Механизм Уатта на классику: установка
Механизм Уатта - эффективное решение для улучшения управляемости отечественных автомобилей. Узнайте, как правильно его установить на "классику" и что это даст вашему автомобилю.
Что такое механизм Уатта и зачем он нужен
Механизм Уатта был изобретен в 1784 году знаменитым шотландским инженером Джеймсом Уаттом. Изначально он использовался в паровых машинах для преобразования вращательного движения поршня в поступательное. В автомобилях механизм Уатта применяется в задней подвеске.
Его основное назначение - ограничить поперечные перемещения моста относительно кузова, при этом сохраняя возможность вертикальных колебаний. Это позволяет значительно повысить устойчивость и управляемость автомобиля.
По сравнению со стандартной тягой Панара, применяемой в подвесках отечественных автомобилей, механизм Уатта имеет ряд преимуществ:
- Обеспечивает более точное прямолинейное движение заднего моста
- Снижает боковые нагрузки на элементы подвески
- Повышает курсовую устойчивость автомобиля
Благодаря этим качествам, механизм Уатта широко используется в задних подвесках гоночных и тюнингованных автомобилей. Особую популярность он получил при подготовке «Жигулей» к дрифту и экстремальному вождению.
Какие бывают виды механизма Уатта
Конструктивно механизм Уатта представляет собой замкнутый четырехзвенный параллелограмм, состоящий из горизонтальных тяг, вертикального коромысла и оси вращения. В зависимости от материала исполнения различают следующие разновидности:
- Стальной
- Стальной, усиленный
- Из полиуретана или резины
Стальной вариант обеспечивает высокую жесткость конструкции и долговечность. Усиленный механизм рассчитан на повышенные нагрузки. Резиновые и полиуретановые механизмы отличаются более плавной работой и частичным гашением ударных нагрузок.
Наиболее известные производители комплектов механизма Уатта для отечественных автомобилей:
- Технорессор
- Xado
- FEAD
Подготовка автомобиля к установке
Перед установкой механизма Уатта на «классику» необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы, а также разметить и подготовить места крепления.
Для монтажа потребуются:
- Набор слесарных инструментов
- Электрическая дрель и сверла
- Рулетка
- Угольник
- Сварочный аппарат
Комплект механизма Уатта состоит из коромысла, которое крепится на чулок заднего моста, и двух кронштейнов для установки тяг на кузов. Расположение этих элементов необходимо выверить очень точно.
Для этого с помощью рулетки находим центр чулка моста (у «классики» он равен 1208 мм). Затем отмечаем точку посередине и устанавливаем в ней ось коромысла перпендикулярно плоскости чулка.
Для разметки места крепления кронштейна тяги также используем уровень, чтобы обеспечить строго вертикальную ориентацию детали относительно земли. После разметки зачищаем поверхность от краски и прихватываем кронштейн в нужном месте.
Монтаж механизма Уатта на "классику"
После подготовки всех необходимых элементов можно приступать к монтажу механизма Уатта по следующему алгоритму:
- Устанавливаем коромысло на подготовленное место чулка и надежно привариваем ось
- Монтируем кронштейны тяг на заранее размеченные точки и точно выверяем их положение
- Соединяем тяги с коромыслом, используя шарниры
- Регулируем длину тяг для обеспечения зазоров
- После сварки покрываем рабочие поверхности антикоррозийным составом
При выполнении операций следует контролировать соосность соединений и перпендикулярность осей вращения. Даже небольшие отклонения могут привести к появлению люфтов и ускоренному износу.
Длина тяг | 415 мм |
Зазор в шарнирах | 1-3 мм |
Для более надежного крепления элементов механизма можно применить распорные втулки или усилить сварные швы. Но в любом случае работу нужно выполнять аккуратно, чтобы не нарушить геометрию конструкции.
Доводка и обкатка автомобиля
После установки механизма Уатта необходимо проверить работоспособность подвески и отрегулировать взаимное положение всех элементов. Для этого поднимаем заднюю ось домкратом на высоту примерно 200 мм и контролируем перемещения моста при нагружении.
