Новокузнецкий металлургический комбинат - флагман российской металлургии

Новокузнецкий металлургический комбинат - гордость российской металлургии. От первой выплавки чугуна в 1932 году до современных инноваций - путь длиною почти в век. Здесь ковалась победа в Великой Отечественной, отсюда по всему Советскому Союзу шли рельсы и металл. Сегодня НКМК продолжает традиции, оставаясь флагманом отрасли. Что ждет комбинат завтра?

1. История Новокузнецкого металлургического комбината

История Новокузнецкого металлургического комбината началась в далеком 1920-х, когда было принято решение о создании в Восточной Сибири второй мощной металлургической базы страны. Местом для строительства гигантского завода был выбран город Кузнецк. Уже осенью 1927 года начался набор рабочих и инженеров со всей страны для Кузнецкого металлургического комбината.

Строительство завода началось зимой 1929 года в суровых условиях, когда температура опускалась до -30°C.

Тысячи энтузиастов трудились днем и ночью, чтобы ввести комбинат в строй. Руководил этой грандиозной стройкой инженер Иван Павлович Бардин. Именно он предложил расширить территорию будущего завода и увеличить его проектную мощность по производству чугуна с 400 000 тонн до 1,5 млн тонн в год.

3 апреля 1932 года в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля 1932 года был получен первый чугун.

Так родился легендарный Кузнецкий металлургический комбинат, названный потом в честь В.И. Ленина. За 4 года комбинат был возведен с нуля, и уже с середины 1930-х он вышел на полную проектную мощность по выпуску стали, проката и другой металлопродукции. В годы Великой Отечественной войны именно КМК стал основной броневой кузницей страны, выпуская до 50% всего бронелиста для советских танков и самолетов.

После войны комбинат восстановился и наращивал объемы производства вплоть до 1990-х годов. Затем последовали кризисные времена, реструктуризация, смена собственников. В 2003 году образован Новокузнецкий металлургический комбинат. С 2011 года НКМК вошел в состав западносибирского металлургического комбината Евраз Груп. Тем не менее, предприятие сохранило свое имя, бренд и традиции кузнецких металлургов.

2. Современное производство комбината

Сегодня на базе НКМК в составе ЕВРАЗ ЗСМК работают электросталеплавильный и рельсобалочный цеха, выпускающие широкий ассортимент металлопродукции. Это железнодорожные и трамвайные рельсы, различный прокат, заготовки и полуфабрикаты из стали и чугуна. Особой гордостью комбината являются высококачественные рельсы, которые поставляются для российских железных дорог и на экспорт.

По данным за 2019 год, НКМК производит следующие виды рельсовой продукции:

  • Рельсы железнодорожные - Р43, Р50, Р60, Р65, ОР 65
  • Рельсы трамвайные - Т62
  • Рельсы крановые - Р80, Р100, Р120
  • Рельсовый профиль, накладки, клеммы и другие комплектующие

По объемам выплавки рельсов НКМК занимает 9 место в мире и почти 70% российского рынка. Основными потребителями традиционно являются ОАО "РЖД", предприятия СНГ, Китая, Юго-Восточной Азии.

За последние годы на комбинате реализован ряд проектов по техническому перевооружению и внедрению новых технологий. Это позволило нарастить объемы производства, улучшить качество продукции и снизить ее себестоимость. В ближайшие годы планируется модернизация рельсобалочного цеха стоимостью 48 млрд рублей.

2. Современное производство комбината

В планах НКМК - расширение ассортимента выпускаемой продукции. В частности, освоение производства рельсов для высокоскоростных магистралей, которые востребованы в связи с развитием скоростного пассажирского движения в России. Также есть идеи по выпуску специальных износостойких рельсов для сложных участков железных дорог в районах Крайнего Севера и Восточной Сибири.

Перспективы освоения новых видов продукции

Генеральный директор ЕВРАЗ ЗСМК Константин Волков отмечает, что комбинат обладает высоким научно-техническим потенциалом для расширения продуктовой линейки. В частности, ведутся работы по освоению производства рельсов из заэвтектоидной стали, которые отличаются повышенной износостойкостью.

Еще одно перспективное направление - выпуск сверхдлинных бесстыковых путей для мостов и тоннелей. Их применение позволит увеличить межремонтные сроки и снизить затраты на содержание путевого хозяйства.

Модернизация производства

Для реализации новых проектов на НКМК предстоит масштабная модернизация оборудования. Прежде всего - рельсобалочного цеха, который является флагманом комбината. Планируется автоматизация технологических процессов, внедрение современных систем контроля качества на всех этапах производства.

По словам Константина Волкова, модернизация рельсобалочного цеха обойдется примерно в 48 млрд рублей, однако позволит комбинату уверенно чувствовать себя на мировом рынке в течение следующих 20 лет.

Экологическая программа

Наряду с техническим перевооружением, на НКМК уделяется пристальное внимание экологической повестке. В частности, в ближайшие годы запланирована масштабная реконструкция газоочистных систем.

Эти меры позволят снизить выбросы в атмосферу на 30%, что положительно скажется на экологической обстановке в Новокузнецке. Подобные инициативы реализуются в рамках программы «Зеленый Кузбасс», инициированной правительством Кемеровской области.

Социально ответственный бизнес

Помимо производственных и экологических проектов, компания ЕВРАЗ активно занимается и социальными программами на территории Кузбасса.

Эти мероприятия включают поддержку ветеранов комбината, патриотическое воспитание молодежи, помощь детским домам и интернатам, развитие городской инфраструктуры Новокузнецка и другие направления.

Комментарии