Как навести порядок в доме: техники и советы

Поддержание порядка и чистоты в доме требует немало усилий, однако далеко не у всех есть желание и возможность проводить регулярную уборку. Чтобы тратить на это минимум времени, стоит применить одну из нескольких систем. Все они различаются по основным принципам и скорости расхламления, однако каждая доходчиво объясняет, как навести порядок в доме быстро и эффективно.

Что мешает поддерживать порядок

Многие люди склонны к тому, чтобы постоянно откладывать уборку. Беспорядок они могут оправдывать недостатком места в квартире, нехваткой времени или другими причинами, однако психологи имеют на этот счет свое мнение.

Эксперты назвали наиболее распространенные причины захламленности квартиры:

  1. Перфекционизм. На первый взгляд может показаться, что перфекционисты просто не могут существовать в хаосе, однако это не так. Например, человек знает, что его кухонный шкаф уже давно нуждается в уборке. При этом перфекционист сразу представляет себе объемы работы: содержимое шкафа нужно вытащить, перемыть все полки, контейнеры и банки, сделать ревизию продуктов. На все это потребуется полдня. Если у человека нет столько свободного времени, он просто закроет шкаф и займется другими делами, хотя можно было бы разбирать по одной полке в день.
  2. Преувеличение объема работы. Некоторые люди полагают, что уборка не превратит их жилище в идеальный дом, поэтому не стоит даже начинать двигаться в этом направлении. В этом случае важно осознать, что порядок — вовсе не означает идеальный дом. Порядок — это комфорт, эргономичность и уют, то пространство, в котором каждая вещь находится на своем месте, а не является частью хаоса.
  3. Творческий беспорядок. Часто люди ссылаются на то, что порядок — это скучная система, которая мешает творческому процессу. На самом деле связь между легким хаосом и креативностью действительно существует. Об этом свидетельствуют исследования профессора Кетлин Вос из Миннесотского университета. Однако далеко не каждый человек является креативной личностью, поэтому для большинства людей порядок упрощает жизнь и помогает организовать рабочий процесс.
  4. «До лучших времен». Некоторые люди не видят смысла в том, чтобы наводить порядок в квартире с ободранными обоями или старой мебелью. Они рассуждают, что лучше сначала сделать ремонт и обновить интерьер, а уже потом в красивой квартире заниматься уборкой. Однако в ожидании глобальных перемен жизнь не останавливается, а беспорядок мешает вовремя собираться на работу, вынуждает не приглашать гостей и накладывает другие ограничения.

Когда пора начать уборку

Для каждого человека понятие о порядке и беспорядке будет разным, поэтому не может быть однозначного ответа о том, когда пришло время генеральной уборки.

Чтобы понять это, стоит обратить внимание на несколько факторов:

  1. Поиски какой-либо вещи занимают много времени. У предметов нет «своего» места.
  2. Жилое пространство кажется переполненным, в комнатах много «визуального шума», который вызывает раздражение.
  3. Все шкафы и полки уже заставлены, несмотря на это многие вещи негде хранить.
  4. Даже после уборки результат не сохраняется надолго, при этом в доме есть места скоплений вещей. Эти поверхности захламляются быстрее всего.
  5. Хозяева дома стараются не приглашать гостей, так как переживают п поводу беспорядка в своей квартире.

Почему важно поддерживать порядок

Постоянное поддержание порядка в доме имеет несколько плюсов:

  1. Профилактика заболеваний. Захламленность и редкая уборка приводит к накоплению пыли и быстрому размножению болезнетворной микрофлоры. Это может привести к развитию аллергии и инфекционных заболеваний.
  2. Концентрация мыслей. Чистое хорошо организованное пространство улучшает концентрацию на рабочем месте и позволяет максимально расслабиться в домашней атмосфере.
  3. Снижение стресса. Разбросанные по дому вещи, беспорядок и грязь являются своего рода раздражителями, факторами стресса. Постоянное пребывание в хаосе может негативно сказаться на эмоциональном состоянии человека.
  4. Приятное времяпровождение. В чистоте и уюте приятно проводить время. В убранную квартиру не стыдно пригласить друзей и близких на чашку чая и душевную беседу.

"Кайдзен"

Основателем системы «Кайдзен» считаются японцы. Такая схема уборки лучше всего подойдет тем, кто хочет добиться чистоты и гармонии в своем доме, однако предпочитает идти к своей цели маленькими шагами.

Понятие «кайдзен» можно трактовать как «непрерывное улучшение». Система эта касается не только уборки, это настоящая философия жизни.

