Гигантский кран "Голиаф" - символ мощи российского судостроения
Этот 110-метровый желтый исполин, возвышающийся над заливом, стал новой достопримечательностью приморского города Большой Камень. "Голиаф" - один из крупнейших в мире козловых кранов - является неотъемлемой частью современного судостроительного комплекса "Звезда". Его грузоподъемность в 1200 тонн позволяет обрабатывать уникальные по размерам элементы будущих судов. Благодаря "Голиафу" Россия впервые получила возможность с нуля строить крупнотоннажные корабли для освоения Арктики.
Стратегическое значение комплекса "Звезда"
Строительство судостроительного комплекса "Звезда" началось в 2009 году на пустом месте в Большом Камне. Цель - создать производственные мощности для выпуска уникальных кораблей для работы в арктических широтах:
- танкеров ледового класса для транспортировки углеводородов с месторождений полуострова Ямал;
- мощных атомных ледоколов нового поколения;
- вспомогательного флота.
Подобные специализированные суда ранее Россия не производила. Их наличие критически важно для разработки арктических месторождений и эксплуатации Севморпути. Таким образом, ССК "Звезда" играет стратегическую роль в освоении Арктики.
Уникальное оснащение верфи
Отличительная особенность современного судостроения - использование крупноблочной сборки. Элементы корпуса предварительно собирают в массивные секции, которые потом стыкуют на стапеле. Чтобы поднимать, перемещать и точно позиционировать такие гигантские детали, нужно мощное грузоподъемное оборудование.
Именно по этой причине ключевым элементом комплекса "Звезда" стал уникальный кран "Голиаф". Его характеристики впечатляют:
- Грузоподъемность: 1200 тонн
- Высота: 110 м
- Длина: 94 м
- Ширина: 226 м
- Скорость передвижения тележки: до 100 м/мин
"Голиаф" способен оперировать с блоками массой до 650 тонн на высоте 35 метров. Этого более чем достаточно даже для самых крупных морских судов. Для сравнения: грузоподъемность кранов других российских верфей не превышает 500 тонн.
Процесс сборки кораблей
На предприятии в Большом Камне выпуск кораблей ведется в несколько этапов:
- Изготовление корпусных конструкций заданной формы из стальных заготовок на автоматизированных линиях.
- Сборка конструкций в секции размером до 25x30 метров и массой до 650 тонн.
- Транспортировка секций при помощи 16-осного мультивиллера на следующий этап.
- Стыковка секций в крупные блоки непосредственно на стапельной площадке.
- Спуск готового корабля на воду с использованием плавучего дока.
На всех этапах от отдельного листа стали до целого корабля задействован кран типа "Голиаф". Именно возможность комплекса обрабатывать сверхтяжелые грузы обеспечила России независимость в сфере строительства уникальных кораблей ледового класса и специальных морских сооружений.
2009 г. | Начало строительства комплекса |
2016 г. | Ввод в эксплуатацию крана "Голиаф" |
2018 г. | Спуск на воду первого танкера ССК "Звезда" |
2020 г. | Завершение 1-й очереди комплекса |
Первая очередь ССК "Звезда" полностью завершена в 2020 году. Уже построено 4 танкера ледового класса, идет подготовка к началу производства атомных ледоколов.
По размерам кран "Голиаф" сравним с небоскребом. А по техническим характеристикам он превосходит все краны российского судостроения.
Ведутся работы и над расширением производственных площадей комплекса. Планируется возвести еще один козловой кран, аналогичный "Голиафу", и огромный сухой док для строительства сверхкрупных судов водоизмещением свыше 40 000 тонн.
Влияние на региональную экономику
Помимо геополитического значения для страны, комплекс "Звезда" оказывает существенное экономическое влияние на Дальний Восток. Порядка 7000 человек уже трудоустроены на производственных площадках в Большом Камне. И это только начало - в перспективе ССК способен обеспечить работой до 15 000 специалистов в одном только Приморском крае.
Для привлечения квалифицированных кадров при комплексе построен современный жилой микрорайон. Кроме того, инфраструктурные проекты ССК "Звезда" стимулируют развитие смежных отраслей экономики в Приморье.
Современные методы управления "Голиафом"
Управление краном-гигантом осуществляется из подвижной кабины, которая может перемещаться вместе с тележкой по 100-метровому мосту. Работа ведется в полуавтоматическом режиме - машинист задает основные параметры, а подъемный кран "Голиаф" сам выполняет манипуляции, исключая ошибки позиционирования.
Компьютерные системы отвечают за:
- Контроль текущих нагрузок и предотвращение перегрузки
- Моделирование и оптимизацию траектории груза
- Автоматическое слежение за положением грузозахватных устройств
- Предотвращение столкновений с другими кранами
Благодаря этому обеспечивается высокая скорость и безопасность работ. В то же время оператор в любой момент может вручную скорректировать действия крана.
Перспективы модернизации
Несмотря на свои уникальные характеристики, конструкция "Голиафа" оставляет возможности для улучшения. В частности, кран "Голиаф" производитель из КНР рассматривает следующие направления модернизации:
- Повышение скорости перемещения до 130 м/мин
- Увеличение вылета стрелы до 50 м
- Установка дополнительных камер видеонаблюдения
Реализация этих мер позволит ускорить процессы на стапели и сделать управление краном еще более комфортным. Кроме того, возможно оснащение системами автоматического распознавания грузов для облегчения работы оператора.
Перспективы развития комплекса
Уже идет активное строительство второй очереди ССК "Звезда". Это огромный сухой док, позволяющий собирать корабли и суда водоизмещением до 100 000 тонн. Например, именно здесь будут построены уникальные ледоколы проекта "Лидер" мощностью 120 МВт.
Специально для второй очереди заказан еще один кран подъемный "Голиаф". А по мере увеличения заказов будут вводиться в строй новые площадки и причалы. Таким образом, ССК "Звезда" по праву можно назвать кузницей морского флота новой России.