Шкворня на подшипниках на УАЗ как устанавливается?

Шкворни поворотных кулаков - важный узел подвески автомобиля УАЗ. От их исправности и плавности хода зависит управляемость машины. Со временем шкворни изнашиваются, появляется люфт, возникает необходимость в замене. Установка современных шкворней на подшипниках - оптимальное решение. Давайте разберемся, как это делается.

Назначение и устройство шкворней

Шкворни выполняют две основные функции в конструкции поворотного кулака автомобиля:

  • Передача усилий от рулевого управления к колесам
  • Восприятие радиальных и осевых нагрузок от веса автомобиля

Располагаются шкворни в кулаке таким образом:

Один конец шкворня устанавливается в поворотный кулак со стороны ступицы колеса, а другой - со стороны элементов рулевого управления. При повороте руля шкворень передает вращательный момент на поворотный кулак, обеспечивая тем самым поворот управляемых колес автомобиля.

Поверхности шкворня имеют различия для сопряжения с составными частями поворотного кулака:

  1. Цилиндрическая поверхность со стороны рулевого механизма для передачи крутящего момента
  2. Цилиндрическая или коническая поверхность со стороны ступицы колеса
  3. Сферическая поверхность в средней части для компенсации перекосов

Типы шкворней на УАЗ

Шкворня на подшипниках на УАЗ выпускаются двух основных конструкций:

  • На бронзовых втулках
  • На подшипниках качения
Тип шкворня Преимущества Недостатки
Бронзовые втулки
  • Простая конструкция
  • Низкая стоимость
  • Быстрый износ поверхностей
  • Зазоры и люфты
Подшипники качения
  • Высокий ресурс
  • Плавность хода
  • Более дорогие
  • Требуют точной посадки

Таким образом, шкворня на подшипниках на УАЗ обеспечивает больший комфорт и ресурс по сравнению с классическими бронзовыми аналогами.

Чтобы произвести замену шкворней на УАЗ своими руками, потребуется подготовить следующее.

Подготовка к замене шкворней

Чтобы произвести замену шкворней на УАЗ своими руками, потребуется подготовить:

  • Набор инструментов: ключи рожковые и торцевые разных размеров, отвертки, молоток, съемник
  • Подъемник или опоры для поддомкрачивания автомобиля
  • Новый комплект шкворней c подшипниками
  • Расходные материалы: смазка, салфетки

Помимо этого потребуется приподнять и надежно закрепить автомобиль для удобства доступа к узлам подвески. Замена шкворней будет производиться только с одной стороны за один заход.

Демонтаж старых шкворней

Замена шкворней на УАЗ Патриот своими руками начинается с отсоединения элементов подвески:

  1. Открутить гайку крепления нижнего шарового пальца
  2. Отсоединить наконечник рулевой тяги от поворотного кулака
  3. Вынуть шплинт и снять верхний шаровой палец

После этого можно извлечь сам шкворень из кулака. Часто требуется использование съемника, так как имеется плотная посадка или коррозия деталей.

Не рекомендуется выколачивание шкворня молотком, это может повредить посадочные поверхности в кулаке!

Разборка шкворня производится в следующей последовательности:

  1. Отвернуть контргайку со сферической чашкой
  2. Снять упорную шайбу
  3. Выпрессовать из шкворня втулки
  4. Очистить детали от старой смазки

Все элементы рекомендуется осмотреть на износ и дефекты, при необходимости заменить.

шкворня подшипниках УАЗ буханка: особенности демонтажа

На автомобиле УАЗ буханка применяется редукторный мост, конструкция шкворней которого имеет отличия:

  • Увеличенный диаметр
  • Усиленный корпус под большие нагрузки
  • Конический хвостовик со стороны ступицы
  • Фланцевое крепление гайкой без шайб

Шкворня на подшипниках УАЗ 469 на редукторных мостах является более сложной для обслуживания. Потребуется применение специнструмента, ключи большего размера. Рекомендуется полностью снять ступицу вместе со шкворнем для удобства последующей разборки.

Проверка составных частей поворотного кулака

Перед установкой нового комплекта шкворня на подшипниках уаз необходимо проверить состояние сопрягаемых поверхностей в ступице поворотного кулака:

  • Цилиндрические или конические посадочные места под хвостовики шкворня
  • Отверстия и поверхности под установку сферических чашек
  • Резьбовые соединения

При обнаружении дефектов - задиров, заусенцев, сбитых резьб – нужно провести ремонт и восстановление поврежденных участков до установки новых шкворней.

Установка новых шкворней на подшипниках

Сборку и монтаж нового шкворня осуществляют в обратном порядке. Главные моменты:

  1. замена шкворней уаз патриот подшипниковые должны быть хорошо смазаны перед установкой
  2. Затяжка крепежа производится постепенно, в несколько этапов и в определенной последовательности
  3. Обязательно стопорение резьбовых соединений шайбами, шплинтами

После сборки нужно проверить легкость вращения шкворня и отсутствие люфтов.

