Развернутая схема электрооборудования ВАЗ 2114 инжектор (8 клапанов)
Автомобиль ВАЗ 2114 инжектор представляет собой улучшенную версию хорошо известной модели ВАЗ 21093. Знание особенностей электропроводки этого автомобиля поможет как начинающим, так и более опытным автолюбителям в диагностике и ремонте.
Общее устройство электросистемы ВАЗ 2114
Электрооборудование ВАЗ 2114 включает в себя:
- аккумуляторную батарею;
- генератор;
- стартер;
- систему зажигания;
- внешние световые приборы;
- стеклоочистители и омыватели;
- блок предохранителей и реле;
- комбинацию приборов;
- отопитель и кондиционер;
- электроприводы стеклоподъемников и центрального замка;
- аудиосистему и другие потребители.
Все компоненты электросистемы соединены при помощи проводов и кабелей в единую схему. Рассмотрим основные особенности и отличия проводки ВАЗ 2114 по сравнению с другими моделями.
Источники электропитания
Основными источниками электроэнергии в автомобиле ВАЗ 2114 инжектор являются:
- аккумуляторная батарея;
- генератор.
Аккумуляторная батарея
На ВАЗ 2114 инжектор устанавливается необслуживаемая аккумуляторная батарея напряжением 12 В и емкостью 55 А·ч. Она выполняет следующие функции:
- обеспечивает электропитанием все системы автомобиля при неработающем двигателе;
- питает стартер при пуске двигателя.
Аккумуляторная батарея устанавливается в моторном отсеке слева от радиатора. Крепится при помощи специального держателя к кузову. Для доступа к клеммам необходимо снять защитную крышку.
Генератор
Во время работы двигателя генератор вырабатывает электроэнергию, которая используется для:
- питания бортовой сети автомобиля;
- подзарядки аккумулятора.
Генератор расположен с правой стороны двигателя и приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала. При неисправности генератора вся нагрузка ложится на аккумулятор, из-за чего он быстро разряжается.
Система пуска двигателя
Для запуска двигателя в ВАЗ 2114 инжектор используется электрический стартер мощностью 1,36 кВт. Питание на него подается от аккумуляторной батареи. Управление стартером осуществляется при помощи реле и предохранителя.
Схема включения стартера выглядит следующим образом:
- При повороте ключа зажигания замыкается цепь управления реле стартера.
- Реле подает питание на обмотку втягивания.
- Происходит включение стартера и проворачивание коленчатого вала двигателя.
На случай возникновения короткого замыкания в цепи стартера установлен плавкий предохранитель.
Возможные неисправности стартера
К типичным проблемам со стартером ВАЗ 2114 относятся:
- износ щеток;
- плохой контакт в обмотках;
- зависание якоря;
- поломка редуктора или других внутренних деталей.
При возникновении проблем рекомендуется сначала проверить целостность цепей, исправность реле и предохранителя. Если стартер не включается – необходимо производить его диагностику, а в случае выхода из строя – замену.
Система зажигания
Схема электрооборудования ВАЗ 2114 и инжектор предусматривает установку контактной системы зажигания. Она включает в себя:
- катушку зажигания;
- свечи;
- высоковольтные провода;
- модуль зажигания;
- датчики и исполнительные механизмы.
Рассмотрим подробнее назначение и проверку основных элементов.
Катушка зажигания
Катушка зажигания ВАЗ 2114 инжектор предназначена для преобразования низковольтного напряжения бортсети в высокое напряжение, необходимое для образования искры.
Катушки зажигания бывают двух типов:
- Одноштыревые, у которых высоковольтный провод идет сразу к свечам.
- Двухштыревые, где высоковольтный выходной провод подходит к распределителю.
На инжекторных модификациях ВАЗ 2114 ставятся двухштыревые катушки зажигания. Проверка исправности и замена катушки производится в случае перебоев в работе двигателя или отсутствия искры на свечах.
Наружная цифра в обозначении наконечника провода — номер колодки, внутренняя — условный номер наконечника.
Внешние световые приборы
К внешним световым приборам ВАЗ 2114 инжектор относятся:
- фары ближнего и дальнего света;
- передние и задние габаритные огни;
- указатели поворота;
- стоп-сигналы;
- противотуманные фары и фонари;
- освещение номерного знака;
- дневные ходовые огни (опция).