Чтобы понять, как навести порядок в доме по системе «Кайдзен», нужно запомнить несколько главных правил:

  1. Список самых посещаемых мест в доме. Это может быть обеденный стол, диван, кухонная мойка. Идея в том, чтобы понемногу убирать те поверхности, до которых человек дотягивается, находясь на диване или за столом.
  2. Наклеивание стикеров. Заняв одну из позиций, нужно осмотреться и каждую увиденную вещь пометить стикером. Для этого потребуются стикеры трех цветов: зеленые, желтые (оранжевые) и красные. Зеленым цветом отмечают нужные вещи, те которые используются постоянно. Оранжевые метки ставят на вещи, которые используются довольно редко. Красные — ненужные предметы, от которых пора избавиться.
  3. Несколько корзин для мусора. Новую корзину для сбора мусора нужно завести в каждом помещении. Туда нужно сразу же отправлять бумажки, обертки от конфет, кусочки ниток, обрезки, крошки и другой сор.
  4. Решения для минимизации уборки. Находясь дома, нужно стараться замечать слабые места в помещении, то, что вызывает беспорядок и придумывать решения проблемы. Например, если в ванной во время принятия душа вода постоянно попадает на пол и образовывает лужу, стоит продумать бортик или крепление для шторки. В этом случае не придется постоянно тратить время на устранение влаги на полу.

Флайледи

Систему «Флайледи» разработала американская домохозяйка Марла Силли, которая хотела облегчить свои домашние обязанности. Принцип такой техники заключается в том, чтобы ежедневная уборка занимала не более 15 минут.

Система, описанная Марлой, является одной из самых известных в мире. В официальной группе в Facebook* у этой техники насчитывается более 650 тыс. подписчиков. Конечно, далеко не все советы автора можно назвать универсальными, однако основные принципы заметно облегчают уборку:

  1. Деление на зоны. Всю квартиру (или дом) надо разделить на 5-7 примерно одинаковых зон. За каждой такой зоной закрепляется свой день недели, например кухня (понедельник), детская (вторник), ванна и санузел (среда). В каждый день недели проводят уборку именно в закрепленной зоне.
  2. Наведение порядка и уборка. Автор данной системы предлагает разделять эти понятия для облегчения задачи. Во время наведения порядка вещи в определенной зоне расставляются по местам, ликвидируются завалы. Такая работа проводится ежедневно. Под уборкой следует понимать мытье полов, удаление пыли с поверхностей, чистку мебели. Эта работа проводится раз в неделю в каждой зоне, согласно расписанию, составленному ранее.
  3. Выявление «горячих точек» в каждом помещении. «Горячими» называют те места, где хлам накапливается быстрее всего. Это может быть журнальный столик, холодильник, кресло.
  4. Выявление вещей-кочевников. Это те предметы, которые постоянно находятся в разных местах и своего места у них нет. Чтобы они не становились частью хаоса, для них нужно придумать место, например, для ключей — ключницу у самой двери.
  5. Определить время для 15-ти минутной уборки. Заняться этим можно утром, в обед или вечером. Однако важно помнить: уборка должна происходить в одно и то же время. Это позволит выработать привычку. За это время нужно сделать максимально много в одной выделенной зоне.
  6. Наведение порядка, микроуборка. Лучше всего заниматься этим перед сном. На несколько минут нужно ликвидировать «горячие точки», которые успели образоваться за день, вымыть посуду или загрузить ее в посудомоечную машинку.

Система Конмари

Конмари — техника уборка, которая была разработана Мари Кондо, специалистом и консультантом по организации домашнего быта. В своей книге Мари учит не только тому, как навести порядок в доме, но и призывает к осознанному потреблению.

Обратить внимание на такую технику стоит тем людям, которые склонны к минимализму или хотят сократить потребление ресурсов. Принцип сводится к регулярному расхламлению жилища и правильной организации предметов, хранящихся дома.

При этом важно соблюдать несколько основополагающих правил:

  1. Масштабное расхламление нужно провести всего один раз. Дальнейшая задача состоит только в том, чтобы регулярно поддерживать полученный результат. Это гораздо легче, чем делать генеральную уборку раз в несколько месяцев.
  2. Все предметы, которые находятся дома, должны вызывать только положительные эмоции. Если вещь не используется и не приносит радость, от нее нужно избавиться.
  3. По мнению Мари, расхламлять квартиру легче не по комнатам, а по типу и категориям предметов. При этом нужно вытаскивать сразу все вещи одного вида.Тогда в процессе сравнения часть этих вещей покажется лишней и будет ликвидирована.

