Тепловоз ТЭМ18ДМ: история и современность

Тепловоз ТЭМ18ДМ - надежная и экономичная машина, широко используемая для маневровой работы. Его конструкция постоянно совершенствуется, чтобы улучшить технико-экономические показатели. Давайте рассмотрим историю создания этого тепловоза и его особенности.

Предпосылки создания тепловоза ТЭМ18ДМ

Тепловозы серии ТЭМ18 выпускаются Брянским машиностроительным заводом с 1992 года. Они предназначены для маневровой, вывозной и легкой магистральной работы. За эти годы заводом построено более 2000 таких тепловозов для железных дорог СНГ, Балтии и других стран.

В 2007 году на БМЗ начался выпуск модернизированной модели тепловоза, получившей обозначение ТЭМ18ДМ. Эта модификация отличается от предыдущих ТЭМ18 рядом улучшений.

  • Новая увеличенная кабина машиниста
  • Более экономичный и мощный дизель 1-ПД4Д
  • Микропроцессорная система управления
  • Улучшенные системы диагностики и безопасности

Эти изменения позволили повысить производительность, надежность и комфорт управления тепловозом ТЭМ18ДМ.

Технические характеристики ТЭМ18ДМ

Тепловоз ТЭМ18ДМ имеет следующие основные технические данные:

  • Габаритная длина по осям автосцепок - 15100 мм
  • Ширина - 3100 мм
  • Высота от головки рельса - 4485 мм
  • Масса в рабочем состоянии - 84 т
  • Конструкционная скорость - 25 км/ч
  • Сила тяги - 186 кН (19 тс)
  • Мощность дизеля - 882 кВт (1200 л.с.)

Основой конструкции тепловоза является сварная несущая рама, на которой смонтированы все основные узлы и агрегаты.

На тепловозе установлен четырехтактный дизель 1ПД-1А с газотурбинным наддувом, водяным охлаждением и электрическим запуском от аккумуляторных батарей.

Передача крутящего момента от дизеля на колесные пары - электрическая постоянного тока. В состав электрооборудования входят тяговый генератор GTF-850-4B мощностью 850 кВт и две тележки с колесно-моторными блоками.

Тележки тепловоза ТЭМ18ДМ двухосные с индивидуальным приводом колесных пар. Подвешивание двигателей опорно-рамное с рессорами. Тормозное оборудование локомотива включает в себя автоматический и ручной тормоз, пневматический и элекромагнитный рельсовые тормоза.

Оборудование кабины машиниста

Кабина управления тепловоза ТЭМ18ДМ оборудована двумя пультами управления, расположенными друг напротив друга. На пультах находятся все необходимые приборы и органы управления:

  • Контроллер машиниста
  • Рукоятка контроллера
  • Кран машиниста
  • Тормозные краны и кран песочницы
  • Переключатели и кнопки включения систем

Рабочее место машиниста оборудовано вращающимся креслом, имеет хороший обзор и отвечает современным эргономическим требованиям. Для обеспечения безопасности движения в кабине установлены приборы:

  • Система контроля бдительности машиниста
  • Регистратор параметров движения
  • Радиостанция для связи

Силовая установка тепловоза

Основу силовой установки тепловоза ТЭМ18ДМ составляет четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизель 1-ПД4Д мощностью 882 кВт, оснащенный турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха.

В состав дизель-генераторной установки входят:

  • Дизель 1-ПД4Д
  • Тяговый генератор GTF-850-4B
  • Система охлаждения дизеля
  • Система смазки
  • Топливная система с насосами высокого давления

Тормозное оборудование тепловоза ТЭМ18ДМ

На тепловозе применяются пневматический автотормоз, электропневматический тормоз, ручной стояночный тормоз, магниторельсовые тормоза и песочная система.

Управление рабочим и стояночным тормозом осуществляется из кабины машиниста при помощи тормозного и пробного кранов.

Устройство тепловоза ТЭМ18ДМ

В устройстве локомотива ТЭМ18ДМ можно условно выделить несколько основных систем:

  • Механическая часть (рама, тележки, привод)
  • Силовая установка (дизель, генератор)
  • Электрическая часть (двигатели, цепи управления)
  • Вспомогательные системы (тормоза, пневматика, охлаждение)

Все эти системы тесно связаны между собой и дополняют друг друга, обеспечивая работу тепловоза.

Микропроцессорная система управления

Важной особенностью тепловоза ТЭМ18ДМ является применение современной микропроцессорной системы управления и диагностики, повышающей его надежность и эффективность.

Система включает в себя унифицированный комплекс УСТА, обеспечивающий управление тягой и электропневматическим тормозом, а также блок управления дизелем и вспомогательными механизмами.

Техническое обслуживание ТЭМ18ДМ

Для поддержания тепловоза ТЭМ18ДМ в исправном состоянии проводятся периодические осмотры и техническое обслуживание:

  • ЕТО - ежесуточный технический осмотр
  • ТО-1 - первое техническое обслуживание (через 15 суток)
  • ТО-2 - второе техническое обслуживание (через 30 суток)

При ТО выполняются работы по контролю уровней эксплуатационных жидкостей, проверке исправности оборудования, очистке фильтров, регулировке механизмов.

Текущий ремонт тепловоза

При текущем ремонте ТР-1 и ТР-2 производится частичная разборка агрегатов, замена изношенных деталей, ремонт или замена неисправных узлов тепловоза ТЭМ18ДМ.

К основным объектам текущего ремонта относятся:

  • Двигатель внутреннего сгорания
  • Тяговый генератор и электродвигатели
  • Блок цилиндров и распределительный механизм
  • Топливная аппаратура
  • Рама тележек и буксы

Капитальный ремонт ТЭМ18ДМ

При капитальном ремонте производится полная разборка тепловоза, дефектовка всех деталей, ремонт или замена компонентов с истекшим сроком службы.

Основные виды работ:

  • Разборка и сборка силовой установки
  • Шлифовка коленчатого вала
  • Замена рам тележек
  • Ремонт электрических машин

Модернизация тепловозов ТЭМ18ДМ

Для улучшения характеристик и повышения срока службы тепловозов серии 18ДМ при капитальных ремонтах возможно проведение их модернизации:

  • Замена дизеля на более современный
  • Установка микропроцессорных систем управления
  • Усовершенствование систем охлаждения и фильтрации

Благодаря модернизации возможно продлить срок эксплуатации тепловоза до 32-40 лет.

Комментарии