Группа в психологии - это: описание, формирование и влияние на личность
Группа играет важнейшую роль в становлении личности каждого человека. Она влияет на наше поведение, ценности, установки. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет группа с точки зрения психологии.
Определение понятия «группа» в психологии
В психологии группа определяется как общность людей, ограниченная по размерам и выделенная из социального целого на основе каких-либо признаков. Различают следующие виды групп:
- условные и реальные;
- большие и малые;
- формальные и неформальные;
- первичные и вторичные;
- референтные.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих видов.
Признаки и свойства группы
Любая группа обладает определенными отличительными чертами. К ним относятся:
- Интегративность - мера единства и сплоченности членов группы.
- Микроклимат - общая атмосфера в группе.
- Референтность - степень принятия членами группы ее норм и ценностей.
- Лидерство - наличие ведущего влияния в группе.
- Активность - степень мобилизации и вовлеченности членов группы.
Также выделяют направленность, организованность, эмоциональность, коммуникативность.
Малые и большие группы
Различают малые и большие группы. К малым относят группы численностью от 2 до 30 человек. Это семьи, рабочие бригады, учебные группы. Большие группы насчитывают свыше 30 участников - классы, трудовые коллективы, общественные движения.
Основными характеристиками малой группы являются непосредственный контакт между ее членами, общая деятельность и наличие эмоциональных связей. В большой группе такого рода связи ослаблены, человек не знает лично всех ее участников.
Формальные и неформальные группы
Формальная группа имеет официальную структуру, четко определенные цели и распределенные роли участников. Взаимодействие здесь носит безличный характер. Примерами могут служить трудовые коллективы или общественные организации.
Неформальная группа объединяет людей на основе личных симпатий и общих интересов. У нее нет фиксированной структуры и правил. Сюда относятся дружеские компании, хобби-группы.
Первичные и вторичные группы
К первичным группам относят небольшие по составу объединения людей, связанных тесными эмоциональными контактами и совместной деятельностью. Это прежде всего семьи. Первичные группы играют важнейшую роль в социализации ребенка, формировании его личности.
Вторичной является более широкая и менее сплоченная группа, включающая первичную группу как свою часть. Например, школьный класс по отношению к группе друзей из этого класса.
Референтные группы
Референтной называют группу, на нормы и ценности которой человек ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как реальная группа, членом которой он состоит, так и воображаемая (например, кумиры).
Референтная группа оказывает огромное влияние на взгляды и поступки человека. Он стремится соответствовать ее эталонам, чтобы чувствовать свою значимость. Отношения в таких группах отличаются большой эмоциональностью.
Группа является важнейшим фактором психического развития личности и формирования ее социальных установок.
Потребности, удовлетворяемые в группе
Группа это в психологии удовлетворяет многие базовые человеческие потребности. К ним относятся:
- Потребность в безопасности. В группе человек чувствует себя защищенным.
- Потребность в самоуважении. Группа это в психологии придает чувство собственного достоинства.
- Потребность в принадлежности. Группа дает ощущение причастности.
- Потребность во власти. Группа предоставляет возможность обрести влияние и лидерство.
- Потребность в достижениях. В группе легче добиваться поставленных целей.
Таким образом, группа играет ключевую роль в удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей. Без нее полноценная жизнь индивида попросту невозможна.
Особая роль коллектива
Особым видом группы является коллектив. Это сплоченное объединение людей, решающее общую социально значимую задачу под руководством лидера. Коллектив отличается высокой организованностью и развитым чувством «мы».
Коллектив является важнейшей средой становления личности. Здесь происходит усвоение высших социальных ценностей, формируются гражданские качества.
Этапы и условия формирования коллектива
Становление коллектива проходит несколько этапов:
- На первом этапе правильного поведения требует только лидер.
- Затем к нему присоединяются активные члены коллектива.
- Постепенно нормы группы интериоризируются всеми ее участниками.
- На заключительном этапе каждый сам предъявляет требования к своему поведению, даже находясь вне коллектива.
Для успешного формирования коллектива важно:
- наличие социально значимой общей цели;
- совместная деятельность по ее достижению;
- эмоциональные связи между членами группы;
- авторитетный лидер.
К числу характеристик, по которым можно определить, на каком этапе развития находится коллектив, относятся:
- Совместимость. Этот показатель отражает удовлетворенность членов группы друг другом.
- Сработанность. Это отражение максимальной успешности выполнения заданий при минимальных затратах энергии.
- Сплоченность. Данный показатель представляет собой единство индивидов в группе.
Некоторые психологи добавляют также к этим показателям направленность и самоорганизованность.
Явления, присущие группе
В психологии группы выделяют два важных феномена:
- Социальная фасилитация - улучшение параметров деятельности в результате нахождения субъекта в группе. Например, лучшее усвоение материала при коллективном обучении.
- Социальная ингибиция - ухудшение результатов деятельности из-за неблагоприятного воздействия группы. Проявляется в конформном поведении, снижении инициативности.
Таким образом, в зависимости от состава и характеристик, группа может как повышать, так и понижать эффективность своих участников.
