Как писать сценарий: советы и примеры

Как писать сценарий? Этим вопросом задаются многие начинающие авторы, которые стремятся пробиться в кинематографе. Сразу стоит отметить, что хоть работа сценариста и очень похожа на труд литератора, имеется ряд существенных отличий. Так что если вы преуспевающий писатель, то это не гарантирует вам успеха в этой работе.

С чего начать?

Так как писать сценарий - дело непростое, прежде всего стоит определиться, какой багаж знаний необходим начинающему сценаристу.

Многим обманчиво может показаться, что создание подробного плана съемок фильма не составит никаких трудностей. Ведь кино видели все, а многие его смотрят каждый день. Заядлые киноманы могут заранее предугадать некоторые сценарные ходы, а сюжетов, согласно профессиональным классификациям, не так и много. Всего 36.

Чтобы начать работать, понять, как писать сценарий, важно определить, чем он кардинально отличается от других литературных форм и жанров.

Необходимо четко понимать, что сценарий - это не окончательный творческий продукт, а промежуточный. Как правило, никто их отдельно не читает, не считая безумных фанатов того или иного фильма, и специалистов, абитуриентов, которым важно понять основу и суть этого творческого процесса.

Сценарий не получится просто выплеснуть на бумагу в какой-либо форме. Это полуфабрикат, одна из составляющих, которая в итоге приведет к созданию киноленты. Чтобы получился конечный продукт, понадобится упорная и объемная работа режиссера, актеров, гримеров, костюмеров, монтажеров. На съемках современных фильмов с большим бюджетом задействованы сотни людей. Только если все из них будут качественно выполнять свою работу, положительного результата удастся добиться. Нужно быть готовыми к тому, что даже из первоклассного сценария может не получиться интересного и достойного фильма, если на каком-то этапе кто-то из членов команды подведет.

Особенности сценария

Итак, каковы же особенности? Как писать сценарий к фильму, чтобы продюсеры приняли его в работу? Многие сравнивают сценарий с протоколом преступления. А преступление в данном случае - это кино, которое создатель придумывает в своей голове. Поэтому профессионалы утверждают, что сценарии не пишутся, а записываются. Это значит, что сначала вся история должна сформировать в голове автора, хорошо бы ее рассказать кому-нибудь несколько раз, так как в процессе проговаривания вы сами поймете, достоинства и недостатки своей истории. Только когда характеры персонажей полностью оформились в вашей голове, вы понимаете все их действия, садитесь и записывайте.

Для начинающего сценариста очень важно понять, что придуманную им историю зритель сможет явственно увидеть и услышать, понять, что имелось в виду. Ведь весь кинематограф пока направлен только на два чувства восприятия. До того чтобы передавать запахи, ощущения и прикосновения с помощью экрана, технологии еще не дошли.

Поэтому даже если вы успешно писали рассказы и стихи, а иногда подумывали и о романе, то при написании сценария вам предстоит избавиться от оборотов, как "в его душе бушевала буря" и тому подобных. Вместо того, чтобы их использовать, потребуется самым подробным образом описать, как должен повести себя в этом эпизоде актер на съемочной площадке, что сыграть и изобразить.

Внутренние чувства описывать вовсе не нужно, о них зритель должен догадываться самостоятельно, ориентируясь на подсказки, оставленные в репликах персонажей, их поступках и действиях.

Персонаж

Когда вы решили для себя, что хотите писать сценарий, то нужно в первую очередь помнить важное правило. Персонажи должны быть живыми людьми, такими же, как и мы с вами. Никогда не стоит забывать, что они "жили" еще до того, как попали в объектив кинокамеры.

У зрителя не должно появляться резонных вопросов, почему этот герой начал именно сейчас делать то, чего не делал раньше до начала фильма. Если появляется вопрос, почему он именно сейчас начал предпринимать что-то интересное, например, решил изменить жене или совершить подвиг, то ваш сценарий плохо проработан.

