Виды ценностей человека: разнообразие ориентиров

Ценности - это те ориентиры, которые определяют направление движения человека в жизни. От того, какие ценности мы выбираем, зависит вектор нашего развития. Давайте разберемся, какие бывают ценности и как они формируют нашу личность.

Понятие ценностей человека

Ценности человека - это та система оценок и критериев, с помощью которых человек оценивает окружающий мир и свою жизнь. Ценности отражают то, что имеет для человека наивысшее значение, является конечной целью его стремлений.

Система ценностей каждого человека уникальна, но можно выделить некоторые общие закономерности в том, как формируются ценностные ориентации.

Классификация ценностей по Риккерту

Немецкий философ Г. Риккерт одним из первых предпринял попытку классифицировать ценности человека. Он выделил 6 видов ценностей человека:

  • Логические ценности (научные достижения).
  • Эстетические ценности (произведения искусства).
  • Мистические ценности (культы).
  • Религиозные ценности.
  • Нравственные ценности.
  • Личностные ценности.

Эта классификация отражает многообразие сфер человеческой жизни, которые могут быть источником ценностей.

Типология ценностей Мюнстерберга

Другой исследователь ценностей Г. Мюнстерберг выделил 2 вида ценностей:

  1. Жизненные ценности (любовь, счастье и т.д.).
  2. Культурные ценности (поэзия, музыка и т.д.).

В каждом из этих типов он различал логические, эстетические, этические и метафизические ценности. Таким образом, данная типология соединяет ценности частной, личной жизни человека и ценности культурно-исторического развития общества.

Иерархия ценностей по М.Шелеру

Немецкий философ М.Шелер предложил рассматривать ценности как иерархическую систему. На низшей ступени он поместил чувственные ценности ("приятное"), выше - жизненные, или витальные ценности ("благородное"), далее - духовные ценности, в том числе эстетические ("прекрасное"), морально-правовые ("справедливое") и познавательные ("истинное"). На вершине иерархии Шелер помещал религиозные ценности ("святое").

Такая структура ценностей отражает представление о постепенном восхождении человека от чувственного восприятия мира к осознанию высших, духовных ценностей.

Четыре основные ценности по Гобри

Французский философ И.Гобри выделил 4 класса основных ценностей:

  • польза;
  • красота;
  • истина;
  • добро.

Эти 4 ценности охватывают практическую, эстетическую, познавательную и этическую сферы человеческого бытия.

Как видно из приведенных классификаций и типологий, существует множество подходов к систематизации многообразия человеческих ценностей. Каждая классификация отражает одну из граней этого многогранного феномена.

Общим является понимание того, что в основе ценностей человека лежат его фундаментальные потребности - как биологические, так и социальные и духовные. Ценности выступают своего рода психологическими ориентирами, указывающими пути удовлетворения этих потребностей.

Важно отметить, что понимание ценностей и их иерархия меняются в процессе культурно-исторического и личностного развития человека. По мере развития общества и отдельного индивида на передний план выходят более высокие духовные ценности.

Четыре класса ценностей по Выжлецову

Российский философ Г. Выжлецов предложил выделять 4 класса ценностей:

  1. Духовные ценности (в религии, нравственности, искусстве).
  2. Социальные ценности (политические, правовые, моральные).
  3. Экономические ценности.
  4. Материальные ценности.

Здесь прослеживается движение от наиболее общих, фундаментальных ценностей человеческого бытия к более частным и конкретным.

Разделение объектов и носителей ценностей

Философ М.С. Каган указывал на важность различения самих ценностей и их носителей, т.е. конкретных объектов, воплощающих те или иные ценности. Например, деньги или материальные блага сами по себе не являются ценностями, а лишь носителями таких ценностей, как благосостояние, статус, власть.

Структурные отношения между ценностями

По мнению Кагана, ценности образуют систему, элементы которой находятся в определенных структурных отношениях. Эти отношения исторически изменчивы. В разные эпохи на первый план в обществе выходят разные ценности и идеалы.

Ценности на разных социальных уровнях

Система ценностей функционирует на различных социальных уровнях:

  • индивидуальном;
  • межличностном;
  • групповом;
  • общесоциальном.

На каждом из этих уровней действуют свои механизмы формирования и воспроизводства ценностей. При этом ценности разных уровней взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Личные ценностные ориентации

У каждого человека на основе усвоенных ценностей культуры формируется индивидуальная система ценностных ориентаций. Это своего рода индивидуальная шкала, позволяющая соотносить различные ценности по степени их значимости для данного человека.

Хотя структура ценностных ориентаций у разных людей может существенно различаться, для людей одной культуры характерно наличие сходных по иерархии систем ценностей.

Изменение систем ценностей со временем

Системы ценностей не являются застывшими, они подвержены изменениям под влиянием социально-политических и экономических факторов. Однако в целом ценностные ориентации обладают значительной устойчивостью и инерционностью.

К примеру, социологические опросы в России в 1991-1994 гг. показали, что при всех радикальных переменах в стране система ценностных ориентаций россиян практически не изменилась. Лишь по отношению к 3% перечня ценностей наблюдалось изменение взглядов.

Иерархия ценностей студентов

Исследование ценностных ориентаций петербургских студентов в 2001 г. показало следующую иерархию:

  1. Семейное счастье.
  2. Дружба.
  3. Материальное благополучие.
  4. Любовь.
  5. Успешная карьера.

Для студенческой молодежи характерно сочетание ценностей личной жизни и прагматических устремлений, связанных с построением карьеры и достижением материального достатка.

Три типа ценностей: финальные, инструментальные, производные

Принято выделять 3 типа ценностей:

  1. Финальные - высшие ценности-цели.
  2. Инструментальные - ценности-средства для достижения целей.
  3. Производные - ценности, являющиеся проявлением или следствием других ценностей.

