Двигатель 1NZ FE: технические характеристики

Двигатель Toyota 1NZ-FE широко используется в компактных и среднеразмерных автомобилях благодаря оптимальному сочетанию надежности, экономичности и доступной цены. Давайте подробно разберем его конструкцию и технические параметры.

История создания двигателя 1NZ-FE

Разработка двигателей семейства NZ началась в 1997 году. Целью было создание компактных и легких моторов рабочим объемом 1,3-1,5 литра для использования в малолитражных автомобилях.

Первые опытные образцы 1NZ-FE были готовы к 2000 году. В этом же году началось серийное производство на заводах Toyota в Японии и по лицензии в Китае.

За все время выпуска двигатель 1NZ-FE несколько раз модернизировался с целью повышения мощности, экономичности и надежности.

Основными вехами в истории двигателя стали:

  • 2003 год - установка гидрокомпенсаторов в механизме газораспределения;
  • 2005 год - внедрение электронного управления дроссельной заслонкой.

Помимо автомобилей Toyota, 1NZ-FE устанавливался на машины китайских и корейских производителей, работающих по лицензии Toyota.

Конструктивные особенности

Компоновка двигателя - рядная, число цилиндров - 4. Это обеспечивает оптимальное сочетание габаритов, массы и мощностных характеристик.

Основанием служит алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами. Такая конструкция облегчает ремонт при износе цилиндров.

Система охлаждения - жидкостная, замкнутая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при помощи центробежного насоса.

В механизме газораспределения используется цепной привод распределительных валов. Применена система изменения фаз газораспределения VVT-i.

Мотор имеет инжекторную систему питания. Управление впрыском осуществляет электронный блок управления двигателем.

Основные технические характеристики двигателя 1NZ-FE

  • Мощность - 105-115 л.с.
  • Крутящий момент - 130-145 Нм
  • Рабочий объем - 1,497 л
  • Диаметр цилиндра × ход поршня - 75 × 84,7 мм
  • Степень сжатия - 10,5-11
  • Расход топлива в смешанном цикле - 6,9 л/100 км

Каталожная масса двигателя 1NZ-FE составляет 92 кг. Это обеспечивает хорошее соотношением мощности и веса.

При соблюдении всех правил эксплуатации ресурс до капремонта может достигать 250 тысяч километров.

Эксплуатация двигателя 1NZ-FE

Для обеспечения надежной работы и продления срока службы двигателя 1NZ-FE следует:

  • использовать качественное моторное масло класса не ниже SL или по спецификации производителя;
  • соблюдать периодичность замены масла - каждые 10 тыс. км или 1 раз в год;
  • проверять и регулировать зазоры в клапанном механизме - каждые 80 тыс. км;
  • менять цепь ГРМ через каждые 150 тыс. км пробега.

Регулярная замена свечей зажигания, фильтров и других расходных материалов также важна для поддержания работоспособности мотора.

Основные неисправности двигателя 1NZ-FE

Несмотря на достаточно надежную конструкцию, в процессе эксплуатации двигателя 1NZ-FE могут возникать типовые неисправности.

К наиболее распространенным относятся:

  • поломки пластикового впускного коллектора;
  • отказ системы регулирования фаз газораспределения VVT-i из-за низкокачественного топлива;
  • повышенный шум при работе на высоких оборотах;
  • перегрев двигателя в жаркую погоду.

Возможности форсирования 1NZ-FE

Благодаря удачной компоновке и прочной конструкции, двигатель 1NZ-FE обладает потенциалом для увеличения мощности.

Для форсирования можно использовать такие меры, как:

  • установка турбокомпрессора или компрессора наддува;
  • замена впускного коллектора на более производительный;
  • повышение степени сжатия;
  • установка спортивной выхлопной системы.

Правильно спроектированные мероприятия по форсированию позволяют поднять мощность 1NZ-FE до 160 л.с. без потери надежности.

Типовой ремонт двигателя 1NZ-FE

Благодаря наличию сменных гильз цилиндров, двигатель 1NZ-FE считается ремонтопригодным.

Типовой ремонт включает:

  • полную разборку мотора;
  • дефревизию и замену всех изношенных деталей;
  • шлифовку и хонингование цилиндров;
  • установку новых поршневых колец;
  • при необходимости - расточку блока и перегильзовку.

Такой капитальный ремонт позволяет полностью восстановить ресурс двигателя с пробегом в 250 тыс. км.

Характеристики модификаций 1NZ-FE

Помимо базовой модели, выпускались модификации 1NZ-FE с улучшенными показателями.

1NZ-FXE имеет рабочий объем 1,3 л и мощность 76 л.с. Использовалась в гибридном приводе автомобилей для японского рынка.

2NZ-FE представляет собой уменьшенную версию 1NZ-FE с рабочим объемом 1,3 л. В остальном полностью идентична базовому варианту.

Применение на автомобилях различных марок

Благодаря высокой универсальности, двигатель 1NZ-FE использовался на малолитражных автомобилях Toyota, а также других азиатских производителей:

  • Toyota Yaris/Vitz, Corolla/Auris, Ractis, Porte, Raum;
  • Daihatsu Altis, BeGo, Boon, Sirion;
  • Scion xA, xB;
  • Subaru Justy, Trezia.

Невысокая стоимость, простота конструкции и ремонта обуславливают популярность этого двигателя как на вторичном рынке запчастей, так и среди автолюбителей.

Особенности эксплуатации

Для обеспечения долговечности двигателя 1NZ-FE требуется соблюдать особенности его эксплуатации.

  • Регулярно проверять уровень и менять масло в двигателе - каждые 10 000 км или раз в год.
  • Использовать качественное моторное масло классом не ниже SL.
  • Следить за состоянием воздушного фильтра, менять его согласно регламенту.
  • Не превышать максимально допустимые обороты двигателя.

Правильная эксплуатация поможет избежать перегревов, проблем с масложором и продлит срок службы двигателя.

Признаки неисправностей

Признаками возникновения неполадок в 1NZ-FE могут служить:

  • Повышенный расход масла;
  • Толчки и вибрация на холостых оборотах;
  • Неровная работа или провалы в мощности;
  • Посторонние стуки при разгоне;
  • Затрудненный запуск двигателя.

При появлении подобных симптомов рекомендуется провести диагностику в специализированном сервисе.

Диагностика неисправностей

Диагностика двигателя 1NZ-FE включает:

  1. Проверку компрессии в цилиндрах;
  2. Измерение давления масла;
  3. Оценку рабочих зазоров в ГРМ;
  4. Анализ работы форсунок;
  5. Сканирование ошибок с помощью диагностического сканера.

Это позволит определить причину неисправности и способ ее устранения.

Восстановление и капитальный ремонт

Восстановление 1NZ-FE производится путем замены вышедших из строя узлов и деталей.

Капитальный ремонт включает:

  • Шлифовку и хонингование цилиндров;
  • Замену поршневых колец;
  • При необходимости - расточку блока и установку новых гильз;
  • Притирку клапанов.

После качественно выполненного ремонта мотор восстанавливает свои характеристики и может прослужить еще долгие годы.

Комментарии