Критерии зрелости коллектива
Зрелость коллектива определяется по таким критериям:
- высокая сплоченность и интеграция членов коллектива;
- устойчивый положительный микроклимат и взаимопомощь;
- единство взглядов и разделяемые всеми ценности;
- инициативность и вовлеченность каждого члена коллектива в общее дело;
- уважение к лидеру, доверие ему.
Роли в группе
В каждой группе происходит распределение ролей между ее членами. Роли представляют собой формы поведения, ожидаемые от человека в соответствии с его статусом. Они могут быть как формальными, так и неформальными.
От назначенной роли во многом зависит вклад участника в группу и его влияние на нее. Так, лидерская роль предполагает руководство коллективом, организаторская - координацию совместных действий. Выполняемая роль воздействует и на самооценку члена группы.
Внутригрупповые процессы
В каждой группе протекают определенные внутригрупповые процессы, влияющие на поведение ее участников. К ним относятся:
- формирование сплоченности на основе общих норм и ценностей;
- конкуренция за лидерство и статус;
- образование подгрупп по интересам;
- давление группы на отдельных членов;
- внутригрупповой и межгрупповой конфликт.
Характер этих процессов во многом определяет социально-психологический климат в группе и степень комфорта ее участников.
Механизмы влияния группы
Группа оказывает мощное воздействие на своих членов через следующие механизмы:
- Конформность - принятие человеком групповых норм и ценностей.
- Внушаемость - податливость влиянию со стороны группы.
- Заражение - непроизвольное усвоение эмоциональных состояний.
- Подражание - копирование моделей поведения членов группы.
Последствия влияния
В результате влияния группы на личность происходит:
- изменение системы ценностей и установок;
- формирование определенных черт характера;
- развитие или угнетение индивидуальности;
- повышение или снижение самооценки.
Таким образом, в зависимости от характеристик группы, ее воздействие на человека может носить как позитивный, так и негативный характер.
Защита от негативного влияния
Чтобы снизить риск разрушительного воздействия группы, рекомендуется:
- Анализировать нормы и требования группы.
- Осознанно относиться к групповому давлению.
- Общаться и в других группах.
- Развивать собственную индивидуальность и круг интересов.
- При необходимости менять группу.
Различное влияние на личность
Воздействие группы может по-разному сказываться на личностном развитии ее участников.
Так, сплоченный коллектив со здоровым микроклиматом и поставленными перед участниками позитивными целями способствует раскрытию потенциала человека, формированию у него лучших качеств. Здесь складываются благоприятные условия для самореализации.
Однако в группах с негативной направленностью происходит усвоение асоциальных норм, разрушение индивидуальности под влиянием конформизма, снижение самооценки из-за постоянной критики.
Принятие индивидуальности
О том, насколько группа благоприятна для личностного развития, можно судить по тому, в какой мере в ней принимаются индивидуальные различия между участниками.
Там, где поощряется самобытность и уникальность каждого члена группы, его творческий потенциал получает возможность раскрыться. И наоборот, подавление инакомыслия, требование безоговорочного единообразия негативно действуют на самоактуализацию личности.
Сила внутреннего стержня
Многое зависит и от внутренних ресурсов самого человека. Чем он увереннее в себе, тем легче сохранить свою индивидуальность под прессингом группы.
Люди с развитым чувством собственного достоинства и адекватной самооценкой менее подвержены конформизму и внушаемости. Они способны критически оценивать групповые нормы и не следовать им вслепую.
Выход за рамки группы
Чтобы снизить риск чрезмерного подчинения группе, важно поддерживать связи и с другими сообществами, не ограничивать круг общения рамками только одной группы.
Это позволяет расширить свой кругозор, получить альтернативную точку зрения, сравнить разные системы ценностей.
Соотношение индивидуального и коллективного
Вопрос о том, что первично – личность или коллектив – дискуссионный в психологии. На этот счет существуют две основные позиции.
Согласно одной точке зрения, именно личность с ее потребностями, интересами и ценностями определяет жизнь коллектива. Без индивидуальностей нет и не может быть коллектива.
Противоположный подход рассматривает коллектив как первооснову. Личность формируется и проявляется только в условиях коллективной деятельности. Вне группы полноценное развитие индивида невозможно.
Диалектический синтез
Наиболее плодотворной представляется позиция диалектического единства индивидуального и коллективного начал. Личность и группа находятся во взаимном влиянии и обусловливают друг друга.
С одной стороны, уникальность каждого индивида обогащает коллектив. С другой – именно группа раскрывает потенциал личности, предоставляя для этого необходимые условия.
Интеграция в социум
В конечном счете, личность формируется для того, чтобы в будущем интегрироваться в социальные группы и вносить вклад в жизнь общества.
Поэтому задача психологии и педагогики заключается в том, чтобы выстроить оптимальный баланс между индивидуализацией и коллективизацией в воспитании.
Перспективы исследований
Проблема личности и коллектива остается одной из фундаментальных в социальной психологии. Предстоит еще немало открытий в понимании механизмов их взаимовлияния и взаимодействия.
Развитие науки открывает новые возможности для углубленного изучения роли группы в формировании индивидуальности с помощью современных методов.