Фильм "Осенняя соната" звучит печально в сумраке парка
Печальная мелодия фортепиано льется в сумерках парка. Это "Осенняя соната" Шопена в исполнении маэстро. Музыка передает глубокие эмоции, которые не выразить словами.
История создания фильма "Осенняя соната"
Режиссер Ингмар Бергман приступил к съемкам фильма "Осенняя соната" в 1978 году. К этому времени он уже был признанным мастером психологического кино и автором таких шедевров, как "Персона" и "Сцены из супружеской жизни". Однако из-за проблем с налоговыми органами Швеции снимать новую картину пришлось в Норвегии.
Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их...
Так писал Бергман в своей книге "Картины" о замысле будущего фильма. Для съемок он пригласил голливудскую диву Ингрид Бергман, с которой прежде никогда не работал. Ее партнершей стала постоянная актриса Бергмана Лив Ульман.
Первоначально режиссер планировал сюжет о "рождении матери" ее дочерью, но в процессе создания фильма от этой идеи отказался.
Сюжет и герои фильма "Осенняя соната"
Действие фильма происходит в доме на норвежском побережье. Главная героиня Эва, пасторша по профессии, решает после многих лет разлуки пригласить к себе мать - всемирно известную пианистку Шарлотту.
- Эва не любит своего мужа Виктора, хотя и уважает его.
- Их сын утонул в возрасте четырех лет.
- Эва забирает из больницы свою сестру Хелену, страдающую параличом.
Неожиданное появление Хелены шокирует Шарлотту. Она демонстрирует полное равнодушие к судьбе дочерей. Единственная страсть Шарлотты - фортепиано. Она с превосходством исполняет перед Эвой прелюдию Шопена, давая понять, что та никогда не сможет сравниться с ней в мастерстве.
Кульминацией фильма становится ночной кошмар Шарлотты, в котором Эва якобы душит ее. Проснувшись, мать видит бодрствующую дочь и понимает, что та никогда ее по-настоящему не любила.
В финальной сцене Шарлотта признается своему другу, что ей никогда не были нужны дети. Тем временем Эва пишет матери прощальное письмо, полное горечи и разочарования.
Темы и идеи фильма "Осенняя соната"
В фильме "Осенняя соната" Бергман исследует вечную тему взаимонепонимания между родителями и детьми. На примере Шарлотты и Эвы он показывает, как эгоизм и равнодушие матери калечат судьбу дочери.
Критики отмечали сходство сюжета "Осенней сонаты" с "камерной драмой". Действительно, основные события разворачиваются в замкнутом пространстве дома и затрагивают лишь четырех персонажей из одной семьи.
Однако за внешней сдержанностью скрывается буря эмоций - тоска, отчаяние, разочарование. Бергман мастерски исследует все оттенки женской психологии в исполнении двух блистательных актрис.
Символика фильма "Осенняя соната"
Уже в названии фильма заложена музыкальная символика. Осенняя соната ассоциируется с прощальной мелодией, отражающей увядание природы. Так и взаимоотношения героинь безнадежно испорчены.
Музыка Шопена, звучащая в нескольких ключевых сценах, точно передает их душевное состояние. Печальные мелодии подчеркивают тоску и одиночество персонажей.
Дом у моря, где происходит действие, становится замкнутым пространством, ловушкой, из которой героиням не выбраться. Недаром Шарлотте снится кошмар, будто Эва ее душит.
Актерская игра в фильме "Осенняя соната"
Ингрид Бергман и Лив Ульман блестяще создают на экране психологические портреты матери и дочери. Их актерское мастерство помогает Бергману максимально глубоко исследовать эту сложную тему.
Ущербность матери унаследуется дочерью. Все промахи матери оплатит дочь. Несчастье матери станет несчастьем дочери.
Каждая реплика героинь полна скрытого драматизма и боли. Зрителю до последних кадров не ясно, чья позиция в этом конфликте более справедлива.
Отклики критиков на фильм "Осенняя соната"
Выход фильма "Осенняя соната" вызвал восторженные отклики кинокритиков. Они отмечали глубину психологического анализа, мастерство операторской работы, великолепную игру актрис.
Бергман, конечно, мастер тонкой психологии. Просто браво.
В то же время некоторые рецензенты упрекали Бергмана в чрезмерной мрачности и безысходности финала. По их мнению, тема прощения могла быть раскрыта глубже.
Значение фильма "Осенняя соната" в культуре
"Осенняя соната" считается одной из вершин творчества Бергмана наряду с "Персоной" и "Сценами из супружеской жизни". Этот фильм оказал огромное влияние на развитие жанра психологической драмы.
В 2010 году режиссер Сара Файнс сняла голливудский ремейк картины с Джулианной Мур и Вайноной Райдер в главных ролях. По мотивам "Осенней сонаты" ставились спектакли в театрах разных стран.
Острые диалоги Шарлотты и Эвы часто цитируются в литературе и кино для характеристики сложных отношений матери и дочери.
Интерпретации фильма "Осенняя соната" современными критиками
Фильм Бергмана до сих пор вызывает неоднозначные трактовки у киноведов и культурологов. Одни считают "Осеннюю сонату" обвинительным актом в адрес эгоистичных матерей.
Бергман безжалостно развенчивает культ материнства, показывая, что материнская "любовь" может быть и разрушительной силой.
Другие, напротив, усматривают в финале лучи надежды на примирение. По их мнению, последнее письмо Эвы - это протянутая матери рука и шанс все исправить.
Параллели с биографией Бергмана
Многие исследователи отмечают параллели между сюжетом "Осенней сонаты" и личной жизнью самого режиссера.
Подобно Эве, у Бергмана не сложились отношения с матерью. А рождение внебрачной дочери Лины стало для него сюрпризом и шоком, как для Шарлотты - появление Хелены.
Возможно, снимая этот фильм, Бергман пытался разрешить собственные внутренние конфликты и простить мать.
Трактовка образов главных героинь
Эва и Шарлотта воплощают два полюса женского характера. Эва жертвенна, мягка, ориентирована на семью. Шарлотта - яркая индивидуальность, поглощенная творчеством и карьерой.
Одни считают, что Бергман осуждает эгоизм Шарлотты и ставит ей в пример ее "правильную" дочь. Другие видят здесь противопоставление слабости и силы.