Почему греются тормозные диски автомобиля: все возможные причины

Причины, по которым греются тормозные диски автомобиля, могут быть разными. Их перегрев опасен, так как снижает эффективность торможения. Давайте разберемся, какие факторы влияют на нагрев дисков, как это сказывается на безопасности и как решить проблему.

Устройство дисковых тормозов

Дисковые тормоза работают по принципу трения специальных колодок о вращающийся вместе с колесом диск. Это трение позволяет поглощать кинетическую энергию движения автомобиля и замедлять его.

Основными деталями дискового тормоза являются:

  • Тормозной диск, жестко связанный с колесом
  • Суппорт - элемент, в котором размещается тормозной механизм
  • Колодки - элементы, которые непосредственно прижимаются к диску
  • Цилиндр и поршень, передающие гидравлическое давление на колодки
  • Защитный кожух, предохраняющий элементы от грязи

Тормозные диски чаще всего изготавливают из чугуна, который обеспечивает хорошее трение и достаточно дешев. Для спортивных автомобилей применяют более дорогую керамику, выдерживающую большие температуры.

Различают сплошные диски и диски с внутренними каналами или отверстиями, улучшающими охлаждение за счет воздушных потоков. Последние называют вентилируемыми или перфорированными.

Нормальный нагрев в работе

Поскольку торможение автомобиля основано на трении, нагрев дисков и колодок в процессе - явление неизбежное. Для чугунных дисков температура порядка 200-300 градусов Цельсия считается допустимой. Керамические диски на гоночных болидах разогреваются до 1000 градусов и более, не теряя своих свойств.

Вентилируемые и перфорированные диски за счет охлаждающих воздушных потоков позволяют несколько снизить температуру. Но главное, чтобы между интенсивными торможениями система успевала остыть до рабочего состояния.

Причины перегрева

Греется тормозной диск? Причины могут быть разные. В эксплуатации нередко возникает ситуация, когда диски перегреваются сверх нормы. Это происходит по двум основным причинам:

  1. Слишком интенсивная нагрузка на тормозную систему
  2. Неисправности в работе механизма

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Перегрев из-за режимов эксплуатации

Чрезмерный нагрев тормозных дисков и, как следствие, ухудшение эффективности торможения, может происходить в таких ситуациях:

  • Агрессивная манера вождения с частыми интенсивными разгонами и экстренными торможениями
  • Длительное торможение на крутом спуске, например, в горах
  • Буксировка тяжелого прицепа

Во всех этих случаях система испытывает повышенные тепловые нагрузки, которые могут привести к перегреву.

Перегрев из-за неисправностей

К перегреву тормозов также могут приводить различные дефекты и неисправности элементов системы:

  • Заклинивание тормозного суппорта, в результате чего колодка постоянно прижата к диску
  • Повреждения, задиры, коррозия на поверхности дисков и колодок, ухудшающие их контакт
  • Установка колодок с нарушением регламента
  • Применение некачественных низкобюджетных запчастей

Отдельно стоит сказать про ситуацию, когда тормоза начинают сильно греться после замены дисков или колодок. Здесь возможны две причины:

  1. Некорректный подбор запчастей
  2. Нарушение правил обкатки

Дело в том, что новые диски и колодки изначально прилегают друг к другу неидеально. Поэтому после установки их рекомендуется какое-то время обкатывать, постепенно увеличивая нагрузки. Если этого не сделать или замененные детали изначально не соответствуют автомобилю, перегрев неизбежен.

Последствия перегрева тормозных дисков

Перегрев тормозных дисков чреват опасными последствиями как для самой тормозной системы, так и для безопасности движения в целом. Рассмотрим основные из них.

  • Значительное снижение эффективности торможения, вплоть до полной потери тормозов
  • Деформация и появление трещин на поверхности дисков
  • Выход из строя тормозной системы из-за перекипания рабочей жидкости

Кроме того, резкое охлаждение перегретых дисков, например, при проезде через лужу, может привести к их растрескиванию и разрушению. А деформированные диски уже невозможно восстановить - их придется полностью менять, что обойдется недешево.

Диагностика причин перегрева тормозных дисков

Чтобы понять, что именно приводит к перегреву тормозных дисков на конкретном автомобиле, необходимо провести диагностику. В ходе нее проверяют:

  • Состояние дисков и колодок - на предмет механических повреждений, следов перегрева, износа
  • Работу тормозного суппорта - нет ли заклинивания
  • Свободный ход колеса на предмет заеданий

Также оценивают общее состояние тормозной системы - герметичность, запас тормозной жидкости, работу регулятора давления и так далее.

Способы решения проблемы перегрева тормозов

После того, как выявлена причина, можно приступать к ее устранению. В зависимости от конкретного случая это может включать:

  • Замену изношенных или поврежденных дисков и колодок
  • Восстановление подвижности заклинившего суппорта
  • Ремонт или замену ступичного подшипника
  • Правильная обкатка новых дисков и колодок

Кроме того, в ряде случаев проблему с перегревом удается решить подбором более качественных запчастей или модернизацией тормозной системы.

Профилактика перегрева тормозных дисков

Лучше, конечно, не доводить ситуацию до критического перегрева тормозов, а заниматься заблаговременной профилактикой проблемы:

  1. Спокойная манера вождения без резких ускорений и экстренных торможений
  2. Своевременное техобслуживание тормозной системы
  3. Контроль износа и сроков замены дисков и колодок

Таким образом можно минимизировать риск возникновения перегрева и отказов тормозного механизма.

Альтернативные варианты тормозных систем

В качестве альтернативы традиционным дисковым тормозам существуют и некоторые другие решения, реже применяемые на серийных автомобилях, но представляющие интерес.

Например, барабанные тормоза, где колодки воздействуют на вращающийся барабан внутри колеса. Или же дисковые тормоза с водяным охлаждением, позволяющие эффективно отводить тепло.

Подводя итог, отметим, что грамотный выбор тормозной системы, регулярное обслуживание и правильная эксплуатация позволяют минимизировать риск перегрева дисков и возникновения опасных ситуаций на дороге.

Комментарии