Замена шкворней уаз патриот подшипниковые своими руками: этапы с фото:

  1. Демонтирован шкворень из поворотного кулака
  2. Извлечены внутренние втулки подшипника
  3. Установлен новый комплект подшипников
  4. Собран и смазан шкворень

Замена подшипниковых шкворней УАЗ Патриот своими руками: этапы с фото

Процесс замены шкворней на УАЗ Патриот своими руками показан на фото:

  1. Демонтирован шкворень из поворотного кулака
  2. Извлечены внутренние втулки подшипника
  3. Установлен новый комплект подшипников

Собран и смазан шкворень.

Проверка люфтов и регулировки

После установки шкворней необходим контроль люфтов в собранном узле:

  1. Проверить величину осевого люфта прижатием шкворня к торцам втулок
  2. Замерить радиальный люфт на сферической поверхности индикатором

При превышении допустимых значений производится регулировка затяжки крепежных элементов и фиксаторов.

В некоторых случаях при замене шкворней на УАЗ Патриот потребуется снимать ступицу в сборе для обеспечения доступа к элементам подвески. Например:

  • При ремонте редукторного моста Буханка
  • Для замены изношенных тормозных колодок
  • При необходимости разборки самого узла ступицы

Порядок снимать ступицу со шкворнем следующий:

  1. Отсоединить тормозные трубки и разъем датчика АБС
  2. Открутить болты крепления суппорта и снять его
  3. Выкрутить гайки крепления ступицы к поворотному кулаку
  4. Съемником стянуть ступицу с шкворня

Сборка выполняется в обратном порядке с обязательной затяжкой крепежа по крутящему моменту.

Обкатка и эксплуатация

После завершения замены шкворня и сборки узлов рекомендуется произвести обкатку:

  1. Первые 5 км двигаться на малой скорости без резких поворотов и нагрузок
  2. В течение 500 км не перегружать автомобиль и не превышать скорость 60 км/ч

В процессе обкатки прислушиваться к работе подвески и рулевого управления, отслеживать появление посторонних шумов.

Техническое обслуживание шкворней

Для обеспечения длительной безопасной эксплуатации шкворни на подшипниках требуется:

  • Периодически проверять затяжку крепежа узла
  • Своевременно менять смазку в подшипниках
  • Контролировать люфты при ТО автомобиля

Техническое обслуживание шкворней

Для обеспечения длительной безопасной эксплуатации шкворни требуется:

  • Периодически проверять затяжку крепежа узла
  • Своевременно менять смазку в подшипниках
  • Контролировать люфты при ТО автомобиля

Проверка момента затяжки крепежа

Рекомендуется выполнять проверку затяжки резьбовых соединений шкворня раз в 5-10 тысяч километров пробега автомобиля.. Для этого:

  1. Затормозить автомобиль стояночным тормозом
  2. Приподнять машину домкратом со стороны проверяемого колеса
  3. С помощью динамометрического ключа проверить момент затяжки всех резьбовых соединений в узле шкворня
  4. При необходимости подтянуть ослабленные резьбовые соединения

Замена смазки в подшипниках качения

Срок службы шкворней напрямую зависит от состояния смазки в подшипниках. Рекомендуется производить замену смазки:

  • Через каждые 30-40 тысяч километров пробега
  • Минимум 1 раз в год
  • При появлении шума или заеданий в работе

Для замены смазки необходим полный демонтаж шкворня с разборкой всех элементов.

Проверка и регулировка люфтов

Люфты в узле шкворня являются показателем предельного износа деталей и необходимости ремонта. Контроль люфтов нужно выполнять:

  1. При проведении планового ТО автомобиля
  2. При подготовке к сезонной эксплуатации
  3. При появлении вибраций и стуков в подвеске
  4. После проезда по плохим дорогам, бездорожью

При обнаружении предельных люфтов требуется разборка, замер износов и ремонт узла шкворня.

Восстановление и упрочнение шкворней

Для восстановления работоспособности изношенных шкворней применяются следующие методы:

  1. Механическая обработка с увеличением размеров
  2. Наплавка изношенных поверхностей с последующей обработкой
  3. Установка ремонтных втулок и вкладышей
  4. Упрочнение рабочих поверхностей нитридом титана

Профилактика поломок шкворней

Для снижения интенсивности износа шкворней и увеличения межсервисных интервалов рекомендуется:

  • Соблюдать скоростной и грузовой режимы эксплуатации автомобиля
  • Избегать движения по глубоким колеям и канавам
  • Выполнять замену смазки по регламенту
  • Проверять затяжку крепежа узла

Комментарии