двигателя.

Комментарии