Как происходит становление личности: направления и влияние
Становление личности - сложный и многогранный процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. Этот процесс определяется множеством факторов, как внешних - социальная и культурная среда, семья, - так и внутренних - темперамент, характер, задатки и способности.
Этапы развития личности
Согласно периодизации, разработанной отечественным психологом Д.Б. Элькониным, выделяют следующие периоды развития личности и формирования ее основных психологических новообразований:
- Младенчество. В этом возрасте происходит формирование базового доверия к миру.
- Раннее детство. Развиваются самостоятельность, любознательность, инициатива.
- Дошкольное детство. Формируются умение ставить и достигать цели, разные виды детской деятельности.
- Младший школьный возраст. Складываются рефлексия, внутренний план действий, произвольность.
- Подростковый возраст. Происходит становление самосознания, поиск идентичности.
- Юность. Формируется мировоззрение, профессиональное и личностное самоопределение.
Как происходит становление личности определяется тем, как ребенок проходит каждый из этих этапов, насколько успешно у него формируются необходимые новообразования возраста.
Влияние семьи и социума
Что формирует личность в первую очередь - это семья. Именно родители и другие значимые взрослые задают базовые жизненные установки, модели поведения, систему ценностей. Даже во взрослом возрасте голос родителей часто звучит в нашей голове, подталкивая к определенным поступкам.
Вторым важнейшим фактором формирования личности является социальное окружение - друзья, одноклассники, коллеги, соседи. Общаясь с ними, человек усваивает социальные нормы, выстраивает собственную систему взаимодействия с людьми, учится выполнять определенные социальные роли.
Фазы развития по Петровскому
Отечественный психолог А.В. Петровский выделяет три фазы развития личности:
- Адаптация - усвоение социальных норм и ролей, характерно стремление быть "как все".
- Индивидуализация - поиск и проявление собственной индивидуальности.
- Интеграция - нахождение баланса между конформностью, принятой в группе, и проявлением собственных качеств, отвечающих как личностным потребностям, так и потребностям социума.
Как происходит становление личности во многом зависит от успешности прохождения этих фаз. Проблемы на любом из этапов могут привести к формированию нежелательных личностных черт - агрессивности, излишней зависимости от мнения окружающих, низкой самооценки.
Внутренняя позиция личности
Еще одним важным понятием, характеризующим как происходит становление личности, является внутренняя позиция личности. Это система отношений человека к окружающему миру, другим людям, самому себе.
Внутренняя позиция определяет жизненные цели и ценности человека, его поступки, мысли и переживания. Она формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и является результатом личностного развития.
Внутренняя позиция - это ядро личности, определяющее направленность ее развития.
Положительная внутренняя позиция свидетельствует о гармоничном формировании личности человека. Такой человек открыт миру, позитивно настроен по отношению к себе и окружающим, обладает внутренней свободой.
Кризисы в развитии
Как происходит становление личности часто сопровождается кризисами - переходными периодами, связанными со значимыми изменениями жизненной ситуации.
Так, формирование человека в подростковом возрасте нередко происходит через подростковый кризис - резкую ломку привычных форм поведения, конфликты с родителями, снижение успеваемости. Этот кризис является закономерным этапом взросления.
Другим значимым кризисом является кризис середины жизни, приходящийся обычно на возраст 40-45 лет. В этот период человек подводит некие промежуточные итоги своей жизни, задумывается о смысле существования, что также вносит лепту в дальнейшее формирование личности.
Самоактуализация личности
Вершиной формирования личности человека можно считать ее самоактуализацию. Это понятие, введенное гуманистической психологией, означает полную реализацию потенциала личности, раскрытие ее возможностей.
Самоактуализирующаяся личность обладает такими характеристиками как целостность, автономия, спонтанность, креативность. Такой человек живет настоящим, а не прошлым или будущим, открыт внутреннему и внешнему опыту, способен к глубоким и теплым межличностным отношениям.
Гендерные аспекты развития
Формирование человека имеет и гендерную специфику, связанную с половой принадлежностью. Так, мальчики в большей степени ориентированы на достижения, соревновательность, девочки - на межличностные отношения. Эти различия задаются во многом воспитанием и социальными стереотипами.
Вместе с тем, по мере взросления люди все больше интегрируют в своей личности как традиционно мужские, так и традиционно женские черты. Происходит формирование человека как гармоничной личности, сочетающей разные аспекты.
Стабильность и изменчивость
Личность как психологическое образование обладает и стабильностью, и изменчивостью. К стабильным характеристикам относят темперамент, многие черты характера. Они задаются конституционально и потому слабо подвержены изменениям.
В то же время жизненный путь личности не может не сопровождаться изменениями. Человек учится, приобретает опыт, проходит через кризисы - и все это ведет к формированию человека как более зрелой, мудрой личности по сравнению с юношеским возрастом.
Направления саморазвития
Для гармоничного формирования личности человека большое значение имеет сознательная работа над собой. В качестве основных направлений саморазвития личности можно выделить:
- Расширение кругозора, общей культуры;
- Развитие необходимых в жизни и профессии навыков, умений, компетенций;
- Совершенствование коммуникативных способностей;
- Преодоление психологических барьеров, комплексов;
- Поиск смысла жизни, определение миссии;
- Развитие нравственных, этических основ личности.
Целенаправленная работа над собой в этих и других направлениях ведет к поступательному формированию человека как личности на протяжении всей жизни.
Роль значимых взрослых
В формировании личности человека огромную роль играют значимые взрослые, особенно на ранних этапах жизненного пути. Это прежде всего родители, а также учителя, тренеры, наставники.
Благодаря этим людям ребенок и подросток усваивает жизненно важные навыки, ценности, модели поведения. Значимые взрослые задают вектор развития личности своим отношением, оценками, ожиданиями.
Влияние искусства и культуры
Нельзя недооценивать роль искусства и культуры в целом в формировании человека как личности. Книги, фильмы, музыкальные произведения расширяют кругозор, развивают эмоциональный интеллект, задают эталоны поведения в тех или иных ситуациях.
Посещение музеев, театров, выставок, концертов также является мощным средством саморазвития и формирования личности гармоничной, разносторонней.
Вклад в развитие других
Формирование человека как личности подразумевает не только развитие самого себя, но и влияние на становление других людей. Это может быть воспитание детей для родителей, наставничество для более опытных коллег или просто позитивное воздействие своим примером.
Такой конструктивный вклад в развитие окружающих является показателем высокого уровня развития личности самого человека, его социальной ответственности.
Духовно-нравственное измерение
Наконец, важной составляющей гармоничного формирования личности человека является духовно-нравственное измерение. Это развитие таких качеств как совесть, порядочность, милосердие, умение прощать.
Высший уровень духовности подразумевает следование бескорыстным идеалам, готовность к самопожертвованию ради общего блага. Такая направленность задает высший смысл формированию человека.