Творческий подход в образовательной практике: синквейн к слову "деятельность"
Творческий подход приобретает все большую популярность в образовательной практике. Он позволяет более эффективно развивать познавательные и личностные навыки обучающихся. Одним из интересных инструментов творческого подхода является составление синквейнов. Рассмотрим, как организовать работу с синквейном в рамках учебной деятельности.
Сущность синквейна и преимущества его использования
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это пятистрочная стихотворная форма без рифмы, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Структура синквейна выглядит следующим образом:
- Первая строка — одно слово, обычно существительное, выражающее главную тему;
- Вторая строка — два слова, обычно имена прилагательные, описывающие основные признаки и свойства темы;
- Третья строка — три слова, обычно глаголы, описывающие характерные действия в рамках темы;
- Четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая личное отношение автора;
- Пятая строка — слово, синоним к первому, резюмирующее содержание.
Существуют различные виды синквейна — традиционный, обратный, зеркальный и другие. Но в образовательной практике чаще используется дидактический синквейн, основанный не на ограничениях по количеству слогов в строках, а на смысловом наполнении.
Главное преимущество синквейна как метода в том, что он позволяет комплексно развивать различные навыки:
- Речевые: расширение словарного запаса, использование разных частей речи, развитие связной речи;
- Познавательные: выделение главной идеи, построение логических цепочек, поиск ассоциаций;
- Творческие: образное и критическое мышление, создание новых смыслов;
- Личностные: самовыражение, формирование собственной позиции.
Еще одно достоинство метода в его простоте и универсальности. Синквейн может быть с успехом применен на любом этапе обучения, в рамках любого предмета и возраста.
Методика работы с синквейном на занятиях
Для успешного внедрения синквейна в образовательный процесс можно выделить несколько основных этапов:
- Знакомство с правилами и структурой. Объяснение на примерах;
- Тренировочные упражнения, направленные на отработку определенных навыков в рамках структуры синквейна;
- Самостоятельное составление синквейнов по заданной теме или лексике.
На первых порах обучающимся можно предложить шаблон, в котором пропущены некоторые элементы синквейна. Такая форма облегчает задачу и помогает сосредоточиться на самых важных нюансах:
Лес | _________________ |
Растет, шумит | Я люблю гулять в лесу |
Природа | _________________ |
Синквейн можно использовать в связке практически с любой изучаемой лексической или грамматической темой. Это позволяет одновременно закрепить изученный материал и развить дополнительные навыки.
Для разнообразия также имеет смысл использовать различные варианты работы с синквейном:
- Составление рассказа по готовому синквейну;
- Дополнение неполного синквейна;
- Групповое обсуждение и редактирование.
Синквейн также может выступать инструментом как синквейн деятельность контроля усвоения материала, так и самоконтроля. Обучающиеся могут сравнивать свои работы, оценивать соответствие заданной теме и структуре.
Благодаря лаконичной форме и универсальности синквейна, его можно с успехом интегрировать с другими предметами вне рамок основного курса обучения. К примеру, на уроке литературы или иностранного языка.
При организации работы важно придерживаться индивидуального подхода, поощряя стремление обучающихся к творчеству и выражению собственной позиции. Не стоит принуждать к составлению синквейна, если ребенку эта деятельность неинтересна или сложна на текущем этапе.
Развитие дополнительных навыков через синквейн
Помимо усвоения базового учебного материала, синквейн к слову деятельность работа с синквейнами позволяет развить целый ряд полезных личностных и общеучебных навыков у обучающихся.
Во-первых, это творческие навыки. Придумывая необычные словосочетания, обучающиеся тренируют образное и критическое мышление. Учатся находить нестандартные решения и новые ракурсы рассмотрения знакомых вещей.
Составление синквейнов — источник неиссякаемого творчества как для детей, так и для взрослых.
Во-вторых, синквейн помогает в самовыражении и формировании собственной позиции. Через сочинение синквейнов у обучающихся появляется возможность поделиться впечатлениями, эмоциями, оценками в сжатой поэтической форме.
В-третьих, улучшаются коммуникативные навыки. Чтобы успешно справиться с заданием по составлению синквейна, нужно четко сформулировать главную мысль и подобрать точные определения в рамках заданной темы. Это полезно развивает умение доносить свои мысли.
Наконец, синквейн тренирует организационные навыки. Выстраивание логических цепочек в рамках заданной структуры и темы развивает способность ставить цель и планировать ее достижение.