Когда вы начинаете работать над проектом, думаете, как писать сценарий к фильму, должны помнить, что ваши персонажи - такие же живые люди, как вы сам и ваши зрители. Поэтому они и ведут себя так же, как и большинство людей, стараются идти по пути наименьшего сопротивления, пытаются идти в жизни по тем дорогам, которые им наиболее комфортны и были проложены заранее. Поэтому если что-то в их жизни резко меняется, на то должны быть серьезные и объективные причины, как внутренние, так и внешние. Они должны быть хорошо понятны и ясны вашему зрителю, у которого не должно появляться дополнительных вопросов.

Самостоятельность героев

Еще одно правило, которое вам подскажет, как правильно писать сценарий, заключается в том, что все персонажи, как бы неожиданно это ни звучало, должны действовать самостоятельно. Но поверьте, странно это звучит только на слух. В действительности даже начинающий сценарист к своему удивлению вскоре обнаружит, что его герои сами решают, как им быть, как действовать, какие поступки совершать.

Такова реальность творческой природы мастера: чем лучше придуман и проработан ваш персонаж, тем больше у вас появится шансов, что он сам по ходу развития сюжета будет подсказывать автору, что с ним должно происходить.

Такое происходит даже если начать писать сценарий к короткометражному фильму. Будьте уверены, даже за те несколько минут, которые будут отведены на всю ленту, герой может с ног на голову перевернуть первоначальный замысел, "ожить" по ходу развития событий и за своего автора решить, чем все должно закончиться.

Единственная неприятность, которая может возникнуть в этом случае: начальные страницы, возможно, придется переписывать. То же самое происходит и с работой над сценарием полнометражной картины. Это сложный и кропотливый труд, которому нужно отдаваться с полной самоотдачей.

В связи с этим у многих может возникнуть вопрос не только о том, как правильно писать сценарий, но и сколько раз его теперь переписывать. Однозначно на него ответить, конечно, нельзя.

Но можете быть абсолютно уверенными, то, что вы напишите в самом начале, никогда не совпадет с вашим окончательным вариантом. В лучшем случае, будет совсем отдаленно его напоминать. Во многом это происходит из-за правок, которые вносит не сам автор или его редактор, а персонажи. Они как будто начинают диктовать, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Хоть это и несколько жутко выглядит с точки зрения здравого смысла, это совершенно нормальная ситуация с точки зрения сценарного мастерства. Отдельные сценарии переписываются их создателями по десять, двадцать и даже тридцать раз.

Реплики персонажей

Одна из ошибок начинающих авторов, которые еще плохо представляют себе, как начать писать сценарий, это попытка насытить большинство сцен монологами и диалогами.

При этом в курсе обучения сценарному мастерству присутствует специальное задание, которое заключается в необходимости создания "немного" этюда. Здесь автору предстоит избавиться от большого соблазна - рассказать зрителю все, что нужно для понимания сюжета через разговоры, а не через действия и поступки героев.

Некоторые считают, что это происходит из-за влияния, которое в свое время оказало на современное поколение телевидение, когда все стремятся идти по пути наименьшего сопротивления. Для хорошего автора важно научиться отказывать себе в этом стремлении и всегда помнить, что зритель должен будто бы подглядывать за героями в замочную скважину. Так что каждая реплика, которую произносит персонаж, важна не ему самому, она необходима зрителю.

Но и тут есть подводные камни. Поведение героев при этом должно оставаться естественным. Если вдруг два персонажа начнут обсуждать информацию, которая обоим хорошо известна и не содержит в себе никакого конфликта, то каждый зритель задастся резонным вопросом, зачем они это делают, неужели они такие дураки, ведь все это каждый из них и так хорошо знает. Тут он поймет, что все это говорится именно для него, магия кино пропадет, эффект подглядывания за реальной жизнью персонажей растворится, зритель обязательно будет разочарован. Ведь когда мы подглядываем, то всегда расстраиваемся, если это замечают.

