Ледокол "Сибирь" отправился в очередной рейс

22 ноября 2023 года мощный атомный ледокол "Сибирь" в очередной раз покинул порт Мурманска, чтобы отправиться в сложнейший арктический рейс. Этот уникальный корабль, оснащенный самыми современными технологиями, снова готов преодолевать многометровые льды Северного Ледовитого океана. Куда направится "Сибирь" на этот раз и с какой важной миссией? Читайте в нашем материале.

История создания ледокола "Сибирь"

Ледокол "Сибирь" является вторым серийным судном проекта 22220. Он был заложен 26 мая 2015 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через два года, 22 сентября 2017 года, ледокол "Сибирь" был спущен на воду.

Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года [2] [3].

Изначально планировалось, что "Сибирь" вступит в строй в 2019 году. Однако в процессе строительства сроки несколько сдвинулись.

  • 12 июля 2017 года новым сроком ввода в эксплуатацию стал 2021 год [7] [8].
  • На церемонии спуска на воду сроком сдачи был назван ноябрь 2020 года [9].

В итоге 24 декабря 2021 года ледокол "Сибирь" был официально передан заказчику – ФГУП "Атомфлот" [1]. А уже 25 января 2022 года атомоход торжественно вошел в состав ФГУП "Атомфлот" в порту Мурманска.

Технические характеристики

Ледокол "Сибирь" способен преодолевать льды толщиной до 2,8 метра со скоростью 1,5-2 узла. Его водоизмещение по КВЛ составляет 26771 тонну [15].

Особенностью ледокола является его двухосадочность. Это позволяет ему работать как в океане, так и в устьях полярных рек:

  • При глубокой осадке (10,5 м) ледокол способен преодолевать толстый морской лед.
  • При мелкой осадке (8,5 м) он может заходить в мелководные участки рек.

Таким образом, "Сибирь" фактически заменяет сразу два ледокола – океанический и речной.

Энергетическая установка

Мощность энергетической установки ледокола "Сибирь" составляет 60 МВт. В ее состав входят:

  • Два ядерных реактора РИТМ-200.
  • Два турбогенератора.
  • Три гребных электродвигателя.
Компонент Количество
Ядерные реакторы РИТМ-200 2
Турбогенераторы 2
Гребные электродвигатели 3

Запаса обогащенного урана в активной зоне реакторов хватает на 7 лет автономной работы. Расчетный срок службы реакторов – 50 лет.

Винто-рулевая группа

Для движения во льдах ледокол "Сибирь" оснащен тремя четырехлопастными винтами диаметром 6,2 метра каждый. Лопасти винтов выполнены из прочной легированной стали, устойчивой к ударам о лед.

Рулевое устройство ледокола позволяет эффективно маневрировать при движении как в открытой воде, так и во льдах. Для этого используются два специальных руля с усиленной конструкцией.

Несущая способность и автономность

Благодаря водоизмещению в 26771 тонну ледокол "Сибирь" обладает высокой несущей способностью. Он может самостоятельно проводить во льдах крупнотоннажные суда:

  • Танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн.
  • Газовозы и другие транспортные суда.

Автономность ледокола составляет 6 месяцев непрерывной работы. Этого времени достаточно, чтобы совершить сложный переход через всю Арктику туда и обратно.

Экипаж и системы жизнеобеспечения

Несмотря на гигантские размеры, ледоколом "Сибирь" управляет сравнительно небольшой экипаж из 72 человек. Для комфорта экипажа на борту оборудованы:

  • Просторная столовая.
  • Библиотека.
  • Салон отдыха.
  • Тренажерный зал.
  • Плавательный бассейн.
  • Сауна.

Такие условия позволяют выдерживать длительные арктические рейсы.

Ледовые испытания

После завершения на Балтийском заводе в декабре 2021 года, ледокол "Сибирь" прошел ледовые испытания в Западной Арктике. Целью испытаний была проверка ледопроходимости атомохода в реальных условиях:

  • Был сформирован лед толщиной 2,4 метра.
  • Ледокол успешно преодолел этот лед со скоростью 1,5-2 узла.

Таким образом, была подтверждена способность "Сибири" покорять арктические льды заявленной толщины 2,8 метра.

Работа ледокола в Арктике

После ввода в эксплуатацию и успешного прохождения испытаний ледокол "Сибирь" приступил к выполнению ответственных задач в арктических водах.

Основными зонами работы ледокола являются:

  • Баренцево, Печорское и Карское моря.
  • Прибрежные мелководья и устья сибирских рек, таких как Енисей и Обь.
  • В летне-осенний период – восточный сектор Арктики.

Благодаря мощным ледовым характеристикам и высокой автономности, ледокол "Сибирь" способен самостоятельно проводить караваны судов по Северному морскому пути даже в самых тяжелых ледовых условиях.

Проводка каравана с СПГ в 2023 году

Особо важной стала работа ледокола "Сибирь" по обеспечению экспортных поставок сжиженного природного газа с месторождения Ямал СПГ на полуострове Ямал.

В ноябре 2023 года ледокол сопроводил из порта Сабетта караван из трех газовозов-челночных танкеров ледового класса Arc7. Маршрут каравана проходил в сложных ледовых условиях через Карское море на восток.

Благодаря поддержке ледокола "Сибирь" газовозам удалось доставить СПГ заказчикам в Южную Корею и Китай в срок и без происшествий.

Аварийно-спасательные операции

Кроме обеспечения коммерческого судоходства, на ледокол "Сибирь" возлагаются задачи по проведению аварийно-спасательных и эвакуационных операций в Арктике.

Оснащенный вертолетом и высокотехнологичным навигационным оборудованием атомоход способен:

  • Быстро прибыть в район ЧС в сложных погодных условиях.
  • Эвакуировать пассажиров и экипажи с аварийных судов.
  • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Таким образом, ледокол "Сибирь" является важной составляющей системы безопасности судоходства в Арктике.

Перспективы модернизации

Несмотря на отличные текущие характеристики, разработчики проекта 22220 планируют дальнейшую модернизацию ледоколов этой серии, в том числе "Сибири".

В частности, рассматривается возможность усиления корпуса и увеличения мощности энергетической установки до 110-130 МВт. Это позволит повысить ледопроходимость ледокола и расширить возможности по проводке крупнотоннажных судов.

Комментарии