Все шарниры и опорные поверхности должны перемещаться плавно, без рывков и заеданий. При необходимости регулируем длину тяг или подтягиваем резьбовые соединения.
Обкатку автомобиля нужно проводить постепенно, в течение 500-800 км, избегая резких ускорений и перегрузок подвески. Это позволит притереться всем парам и добиться плавности хода.
При эксплуатации автомобиля нужно контролировать затяжку резьбовых соединений и смазывать все шарниры через каждые 5-10 тыс. км.
Эффект от применения механизма Уатта
Установка механизма Уатта кардинально меняет поведение автомобиля. За счет ограничения поперечных перемещений заднего моста значительно возрастает курсовая устойчивость на высоких скоростях, что очень важно при подготовке к трековым гонкам.
Кроме того, снижаются динамические нагрузки на элементы подрессоривания и вся ходовая часть в целом. Это позволяет избежать преждевременных поломок и увеличить ресурс агрегатов.
Тюнинг автомобиля с механизмом Уатта
Для гармоничной работы механизма Уатта с другими узлами автомобиля требуется их дополнительная модернизация и усиление. Например, целесообразно установить:
- Более жесткие пружины и амортизаторы
- Усиленные сайлентблоки
- Дифференциал повышенного трения
Также имеет смысл модернизировать тормозную систему, установив передние диски увеличенного диаметра и накладки с высоким коэффициентом трения.
Механизм Уатта на других автомобилях
Помимо «Жигулей», конструкция Уатта применяется и на других отечественных авто. Например, комплекты выпускаются для ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, а также для «Нивы» и «Оки».
За рубежом также встречаются аналоги механизма Уатта. Они устанавливаются на заднюю подвеску некоторых моделей «Опеля» и «Астры» для улучшения курсовой устойчивости.
Эксплуатация автомобиля с механизмом Уатта
При вождении авто, оборудованного конструкцией Уатта, следует помнить, что его характеристики значительно отличаются от штатных.
Резкие маневры и входы в повороты на высокой скорости может закончиться заносом или раскачкой задней оси. Поэтому стиль вождения придется скорректировать.
Техническое обслуживание и ремонт
Из-за повышенных нагрузок ресурс ряда узлов сокращается. Рекомендуется чаще менять масло в КПП, проверять люфты в подшипниках ступиц колес и туго затягивать резьбовые соединения механизма.
При появлении стуков или задиров в механизме его нужно полностью разобрать. Проще всего заменить изношенный подшипник коромысла на новый.
Особенности регулировки механизма
Для обеспечения долговечности и надежности работы механизма Уатта очень важно правильно отрегулировать взаимное положение всех элементов. Даже небольшие отклонения от идеальной геометрии со временем приведут к поломкам и выходу из строя.
Ключевым параметром является угол между тягами в пределах 90±1 градуса. Его контролируют с помощью угольника или угловых шаблонов. Также важно обеспечить равенство длин обеих тяг с допуском не более 2-3 мм.
Типичные неисправности
Наиболее распространенной проблемой при эксплуатации механизма Уатта является износ отверстий крепления тяг и оси коромысла. Это приводит к появлению люфтов и вибрациям.
Также нередко выходят из строя сайлентблоки, разрушаются сварные швы или деформируются тяги. Все это указывает на превышение допустимых нагрузок и требует усиления конструкции.
Меры предосторожности
Эксплуатируя автомобиль с установленным механизмом Уатта, важно соблюдать правила безопасности. Не рекомендуется проводить полную разборку или замену элементов конструкции без приподнятого домкратом заднего моста.
При снятии упругих элементов следует работать в защитных очках – существует риск их разрушения и травмирования осколками.
Альтернативные конструкции
Помимо классической схемы Уатта, существуют и другие конструкции, позволяющие ограничить поперечные колебания задней подвески. К ним относят различные варианты многорычажных и пространственных механизмов.
Однако принцип действия у них тот же – за счет жестких связей не допускать смещения оси относительно продольной и поперечной осей автомобиля.