Правда жизни

Человек, который пишет сценарий, на основе реальных событий или биографий, не должен буквальным образом воспроизводить всю последовательность событий.

Жизнь сильно отличается от кинематографа в первую очередь тем, что в ней много пауз, в которых ничего, абсолютно ничего не происходит. Например, время, проведенное в пробке, дальний перелет или поездка в общественном транспорте. Если демонстрировать это, то времени не хватит ни в обычном кинофильме, ни даже в многосерийном сериале. Такую реалистичность не оценит ни один зритель.

Мастера утверждают, что кино - это музыкальная гармония, в котором должны сочетаться паузы и действия в строго определенной последовательности. Причем таким образом, чтобы за сравнительно короткое время зритель вместе с персонажем прожил какой-то важный и значимый этап жизни героя.

Важно взять самые яркие моменты, которые могли бы охарактеризовать героев, а всем зрителям были предельно ясны мотивы и их поступки. Один из самых интересных выборов между хорошим и плохим. Это гарантированно будет держать зрителя в напряжении. Запомните также, что все, вызывающее у героя стресс, будет доставлять зрителям истинное удовольствие от просмотра. Это нереализованные желания, непростые решения, конфликты, страдания, борьба и тому подобное.

Питчинг

Когда вы поняли, как писать сценарий, самое время принимать участие в питчинге. Это соревнования проектов, по результатам которых режиссеры и продюсеры определяют, за съемки какой ленты взяться.

Решение может быть основано на смете, которую составляет продюсер с помощниками, либо за основу берется исключительно сам сценарий. В этом случае соревнуются между собой только истории. На данном этапе нам интереснее рассмотреть второй вариант.

Для того чтобы сформировать заявку на сценарный питчинг, необходимо выбрать самые важные и интересные сцены, которые проведут зрителя от самого начала до конца истории. Если вы планируете научиться писать сценарии, то в этой статье найдете несколько дельных советов. Например, в тексте обязательно нужно отобразить самые интересные и сложные конфликты, которые только есть в вашей истории. Обязательно нужно рассказать, чем история закончится. Это не тот случай, когда зрителя можно оставить в легком недоумении, важно, чтобы и режиссер, и продюсеры четко понимали и осознавали, что вы хотели этим сказать.

Популярная ошибка, которую допускают многие начинающие сценаристы, заключается в том, что они не прописывают подробно содержание истории, вместо этого ограничиваясь только общими словами. Отборочные комиссии и членов жюри это, как правило, отталкивает, приводя к умозаключению, что автор еще не продумал приключения или финал, а значит, сам проект очень сырой. Чаще всего, таким заявкам очень сложно победить.

Диалоги в сценариях

Составляющая часть любого кинопроекта - диалоги. При этом, если вы всерьез решили научиться писать сценарии, то должны помнить, что хоть диалог и важен, но не является главным, в отличие от действия.

Причем действия должны быть неожиданными и оригинальными. Например, можно придумать, как в одном предложении обрисовать страдания и тоску героя по своей возлюбленной. Но придумать что-нибудь действительно новое и необычное очень сложно. Даже для простой ситуации очень сложно придумать хорошее свежее действие.

При этом существует особенность в работе сценариста, с которой приходится мириться. Хоть самое главное и заключается в действии, но редакторы и режиссеры, то есть люди, от которых зависит, будет ли пущен ваш сценарий в работу, именно диалогам уделяют наибольшее внимание. Как это ни печально, блоки описания они проскальзывают взглядом или вовсе пролистывают, а всю суть пытаются ухватить именно через диалоги.

Лучший совет - это дробить на отдельный абзац каждое действие вашего персонажа, так оно будет легче восприниматься при чтении, а также разбивать действие короткими, но емкими и оригинальными репликами.

Писать диалоги в сценарии не менее важно, чем придумывать действия. Поэтому нужно всегда помнить, что каждая реплика должна хотя бы на миллиметр приближать персонажа к конечной цели.

