Находкинский судоремонтный завод: история и перспективы
Находкинский судоремонтный завод – одно из старейших и крупнейших предприятий судостроительной отрасли на Дальнем Востоке России. Его история насчитывает уже более 70 лет. За эти годы завод пережил взлеты и падения, участвовал в реализации масштабных проектов, осваивал новые направления деятельности. Как развивалось предприятие на протяжении десятилетий и чем оно живет сегодня?
Основание и становление завода
История Находкинского судоремонтного завода берет свое начало в далеком 1951 году. 20 июня министр Морского флота СССР подписал приказ об организации на строящемся заводе докового участка в бухте Находка. Уже в сентябре того же года на предприятии был отремонтирован первый пароход «Витебск».
Первым директором завода стал П.Я. Горбатенко, главным инженером – Н.И. Скибицкий. В 1951 году на предприятие прибыла первая группа молодых специалистов из разных городов СССР – Красноярска, Барнаула, Калинина и др. В следующем году к ним присоединились выпускники Владивостокского морского училища.
Уже к середине 50-х годов на заводе были возведены основные производственные цеха, поступило новое оборудование, выросла численность работников. Это позволило расширить объемы и виды выполняемого судоремонта.
Важной вехой стало прибытие в 1951 году плавучего дока из Калининграда. Это существенно увеличило производственные мощности завода по ремонту крупнотоннажных судов.
Развитие судоремонта и судостроения
С начала 70-х годов на предприятии стало активно развиваться судостроение. В 1974 году со стапелей сошел теплоход «Находкинский рабочий», за ним последовали «Гаврила Манохин», «Яков Сенякин», «Михаил Варахин».
В период с 1973 по 1982 годы были построены 23 пассажирских катера прибрежного плавания и 3 морских буксира. Это позволило значительно расширить линейку выпускаемых судов.
Развивалось и направление судоремонта. Так, в 1998 году завод отремонтировал 105 судов различных типов и классов. Это стало возможным благодаря накопленному опыту и производственному потенциалу предприятия.
К 1970-м годам общая протяженность причальных сооружений НСРЗ достигла 1,5 км. Были оборудованы два глубоководных пирса для приема крупнотоннажных судов. Численность работников превысила 2000 человек.
Таким образом, к концу XX века завод представлял собой крупное многопрофильное предприятие, осуществляющее как судоремонт, так и судостроение.
Участие в крупных проектах XXI века
В XXI веке Находкинский судоремонтный завод продолжил участие в масштабных проектах развития инфраструктуры и промышленности Дальнего Востока и России.
Так, предприятие принимало участие в строительстве мостов во Владивостоке, реконструкции аэропорта, возведении порта в Козьмино.
Эти проекты потребовали от коллектива завода реализации масштабных объемов строительно-монтажных работ, изготовления сложных металлоконструкций, судовой оснастки.
Участие в таких значимых для региона и страны проектах еще больше укрепило позиции НСРЗ как ведущего судостроительного предприятия Дальнего Востока.
Современное состояние завода
На сегодняшний день Находкинский судоремонтный завод продолжает оставаться одним из крупнейших судостроительных предприятий на Дальнем Востоке России. Основными направлениями его деятельности являются судоремонт и судостроение.
Штат завода насчитывает около 1400 сотрудников. Производственные мощности включают 6 стапельных мест, 2 судоремонтных дока, уникальную бетонную площадку для сборки крупных металлоконструкций.
В 2022 году НСРЗ спустил на воду 3 новых краболовных судна, продолжает строительство краболовов.
Перспективы развития завода
Руководством НСРЗ ставятся амбициозные цели по дальнейшему развитию предприятия. В частности, планируется:
- Модернизация производственных мощностей и внедрение новых технологий.
- Привлечение высококвалифицированных инженерных кадров.
- Увеличение объемов заказа на ремонт кораблей
- Расширение линейки гражданских судов.
- Развитие сотрудничества с иностранными партнерами.
Реализация этих планов позволит НСРЗ закрепить лидерские позиции в отрасли и выйти на новый уровень развития.
Ключевые проекты
За 70-летнюю историю Находкинский судоремонтный завод принимал участие в реализации множества масштабных проектов, среди которых:
- Строительство Русского и Золотого мостов во Владивостоке.
- Реконструкция аэропорта Кневичи к саммиту АТЭС-2012.
- Разработка нефтегазовых месторождений Сахалина.
- Строительство специализированного порта в Козьмино.
Эти и другие проекты наглядно демонстрируют производственный потенциал НСРЗ и его вклад в развитие Дальнего Востока.
Значение для экономики Приморья
Деятельность Находкинского судоремонтного завода имеет большое значение для экономики Приморского края. Предприятие:
- Создает рабочие места для жителей города.
- Способствует развитию смежных отраслей.
Таким образом, НСРЗ вносит существенный вклад в повышение уровня жизни населения Приморского края.