Этапы формирования личности: факторы, уровни развития, советы по гармонизации

Формирование личности - это сложный процесс, в котором участвуют как внешние, так и внутренние факторы. Как правильно проходить все этапы становления, чтобы вырасти полноценной, развитой личностью? Давайте разберемся.

Понятие личности в психологии

Личность в психологии - это системное качество индивида, приобретаемое им в процессе социального развития. Личность характеризуется такими основными компонентами:

  • направленность (мотивы, интересы, идеалы)
  • способности (задатки)
  • темперамент и характер
  • самосознание (в том числе самооценка)

О взрослой, сформировавшейся личности можно говорить, если человек обладает следующими критериями:

  1. Способен ставить свои собственные цели и самостоятельно целенаправленно добиваться их
  2. Имеет устойчивую систему ценностей и убеждений
  3. Обладает развитым самосознанием и адекватной самооценкой
  4. Способен к сознательному выбору и ответственности за него

Факторы, влияющие на формирование личности

На развитие личности влияют как врожденные биологические, так и приобретенные социальные факторы. К биологическим относятся:

  • генетические задатки
  • особенности нервной системы
  • темперамент
  • половые различия

К социальным факторам, влияющим на личность, относятся:

  • семья и воспитание
  • референтная группа (друзья, одноклассники)
  • культурные традиции и нормы общества
  • СМИ и искусство

Также в последнее время говорят о влиянии ситуационных факторов - конкретных жизненных событий и испытаний, через которые проходит человек.

Однако основным условием формирования личности является деятельность самого человека. Через игру, учебу, общение, труд и другие виды деятельности происходит становление личности.

Этапы формирования личности

Существует несколько подходов к выделению этапов развития личности. Одна из наиболее известных - теория психосоциального развития Э.Эриксона, согласно которой в процессе жизни человек проходит 8 стадий. На каждой он сталкивается с определенным психологическим кризисом, от успешного разрешения которого зависит дальнейшее развитие личности.

Вот основные этапы формирования личности по Эриксону:

  1. Младенчество (0-1 год) - формируется базовое доверие к миру или недоверие
  2. Раннее детство (1-3 года) - развивается самостоятельность или сомнения в себе
  3. Дошкольный возраст (3-6 лет) - инициативность или чувство вины
  4. Младший школьный возраст (7-12 лет) - усердие или чувство неполноценности
  5. Подростковый возраст (13-19 лет) - поиск идентичности или ролевая диффузия

Еще один распространенный подход - теория периодизации развития личности Д.И. Фельдштейна, который выделял следующие основные стадии:

  1. Младенчество и преддошкольный возраст
  2. Дошкольный возраст
  3. Младший школьный возраст
  4. Подростковый возраст

Конкретного возраста, когда человек становится личностью, психологи не называют. Это индивидуальный процесс, который может затянуться до 30-35 лет.

Как определить уровень развития личности?

Чтобы определить уровень развития личности, можно ориентироваться на следующие критерии:

  • способность целеполагания и построения жизненных планов;
  • наличие устойчивой иерархии мотивов и ценностей;
  • адекватная самооценка;
  • способность принимать ответственные решения.

Также показателем зрелости личности является преодоление эгоцентризма, понимание своего места в обществе, способность к эмпатии.

Однако дать однозначную количественную оценку развития личности достаточно сложно. Это комплексный критерий, который включает множество характеристик.

Процесс формирования личности

Процесс формирования личности можно разделить на несколько последовательных фаз:

  1. адаптация (приспособление к среде)
  2. индивидуализация (осознание себя)
  3. интеграция (включение в социальные группы при сохранении своей индивидуальности)

По мере взросления происходит изменение структуры личности - формируются устойчивая иерархия мотивов, комплекс характерологических черт, убеждения и ценности. Также развивается и усложняется психологическое пространство личности.

Огромную роль в становлении личности играет жизненный путь человека, его опыт, осознание себя субъектом своей судьбы. Большое значение имеют и отношения с другими людьми.

Таким образом, формирование личности - сложный диалектический процесс взаимодействия человека и общества. Изначально внешние факторы играют определяющую роль, но постепенно все бóльшую роль начинают играть внутренние мотивы и ценности самой личности.

Когда человека можно считать личностью?

Стадии развития наступают не в определенном возрасте, а индивидуально для каждого человека. Тем не менее, можно выделить некоторые ключевые критерии сформированной личности:

  • Постановка границ своего "Я", понимание себя как отдельного индивида
  • Способность к осознанному выбору и ответственности за него
  • Наличие активной жизненной позиции и внутренней мотивации
  • Творческий подход и способность управлять своей жизнью

При этом в формировании личности продолжает участвовать как биологическое (темперамент, задатки), так и социальное (воспитание, культура) начало. Их соотношение индивидуально.

Тенденции исследований в области формирования личности

Современные исследования личности развиваются в нескольких направлениях:

  1. Изучение роли генетических факторов, возможно в будущем что-то из считавшихся приобретенным будет отнесено к наследственным свойствам
  2. Выделение творческого начала личности, изучение креативности и ее развития
  3. Поиск количественных критериев оценки уровня развития личности с помощью психодиагностики

Кроме того, продолжаются дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке, стремление оценить степень их влияния на личность.

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Для гармоничного развития личности важно уделять внимание следующим аспектам:

  1. Физическое развитие и здоровье. Занятие спортом, правильное питание.
  2. Раскрытие творческого потенциала в искусстве, науке, ремесле.
  3. Духовно-нравственное развитие. Поиск смысла жизни, следование этическим нормам.
  4. Социально-коммуникативное развитие. Умение выстраивать отношения в социуме.

Важно помнить, что формирование личности - процесс индивидуальный для каждого. Не стоит сравнивать свои достижения с другими.

Как родителям помочь в воспитании ребенка

Родители играют ключевую роль в формировании личности ребенка. Им стоит:

  • Создавать атмосферу любви и заботы
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу
  • Быть последовательными в требованиях и наказаниях
  • Личным примером демонстрировать модель поведения

Воспитательные приемы для разных возрастов

Подходы к воспитанию должны меняться в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Вот основные советы для каждого этапа:

  • Младенчество и раннее детство (0-3 года) - обеспечить эмоциональный контакт, заботу и безопасность.
  • Дошкольный возраст (3-6 лет) - развивать любознательность, творчество, инициативу. Хвалить за успехи.
  • Младший школьный возраст (7-11 лет) - прививать трудолюбие и дисциплину. Помогать в учебе, объяснять непонятное.
  • Подростковый возраст (12-16 лет) - проявлять заинтересованность, обсуждать волнующие темы. Стараться понять, а не осуждать.

Преодоление кризисов в развитии личности

На протяжении жизни возможны кризисы личностного развития. Чтобы их преодолеть:

  • Проявляйте терпение и самоконтроль
  • Поймите причины кризиса, его психологические корни
  • Найдите новые цели и источники вдохновения
  • При необходимости обратитесь к психологу

Советы психологов по развитию личности

Профессиональные психологи дают следующие рекомендации для гармоничного развития личности:

  1. Работайте над самопознанием с помощью дневников и опросников
  2. Ставьте цели личностного роста и развивайте сильные стороны
  3. Расширяйте кругозор и социальные связи
  4. Занимайтесь интересным и полезным делом

Стоит помнить, что саморазвитие - процесс индивидуальный. Сравнивать себя с другими не имеет смысла.

Комментарии