Многие авторы утверждают, что написание диалогов - самая приятная часть в их работе. Многие начинают писать сценарии для кино в качестве постоянной работы, а потому именно в диалогах удается оттачивать свое мастерство.

Не стоит начинать придумывать диалоги до того, как вы не продумаете все сюжетные линии и ходы, только когда вы четко себе представляете, для чего герой совершает каждый свой шаг, можно начинать сочинять, что в этот момент он будет говорить. Только тогда диалог выйдет действительно эффектным.

Одно из главных правил - диалог должен быть как можно короче. Следует избегать монологов, за исключением редких случаев. Важно, чтобы персонажи общались между собой, а не разговаривали со зрителем. Он должен ощущать себя в полной мере сторонним наблюдателем. В данном случае уместно будет привести образец, как писать сценарий.

Два детектива сидят в машине.

ДЕТЕКТИВ 1: Ты избил подозреваемого, это недопустимо. Я знаю, с тех пор, как погибли твоя жена и дочь, ты немного слетел с катушек…

ДЕТЕКТИВ 2: Бедная Мария и малышка Энни! Грабители расстреляли их из помповых ружей и успели сбежать за десять минут до того, как я вернулся домой.

Это не очень удачный диалог. Это пример, как писать сценарий не нужно. Тут герои озвучивают информацию, которую каждый из них и так прекрасно знает. Сцену можно переработать, чтобы между детективами возник конфликт, а один из них будет произносить информацию, о которой второй будет не в курсе.

ДЕТЕКТИВ 1: Что ты вытворяешь, Джон! Еще одна жалоба и тебя выпрут из полиции. И если ты думаешь, что гибель твоей жены и ребенка послужат достаточным оправданием для избиения подозреваемого…

ДЕТЕКТИВ 2: У него было помповое ружье.

ДЕТЕКТИВ 1: И что? Он даже не успел пустить его в ход.

ДЕТЕКТИВ 2: Потому что в этот раз я успел вовремя! (плачет). Барни, я ведь тогда опоздал всего на десять минут…

ДЕТЕКТИВ 1: Почему ты не сказал это парням из отдела внутренних расследований?

Вот это образец, как писать сценарии, которые будут всем интересны и увлекательны.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются начинающие сценаристы в диалогах - частые повторы. Герои постоянно произносят то, что зритель и так уже знает. Этого нужно обязательно избегать.

Еще несколько дельных советов, чтобы из этой статьи вы узнали, не только в целом, как научиться писать сценарии, но и как работать с диалогами. Постарайтесь избегать в речи героев профессионализмов, жаргона и арго. Они, конечно, придадут картине особый колорит, но если большинство не знает, что они означают, то вы оставите зрителя в недовольном недоумении.

Не самый удачный прием - диалог по телефону. Их должно быть как можно меньше, потому что как-то оригинально снять такую сцену очень сложно, чаще всего получается скучно и неинтересно.

Если в сценарии очень большой диалог, который нельзя сократить, придумайте оригинальное и необычное место, в котором герои могли бы его произносить.

Например, отличный пример, как писать сценарии к фильму, можно увидеть в сериалах производства компаний "Западное крыло" и "Студия 60". Длинные диалоги там часто снимают без склеек, а герои произносят свои реплики на бегу, перемещаясь из одной комнаты в другую. Это один из нюансов, благодаря которым проекты этих студий получают многочисленные призы, а сценарист Аарон Соркин считается одним из лучших представителей этой профессии.

Сценарий к сериалу

Отдельно стоит обсудить, как писать сценарий к сериалу. Сразу стоит оговориться, что многие зря относятся к этому жанру с пренебрежением, мотивируя это тем, что сюжеты, как правило, очень банальны, диалоги примитивны, а костюмы и декорации подбираются по принципу, где бы чего раздобыть подешевле, а лучше и вовсе бесплатно.

