Советское воспитание: каким оно было на самом деле

Советское воспитание до сих пор вызывает споры: одни его возвышают, другие осуждают. Давайте разберемся, каким оно было на самом деле, опираясь на факты. Узнайте правду о методах воспитания в СССР.

Основные принципы советского воспитания детей

Советское воспитание базировалось на нескольких ключевых принципах:

  • Строгий режим и дисциплина с младенчества
  • Закаливание на морозе
  • Обязательные занятия физкультурой и спортом
  • Раннее помещение в детский сад
  • Коллективная ответственность
  • Приучение к труду и самостоятельности
  • Минимум свободного времени
  • Запрет на изнеживание и баловство

Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.

Строгий режим и дисциплина с младенчества

Много внимания уделялось режиму ребенка с самых малых лет. Считалось, что все должно происходить строго по часам: и сон, и кормление. Например, матерям советовали не давать грудь по первому требованию, если до следующего расписанного кормления оставалось немного времени.

Дисциплина в этом вопросе поддерживалась и в более взрослом возрасте. Кормление в одно и то же время устраивалось в яслях, детских садах и школах, а матерям советовали не давать детям лакомств между кормлениями.

Свежий воздух также считался очень полезным для здоровья и иммунитета. Поэтому зимой детей выводили гулять даже в сильный мороз, а некоторые даже спали в это время на улице в колясках.

Закаливание на морозе

Отдельным элементом советской системы воспитания были различные процедуры по закаливанию организма, такие как:

  • Обтирание холодной водой
  • Обливание холодной водой
  • Купание в проруби зимой

Все это проводилось на свежем воздухе и даже в мороз. Считалось, что закаливание очень полезно для здоровья сердца и иммунитета. А девизом была фраза: «В здоровом теле - здоровый дух!».

Обязательные занятия спортом

Еще один принцип советского воспитания - приучение детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом. В школах проводились обязательные спортивные занятия на свежем воздухе. Летом дети бегали и играли в подвижные игры, а зимой катались на лыжах и коньках.

Для мотивации даже известный поэт Владимир Высоцкий написал шуточную песенку про пользу утренней гимнастики.

Методы наказания и поощрения

Другой важной составляющей советской педагогики были методы наказания и поощрения, применявшиеся к детям.

Физические наказания

К сожалению, в то время физические наказания детей не только дома, но и в школах были довольно распространены. Использовались такие меры, как:

  • Удары рукой или ремнем
  • Стояние в углу на коленях
  • Лишение еды

Оправданием этому служило мнение, что дисциплина и послушание входят в ребенка именно таким способом. Жалобы на жестокость учителей были редкостью.

Однако по современным представлениям подобные методы воспитания являются неприемлемыми и вредными.

Редкие похвалы

Еще одной особенностью воспитания в СССР было крайне скупое использование похвал и одобрений. Считалось, что чрезмерное поощрение портит ребенка, делает его эгоистичным и самовлюбленным.

В итоге это приводило к снижению самооценки и неуверенности в себе у многих детей.

Типичный день советского ребенка

Большую часть времени советские дети предоставлялись сами себе. Родители были заняты работой, а развитой инфраструктуры для досуга и развития детей не хватало. Как же проходил обычный день?

Игры во дворах

После школы или детского сада ребята, как правило, предоставлялись сами себе. Они собирались во дворах в большие компании, где играли и развлекались. Популярными занятиями были:

  • Игры в классики на асфальте
  • Прыжки через скакалку
  • Катание на велосипедах по двору

За малышами иногда приглядывали старшие дети или соседи. Но в целом контроля со стороны взрослых почти не было.

Вынужденная самостоятельность

Многие советские школьники после уроков сами готовили себе обеды, следили за уборкой в квартирах и даже присматривали за младшими братьями и сестрами. Родители считали такую самостоятельность воспитательным моментом, хотя выбора у детей фактически не было.

Патриотическое воспитание

В СССР большое внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Детей с малых лет учили любить свою Родину, гордиться достижениями советского народа, знать историю страны.

Например, пионеры и комсомольцы ходили в походы по местам революционной и боевой славы, возлагали цветы к памятникам героев. Повсеместно проводились военно-спортивные игры, посвященные Великой Отечественной войне.

Уважение к власти и старшим

Советские дети с ранних лет приучались уважать авторитет старших и власти. Например, в общественном транспорте полагалось уступать место пожилым пассажирам, помогать им с тяжелыми сумками при выходе.

Также было принято вставать при входе учителя в класс, поднимать руку, чтобы задать вопрос на уроке. Все это должно было воспитывать почтительное отношение к старшим.

Подавление индивидуальности

Одной из теневых сторон советского воспитания было подавление индивидуальных интересов и склонностей ребенка. Считалось, что личные увлечения и мнения могут идти вразрез с общественными интересами.

Поэтому детей порицали за "своеволие" и "капризы", а всячески поощряли конформное поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Положительные моменты

Несмотря на ряд спорных аспектов, в системе советского воспитания были и позитивные моменты.

К ним можно отнести хорошее физическое развитие детей, приученность к дисциплине и режиму, навыки самообслуживания. Многие отмечают доброжелательность и коллективизм как черту тогдашних поколений.

Психологические последствия

В то же время ряд особенностей советской педагогики порой имел негативные психологические последствия.

Например, излишняя строгость и наказания в детстве могли привести к развитию страхов, неврозов, скрытности. Отсутствие похвал и одобрений отражалось на самооценке.

Раннее развитие самостоятельности

Хотя вынужденная самостоятельность советских детей часто была следствием нехватки внимания со стороны взрослых, она прививала определенные полезные навыки.

Многие отмечают, что помощь по дому, уход за младшими братьями и сестрами, присмотр за собой во внеучебное время - все это развивало ответственность, самодисциплину и умение справляться с трудностями.

Коллективизм

Еще одной отличительной чертой советских детей был высокоразвитый коллективизм - привычка всегда учитывать интересы окружающих и действовать сообща.

Этому в немалой степени способствовали как организованные формы досуга в кружках и секциях, так и свободное неформальное общение во дворах, где все происходило коллективно.

Сохранившиеся пережитки

Некоторые черты и методы советского воспитания до сих пор встречаются среди родителей, чье детство пришлось на годы СССР.

К примеру, это может быть требование беспрекословного послушания, нетерпимость к "капризам", жесткий контроль и регламентация режима дня ребенка.

Подобное поведение часто является переносом собственного опыта и привычных норм из прошлого, что, однако, не всегда уместно в современных условиях.

Поиск баланса традиций и новаторства

Сегодня актуальным представляется поиск разумного баланса между положительными традициями советской педагогики и новыми тенденциями в воспитании.

В частности, это касается внимания к здоровью, воспитанию дисциплинированности и ответственного отношения к обязанностям при одновременном учете индивидуальных потребностей и интересов ребенка, а также гуманных методов воздействия.

Комментарии