Существует и несколько советов, касающихся хранения вещей:

  1. Предметы удобнее держать в прозрачных ящиках. Это облегчит доступ к ним и не приведет к беспорядку, если вытащить нужную вещь.
  2. Складировать предметы нужно не только по виду и назначению, но и по размеру. Если маленький предмет будет лежать среди таких же вещей, то он не потеряется.
  3. В шкафах и на полках предметы должны находиться с учетом своей востребованности. Вещи, которыми пользуются каждый день, должны лежать в шкафах так, чтобы достать их было максимально просто и быстро.
  4. Вертикальное хранение — одно из главных правил техники Конмари. По мнению автора, хранить вещи вертикально намного удобнее, чем в стопках. Благодаря этому вещи хорошо видно и их легко достать, не нарушая порядок на полке. Для этого полотенца и одежду можно сворачивать в рулон.

Система «Сверкающий дом»

Такая техника уборки по своей популярности не может сравниться с системой Флайледи или Конмари, однако она не менее эффективна. У «Сверкающего дома» нет одного автора, техника была разработана участниками форума на одном немецком сайте. Форумчане предлагали новые идеи по организации домашнего быта, советовали друг другу как упростить ежедневную рутину. Так методом проб и ошибок была сформирована целая техника уборки.

Вот несколько канонов:

  1. Выполнение утренних ритуалов. Нужно составить список быстрых, но важных дел, которые можно сделать до похода на работу. Это может быть проветривание комнаты, полив домашних растений, очистка мусорных корзин (отходы можно выбросить по дороге на работу). Эти действия нужно повторять каждый день. Только в этом случае они выполняться на автомате.
  2. Уборка одной комнаты в день. Это может быть заранее составленное расписание или помещение выбирается по степени захламленности. Тратить на одну комнату разрешается не более 30 минут. Чтобы контролировать время, можно поставить будильник Ограничения по времени позволяют максимально сосредоточиться на решении конкретных задач.
  3. Ведение списков и чек листов. Техника уборки «Сверкающий дом» предполагает постоянное использование чек-листов. Их составляют на каждую комнату отдельно. Например, для уборки кухни в список вносят все дела, которые необходимо сделать (вымыть кафель, проверить сроки годности продуктов, протереть пыль на шкафах, постирать занавески).
  4. Выполнение вечерних ритуалов. К ним относят мытье посуды, накопившейся за день, подготовку одежды на утро, приготовление еды на завтрашний день. Список вечерних ритуалов у каждого будет свой.
  5. «Уничтожение улик». Особенность этой системы наведения порядка состоит в том, что генеральной уборки здесь не предусматривается. По этой причине все «улики» нужно уничтожать сразу же. После приготовления еды нужно сразу протереть печку, после еды — убрать крошки. Для выполнения этого дела потребуется всего пара минут, однако это поможет избежать беспорядка.

«Предсмертная» уборка

Маргарета Магнуссон из Швеции разработала собственную систему, которая позволяет максимально быстро и эффективно избавить от захламленности в доме. Название техники не самое вдохновляющее, однако именно оно максимально описывает принцип работы. Перед тем, как как навести порядок в доме, Маргарета предлагает представить, что человек скоропостижно скончался, а его друзья и родственники вынуждены убираться в его квартире и разбирать хлам.

Автор утверждает, что после такой эмоциональной встряски работа пойдет намного быстрее, а эффективность только повысится. И это вовсе не пустые слова. Такая система основана на собственном опыте Маргареты, которая не раз приводила в порядок квартиры после смерти друзей и родственников. По ее словам, в доме от погибшего зачастую много хлама и компромата.

Несколько правил «предсмертной уборки»:

  1. Без спешки. Главная цель такой системы — это не очищение пространства, а переосмысление ценности вещей и жизни в целом. Торопиться никуда не стоит. Даже если в день уделять уборке по 15-20 минут, то спустя несколько недель все равно будут заметны изменения.
  2. Довольно часто причина захламления дома состоит в том, что людям сложно расстаться с вещами, так как они эмоционально привязаны ко многим из них. Так, запылившиеся безделушки могут быть подарками близких людей. Старые платья могут ассоциироваться с радостным моментами в жизни. Чтобы облегчить задачу, нужно разбирать вещи с наименее значимой категорией вещей, к которой владелец не питает особых чувств. Неиспользуемые предметы нужно убрать из дома (продать, раздать нуждающимся или выбросить).
  3. Вторая жизнь вещам. Нередко бывает так, что у одного человека уже много лет на полке пылится старая ваза или юбка, которая уже не подходит по размеру. Однако существует и другой человек, которому для счастья нужна как раз такая ваза. Именно поэтому Маргарета советует не выбрасывать, а отдавать (продавать) ненужные вещи в хорошем состоянии.
  4. Избавиться от старого, прежде, чем купить новое. Вышедшие из строя или старые вещи не надо хранить на всякий случай. Именно так и создаются завалы и беспорядок в доме.