К сожалению, так в действительности часто и бывает, хотя исключения, которые случаются, порой, бывают популярнее полнометражных и авторских лент. Стоит вспомнить хотя бы сериал "Игра престолов". Это тонко продуманная экранизация знаменитого фэнтезийного произведения, в котором проделана огромная работа сценаристами, режиссерами, актерами, костюмерами, мастерами спецэффектов, да и вообще всеми членами съемочной группы. Это один из лучших образцов, как писать сценарий к фильму.

Алгоритм написания

Часто авторы мучаются проблемой, где писать сценарий. Сразу стоит оговориться, что никакой панацеи в этом вопросе нет. Кому-то нужно для этого каждый день приезжать в офис, кому-то уехать за город, а кто-то плодотворно трудится только у себя на диване дома. Так что не важно, где вы пишите сценарий, важно, каким получается ваш результат. Главное, соблюдать алгоритм, тогда вы точно добьетесь успеха.

Для простоты восприятия разобьем его на этапы:

  1. Генерация идеи. На этом этапе необходимо записывать все подряд, что приходит вам в голову. Пишите о чем хотите, не обращая внимания на качество. Пока нужно гнаться только за количеством.
  2. Устанавливаем фильтр. Теперь необходимо критически рассмотреть все свои идеи, без жалости отбросить самые слабые.
  3. Селекция. На этом этапе внимательнее присмотритесь к тем идеям, которые остались после фильтрации. Сами ответьте себе на вопросы о том, какие из них наиболее оригинальны, а какие можно улучшить. Так удастся определить единственную идею, которая и ляжет в основу будущего сценария.
  4. Разработка концепции. Теперь подробно формулируем свой замысел, описывая всю историю как можно короче, желательно одним предложением. Вот примеры хороших и коротко сформулированных идей:
    Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. («Быть Джоном Малковичем»). Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. («Чего хотят женщины»). Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. («Ведьма из Блэр»).
  5. Тут нужно постараться, чтобы история была максимально драматичной и невероятной.
  6. Придумайте рабочее название.
  7. Сравните свою идею с парой популярных фильмов, снятых в том же жанре и стиле, в котором вы планируете работать. Можно смело использовать их как ориентир, постоянно сравнивая свою работу с успешным образцом.
  8. Структура. Многое зависит от структуры сценария. Как только вы ее выстроите, спросите себя, а каков второй или третий слой этой истории. Ведь сюжет не должен быть однозначным и прямолинейным, от этого станет только скучно. Нужно решить, в первую очередь для себя, о чем в действительности ваша история.
  9. Проработка героев. Опишите главных действующих лиц - их внешность, особенности, недостатки, характер, поступки, которые будут отражать тему вашей истории.
  10. Синопсис. Краткое изложение истории, максимум на нескольких листах.
  11. Тритмент. Это уже более подробное описание, делать которой есть смысл, если вашу работу хотя бы первоначально одобрили сценаристы или продюсеры, выразив предварительное желание заниматься этими вопросами. Сюда уже можно включать самые важные диалоги. Как и основной сценарий, тритмент составляется исключительно в настоящем времени.
  12. Карточки. Теперь вся ваша история должна быть перенесена на специальные карточки. На каждой строго одна сцена.
  13. Сценарий. Теперь можно приступать непосредственно к написанию самого сценария. На этом этапе можно писать как можно больше, ничего не редактируя и не сокращая. Запишите историю, которая сложилась в вашей голове.
  14. Первый вариант. Закончив черновик, никому ее не показывайте, а отложите в сторону на пару недель, чтобы потом взглянуть на нее свежим взглядом.
  15. Редактирование должно быть тщательным и скрупулезным, рекомендуется вычитать сценарий не менее пяти-шести раз.

Если вы будете строго и скрупулезно выполнять все эти предписания, то при определенной доле таланта можете создать действительно талантливую работу. Надо только заставить себя внимательно изучить статью"Учимся писать сценарий" (так можно назвать и этот материал), и все получится.

Комментарии