Блок-схема включения освещения
Управление внешними световыми приборами осуществляется выключателем на панели приборов. Схема соединения элементов освещения включает в себя:
- предохранители;
- реле;
- регулятор яркости;
- лампы.
Схема электрооборудования ВАЗ 2114 с инжектором 8 клапанов предусматривает несколько независимых цепей для правых и левых фар. Это обеспечивает частичную работоспособность осветительных приборов при выходе из строя реле или перегорании ламп в одной из цепей.
Замена ламп
Для замены перегоревших ламп в фарах и задних фонарях ВАЗ 2114 нужно:
- Снять защитный резиновый колпак.
- Повернуть патрон лампы против часовой стрелки.
- Извлечь неисправную лампу.
- Вставить и закрепить новую лампу соответствующего типа и мощности.
При затруднениях с доступом к задним фонарям можно воспользоваться съемником.
Очистители и омыватели стекол
Для очистки лобового и заднего стекол в ВАЗ 2114 инжектор используются электрические стеклоочистители с приводом от электродвигателей. На машинах с электростеклоподъемниками мотор-редукторы омывателей также работают от электропривода.
Схема электрооборудования ВАЗ 2114 с инжектором 8 клапанов и бензонасосом может включать как отдельные электронасосы омывателя ветрового и заднего стекол, так и один общий с электромагнитными клапанами.
Неисправности стеклоочистителей
Типичными проблемами со стеклоочистителями являются:
- износ щеток;
- трещины или разрывы резинового лезвия;
- отслоение щетки от каркаса;
- неисправность электродвигателя.
При появлении шума, стука или пропусков в работе очистителей рекомендуется сразу произвести их диагностику и заменить неисправные узлы.
Отопитель и кондиционер
Для обогрева и охлаждения салона в ВАЗ 2114 инжектор используется климатическая установка, включающая в себя:
- радиатор отопителя;
- вентилятор;
- исполнительные механизмы;
- блок управления (в модификациях с кондиционером).
Режимы работы отопителя
Отопитель ВАЗ 2114 может работать в следующих режимах:
- Обогрев салона (регулируемой интенсивности).
- Обдув и обогрев стекол.
- Подача наружного воздуха в салон.
Управление заслонками и вентилятором осуществляется вручную с помощью рычажков на панели приборов или автоматически - блоком климат-контроля.
Возможные неисправности
Типичными проблемами системы отопления являются:
- Утечки охлаждающей жидкости.
- Нарушение герметичности сальников.
- Засорение воздушных каналов и фильтра.
- Выход из строя вентилятора или его регулятора.
Для диагностики неисправностей используется проверка давления, температурных режимов, скорости и интенсивности воздушных потоков.
Центральный замок и стеклоподъемники
В ВАЗ 2114 инжектор устанавливаются электрические стеклоподъемники передних дверей, которые приводятся в действие электродвигателями. Также имеется электропривод центрального замка с дистанционным управлением.
Алгоритм включения центрального замка
Последовательность работы электропривода центрального замка:
- При нажатии кнопки на пульте ДУ формируется радиосигнал.
- Сигнал улавливается антенной ресивера в автомобиле.
- Ресивер отправляет импульс тока на электромоторы замков дверей.
- Происходит их запирание или отпирание.
Также возможно подключение дополнительных датчиков и исполнительных устройств охранной сигнализации.
Комбинация приборов и освещение салона
Комбинация приборов ВАЗ 2114 инжектор включает в себя:
- спидометр;
- тахометр;
- указатель температуры;
- указатель уровня топлива;
- сигнальные лампы и индикаторы.
Подсветка комбинации приборов и освещение салона осуществляется лампами, которые включаются выключателем на панели приборов или автоматически при открытии дверей.
Особенности старой и новой панелей приборов
На различных модификациях ВАЗ 2114 инжектор могут устанавливаться панели приборов двух типов:
- Старая панель от ВАЗ 21083.
- Новая панель от ВАЗ 2110.
Главные отличия панелей в электрике:
- Количество контактов и штекеров.
- Наличие блока управления отопителем и кондиционером.
- Бортовой компьютер (в новых панелях).