Дом в котором легко дышать

Создателем этой системы уборки считается китайский дизайнер интерьеров Лу Вей. Особенно полезными эти советы окажутся для тех, кто живет в небольших квартирах и испытывает дефицит свободного места. Рекомендации Лу Вей действительно эффективны и полезны, ведь за время своей дизайнерской практики Лу Вей спроектировала около 15 тыс. интерьеров, большая часть которых была именно для малогабаритного жилья.

По мнению дизайнера, навести порядок и постоянно поддерживать его можно даже в самой маленькой квартире. Для этого достаточно лишь придерживаться нескольких правил:

  1. Предварительные подсчеты. Сначала нужно определить, какая часть пространства от жилой площади будет выделена под системы хранения. Минимальный показатель должен составлять 10%, максимальный — 40%. В квартирах студиях даже 10% от общей площади — это уже довольно много. Однако еще больше сокращать место для шкафов и полок не стоит. В противном случае вещи просто некуда будет убирать и они будут скапливаться на столах, стульях и других поверхностях.
  2. Правило 80/20. Дизайнер отмечает, что 80% всех систем хранения должны быть закрытого типа с дверями. это могут быть шкафы, закрытые ниши, ящики, кладовки. И только 20% вещей стоит хранить на открытых полках. Только в этом случае комната будет выглядеть чистой, просторной, без визуального шума.
  3. Один большой шкаф вместо нескольких маленьких. Даже если места в квартире катастрофически не хватает, лучше купить (или заказать) большой шкаф до потолка с несколькими отсеками. Это позволит разместить большое количество вещей и при этом не перегружать пространство несколькими отдельными комодами и стеллажами.
  4. Все вели рекомендуется складывать в одинаковые контейнеры. Благодаря этому создается ощущение порядка, пространство выглядит более организованным и сильным.
  5. На каждом контейнере или ящике нужно наклеивать ярлыки. Они будут напоминать о том, какие именно вещи находятся в этом контейнере. Это позволяет быстро ориентироваться в системе хранения и не допускать беспорядка.
  6. Вертикальное хранение. Все предметы, которые можно хранить «стоя», нужно хранить именно так. В этом положении вещи быстро находятся и помогают сохранять порядок.

Система «Анонимных лентяек»

Автором системы «Анонимные лентяйки» является бизнес-леди Сандра Фелтон. Согласно истории, однажды Сандра никак не могла найти у себя дома научную диссертацию. Виной всему стал беспорядок, царивший у нее дома. Это происшествие настолько разозлило Сандру, что она решила разработать технику, которая позволяла бы максимально быстро и просто решить проблему беспорядка. Нельзя сказать, насколько правдива эта история, однако эффективность системы «Анонимные лентяйки» сомнениям не подлежит.

Такой метод может понравится людям, которые предпочитают стремительную уборку, а не поэтапные разборы завалов в течение нескольких недель. Кроме того Сандра советует привлекать к этому занятию других членов семьи.

Несколько правил «Анонимных лентяек»:

  1. Составление списка дел. С утра составляется список всех дел, которые нужно успеть выполнить за день. Из списка каждый член семьи может выбрать себе занятие, которое наименее противно для него. Тот, кто не любит мыть посуду, может пропылесосить, убрать разбросанные игрушки, развесить белье.
  2. Выполнение дел с утра и перед сном. Перед тем, как с утра идти на работу (учебу) нужно успеть не только умыться и позавтракать, но и сделать 1-2 небольших, но очень важных дела, например, собрать мусор, убрать несколько вещей на свое место. У каждого список дел будет своим. Вечером перед тем как отправиться спать, тоже нужно успеть завершить несколько дел (помыть посуду, протереть зеркало в ванной, почистить обувь).
  3. Устранение беспорядка важнее, чем уборка и мытье полов. Такая позиция объясняется довольно просто. В комнате может быть идеально чистый пол, однако, если вещи в доме разбросаны, то чистота пола останется незамеченной. Ее просто затмит беспорядок. Если же все вещи находятся на своих местах, в комнате нет завалов, то общая обстановка воспринимается хорошо.
  4. Экспресс-уборка. Чтобы справиться с задачей максимально быстро и эффективно, во время разбора завалов берут 3 ящика (коробки, тазика). На каждом из них наклеен стикер «Хранение», «Продажа», «Утиль». Это хорошо помогает в том случае, если на уборку квартиры есть всего 10-15 минут, и нет времени решать, что делать с той или иной вещью. Временно ее можно отправить в один из этих ящиков. Чуть позже судьбу предмета можно будет определить в более спокойной обстановке.
  5. Правило 30 секунд. Если для выполнения задачи требуется 30 секунд или меньше, то это дело нужно делать сразу не отходя от кассы. Откладывать на потом его не стоит. В числе быстрых дел — замести рассыпанный сахар или крупу, собрать крошки со стола, сполоснуть одну тарелку, протереть зеркало или стекло.

