Скерцо — это что за слово?
Скерцо — это жанр инструментальной музыки, характеризующийся быстрым темпом, остротой ритмических и гармонических оборотов, трехдольным размером.
История возникновения
Скерцо берет свое начало в Италии эпохи Возрождения. Само слово "скерцо" в переводе с итальянского означает "шутка". Первоначально так называли небольшие вокальные произведения игривого, юмористического характера.
Уже в XVII веке появляются инструментальные скерцо, представлявшие собой небольшие пьесы, близкие по форме к каприччио. Ко второй половине XVII века скерцо оформляется как самостоятельный инструментальный жанр. Например, композитор Иоганн Шенк писал "Музыкальные скерцо" для виолы да гамба.
Эволюция жанра
На протяжении последующих столетий жанр скерцо претерпел значительную эволюцию:
- Вошел в состав инструментальных сюит, в частности у И.С. Баха
- Стал частью сонатно-симфонического цикла, заменив собой менуэт
- Приобрел классическую трехчастную форму со спокойным лирическим трио в середине
- Стал самостоятельным жанром, особенно в фортепианной музыке
Скерцо это по-прежнему пьеса в быстром темпе и с характерным трехдольным размером. Однако его содержание значительно расширилось - от легкой шутки до выражения драматических, трагедийных образов.
Выдающиеся образцы
Скерцо значение слова постепенно наполнялось все более глубоким смыслом. Великие композиторы создали выдающиеся образы скерцо.
Одним из наиболее известных скерцо является "Шутка" из оркестровой сюиты И.С. Баха, несмотря на минорный лад, обладающая игривым, "смеющимся" характером.
Не менее гениальные скерцо принадлежат перу Ф. Шопена. Это многоплановые произведения, сочетающие в себе драматизм, лирику и даже трагедийность.
Яркий пример скерцо как "музыкальной шутки" - "Ученик чародея" П. Дюка. Здесь композитор забавно "рассказывает" историю о неловком ученике волшебника.
Таким образом, несмотря на эволюцию жанра, скерцо не утратило своей способности выражать юмор, иронию и даже сатиру.
Развитие скерцо в творчестве композиторов
Начиная с XIX века, многие выдающиеся композиторы обращались к жанру скерцо, внося в него свое видение и развивая его возможности.
У Листа скерцо приобретает яркий виртуозно-блестящий характер, демонстрируя блестящую фортепианную технику. В его скерцо много эффектных пассажей, октав, скачков по клавиатуре.
У Брамса скерцо отличается глубоким психологизмом, заостренностью образов, порой приближающихся к гротеску. Гармонический язык скерцо Брамса также довольно смел и новаторский.
Скерцо в русской музыке
Жанр скерцо получил яркое воплощение и в творчестве русских композиторов.
У Чайковского скерцо отличается порывистостью, стремительностью, яркой танцевальностью. Здесь композитору удается передать и задор, и грацию русского народного танца.
Особняком стоят фортепианные скерцо С. Рахманинова. Их отличает эпический размах, монументальность образов, значительность содержания. Грандиозные кульминации сменяются лирическими эпизодами.
Скерцо в музыке XX века
В XX веке традиции скерцо развивали такие композиторы, как Прокофьев, Шостакович, Барток.
У Прокофьева скерцо приобретает порой дерзкий, вызывающий характер. Композитор мастерски использует приемы музыкальной иронии, сарказма, гротеска.
Скерцо Шостаковича, напротив, пронизаны трагедийностью, ощущениями абсурда и безысходности. Это своего рода "реквием" по целой эпохе.
Таким образом, скерцо и в XX веке демонстрирует удивительное богатство красок, характеров и настроений.