К финальным ценностям относят такие, как свобода, справедливость, любовь. Инструментальными могут быть власть, деньги, статус. Пример производной ценности - подарок как выражение любви.

Конфликт ценностей и их выбор

Зачастую различные виды ценностей человека вступают в противоречие друг с другом. Человек постоянно должен делать выбор между такими конфликтующими ценностями.

Например, приходится жертвовать свободным временем ради заработка или карьерного роста. Или рисковать жизнью во имя каких-то идеалов. Выбор всегда индивидуален и зависит от иерархии ценностей конкретного человека.

Ценностные ориентации личности высокой культуры

Личность высокой культуры отличается тем, что в иерархии ее ценностных ориентаций на вершине находятся общечеловеческие, гуманистические ценности.

Для такой личности приоритет имеют:

  • Ценность человеческой жизни.
  • Духовное развитие.
  • Следование совести.
  • Справедливость.

Такая ориентация на высшие ценности определяет и нравственную направленность поведения человека в любых жизненных ситуациях.

Виды ценностей в различных сферах жизни общества

Ценности пронизывают все сферы общественной жизни. Можно говорить о видах ценностей, характерных для:

  • Политики (свобода, справедливость).
  • Экономики (эффективность, богатство).
  • Культуры (креативность, традиции).
  • Науки (объективность, новизна открытий).
  • Образования (компетентность) и т.д.

Такого рода ценности задают основные ориентиры и ключевые критерии оценки для каждой из общественных сфер.

Историческая изменчивость ценностей

Набор ценностей, преобладающих в обществе, меняется в процессе истории. Ценностная шкала современного человека значительно отличается от ценностной шкалы человека эпохи Средневековья или Античности.

Одной из причин такой изменчивости является смена способов материального производства, на основе которых строится жизнь общества.

Усвоение ценностей в процессе воспитания

Основы будущей индивидуальной системы ценностей закладываются в детстве и юношестве в процессе социализации и воспитания.

Ценности усваиваются из:

  • Примера родителей и других значимых взрослых. Ценности усваиваются через наблюдение за поведением родителей, старших родственников, учителей и других значимых взрослых. Дети часто моделируют свои ценности по тому, что видят у взрослых в своей жизни, по их убеждениям и действиям.
  • Произведений искусства. Искусство может вдохновлять нас и расширять наше понимание ценностей. Через произведения искусства, такие как книги, кино, музыка и изобразительное искусство, мы можем усваивать новые ценности, переживая чужие истории и перспективы.
  • Общения со сверстниками. Во время общения со сверстниками мы можем осознавать разнообразие ценностей в обществе. Взаимодействие с разными людьми помогает нам видеть, какие ценности распространены, а также понимать, какие ценности другие люди придерживаются.
  • Собственного жизненного опыта. Наш собственный жизненный опыт также формирует наши ценности. Через личные достижения, неудачи, переживания и опыт мы усваиваем ценности, которые имеют для нас особое значение и значимость.

Затем в зрелом возрасте ценностная структура личности продолжает корректироваться под влиянием жизненных обстоятельств.

Влияние ценностей на поведение

Система ценностных ориентаций оказывает существенное влияние на реальное поведение человека, определяя его жизненную стратегию и тактику повседневных действий.

Если для человека приоритетными являются материальные ценности, он будет стремиться к заработку, накоплению капитала, улучшению материального положения. А тот, для кого важнее духовное развитие и творческая самореализация, сделает выбор в пользу интересной работы, пусть даже менее оплачиваемой.

Ценностный конфликт поколений

Поскольку социокультурная среда меняется, у разных поколений формируются различные системы ценностных ориентаций. Это нередко приводит к ценностному конфликту между представителями старших и младших поколений.

Молодежь больше ориентирована на ценности самовыражения, индивидуальной свободы и успеха, в то время как старшее поколение чаще ценит социальный порядок, традиции, общинные ценности.

Глобальный кризис ценностей в современном мире

Современный быстро меняющийся мир характеризуется размыванием прежних ценностных оснований. Утрачивается ценностный консенсус в обществе.

Этот глобальный ценностный кризис порождает состояние неопределенности, затрудняет выработку жизненной стратегии как для общества, так и для отдельного человека.

Возвращение к традиционным ценностям

Вместе с тем, наблюдается и обратный процесс - повышение значимости традиционных ценностей. По мере накопления опыта перемен и потрясений люди все больше начинают ценить стабильность и определенность, которые дают использованные веками традиционные ценности.

Роль ценностей в формировании личности

Усваиваемые человеком ценности играют ключевую роль в формировании его личности и характера.

Система ценностей определяет жизненные цели и смысл существования человека, задает направление развития его способностей и интересов, влияет на выбор профессии и стиль жизни, формирует мировоззрение.

Зависимость поведения от иерархии ценностей

Поведение человека находится в прямой зависимости от того, какие ценности доминируют в его индивидуальной шкале ценностей.

Если для него важнее материальные ценности, он будет стремиться к власти и богатству. Если духовное самосовершенствование - посвятит жизнь творчеству или служению людям.

Культурные различия ценностных систем

В разных культурах исторически складывались свои ценностные системы, по-разному упорядочивающие приоритеты.

Так, для западной культуры характерны индивидуализм, ориентация на успех и самовыражение. В восточных культурах бóльшую роль играют общинные, коллективистские ценности.

Коррекция личной системы ценностей

C возрастом под влиянием жизненного опыта происходит естественная коррекция системы ценностей человека. Переоценивается значимость тех или иных ценностей.

Однако целенаправленно изменить сложившуюся структуру очень трудно. Личность достаточно консервативна в ценностном отношении.

Комментарии