Инструменты и средства для уборки

Чтобы на уборку уходило меньше времени и сил, стоит запастись арсеналом средств, которые способны облегчить задачу:

  1. Робот-пылесос. Этот прибор способен заметно облегчить жизнь каждой хозяйки, так как самостоятельно уберет соберет пыль, крошки и шерсть домашних питомцев. Достаточно лишь задать программу.
  2. Веник и совок с длинной ручкой.
  3. Тряпки из микрофибры для уборки. Особенность микрофибры в том, что она не накапливает статическое электричество. Благодаря этому пылинки сами липнут к ней. Процесс уборки становится более простым.
  4. Меламиновая губка. Материал отличается пористостью, благодаря чему впитывает загрязнения и не оставляет следов и разводов. Такая губка универсальна подходит для чистки любых поверхностей.
  5. Швабра, оснащенная автоматическим отжимом.
  6. Специальный скребок для мытья окон. Он быстрее избавляет от влаги и разводов, чем салфетки или бумага.
  7. Чистящие и моющие средства для разных видов поверхности. Банки и бутылки с бытовой химией лучше хранить в одном месте. Для этого стоит выделить ящик или контейнер и убрать его в легко доступное место.

Как навести порядок в доме: советы

Эксперты дали несколько советов для «ленивых», такие лайфхаки позволят сократить время, необходимое для наведения порядка:

  1. В кухонном шкафу нужно оставить только несколько тарелок и кружек, необходимых для ежедневного пользования. Остальные стоит убрать вглубь шкафа. В этом случае не будет скапливаться гора посуды. На мытье одной тарелки потребуется не более минуты, поэтому справиться с этой задачей можно сразу после трапезы.
  2. Кастрюли, сковороды, противни и другие крупные предметы посуды легче всего замочить. Для этого в мойке набирают горячую воду и добавляют несколько капель средства для мытья посуды. Всю посуду со следами жира замачивают на 30 мин. и более. После этого останется лишь пройтись губкой и ополоснуть чистой водой. На это уйдет всего несколько минут.
  3. Вещи лучше хранить в закрытых шкафах. В этом случае на полках оседает меньше пыли и времени на уборку тратится значительно меньше.
  4. Можно совместить несколько дел. Например, во время чистки зубов можно протереть губкой кран и умывальник, залить чистящее средство в унитаз.
  5. Развешивая постиранное белье, стоит как можно тщательнее расправить его. В этом случае можно будет обойтись без глажки.
  6. Перед тем, как мыть полы, их лучше пропылесосить. В этом случае остается лишь пройтись влажной тряпкой. На сбор мелкого мусора время тратить не придется.
  7. Мытье холодильника — занятие, на которое уходит несколько часов. Чтобы упростить задачу, полки в холодильнике можно застелить пищевой пленкой или силиконовыми ковриками. В этом случае мыть полки можно будет реже. При загрязнении пленки ее можно будет заменить на новую.
  8. Уборка компьютерного стола. Тот, кто много времени проводит дома за компьютером, наверняка замечал, что время от времени на столе образуется завал. Здесь часто можно найти чайные кружки, пустые бутылки или банки от напитков и другие вещи. Чтобы устранить завалы, стоит взять в привычку уносить со стола 1-2 вещи каждый раз, когда встаешь из-за стола.
  9. Правило 5 вещей. Если делать глобальную уборку лень, можно поступить так. Как только сериал прерывается на рекламу или появляется свободная минутка, нужно убрать на место 5 любых вещей. постепенно это перерастает в привычку и действия будут выполняться на автомате.

Хозяйки, которые давно практикуют техники расхламления дома и поддержания порядка отмечают: какая бы система для наведения чистоты ни была выбрана, ее правила должны выполняться каждый день без перерывов. Стоит сделать несколько выходных, как рутинная работа снова наваливается в больших объемах. И все нужно начинать с самого начала.

*Деятельность организации запрещена в Российской Федерации.

Комментарии