Эксперимент с куклой Бобо: цели и задачи, методика, результаты
Эксперимент с куклой Бобо, проведенный Альбертом Бандурой в 1961 году, стал классическим примером демонстрации эффекта социального научения. В ходе этого исследования было показано, что дети склонны копировать и воспроизводить агрессивные модели поведения, которые они наблюдают у взрослых.
Цель и задачи эксперимента
Основной целью данного эксперимента было изучение влияния демонстрации агрессии на последующее поведение детей. Альберта Бандуру интересовал вопрос о том, будут ли дети проявлять агрессию по отношению к кукле после того, как увидят, как взрослый человек агрессивно взаимодействует с этой куклой.
Также ставились следующие конкретные задачи:
- Изучить, повторят ли дети специфические агрессивные действия взрослого.
- Проверить влияние пола модели и ребенка на эффект подражания.
- Сравнить уровни агрессии в контрольной и экспериментальных группах.
Методика проведения
В эксперименте принимали участие 72 ребенка в возрасте от 37 до 69 месяцев. Испытуемые были разделены на 8 экспериментальных групп и одну контрольную. Каждая группа состояла из 6 детей.
Исследование проводилось в три этапа:
- На первом этапе дети из экспериментальных групп наблюдали поведенческую модель взрослого человека - агрессивную или неагрессивную в зависимости от условия эксперимента.
- На втором этапе происходила активизация состояния фрустрации и агрессии у детей путем создания ситуации конфликта интересов и запрета на интересную для ребенка деятельность.
- На третьем, заключительном, этапе измерялось поведение детей - фиксировалось количество и характер агрессивных действий по отношению к кукле Бобо.
Кукла Бобо представляла собой надувную модель человека ростом около 140 см. Она могла стоять в вертикальном положении благодаря утяжеленному дну.
Взрослая агрессивная модель поведения включала в себя следующие действия:
- Нанесение ударов игрушечным молотком по голове куклы
- Пинки и толчки ногой
- Бросание куклы на пол
- Вербальная агрессия ("врежем ему по носу" и т.п.)
Эти действия повторялись три раза в ходе демонстрации модели поведения.
Результаты
Эксперимент с куклой Бобо продемонстрировал, что дети, наблюдавшие агрессивную модель поведения взрослого, в последующем сами проявляли значительно больше агрессии. Ниже приведены основные результаты.
Группа детей | Уровень агрессии |
Контрольная группа | Низкий |
Группа с демонстрацией неагрессивной модели | Очень низкий |
Группа с демонстрацией агрессивной модели | Высокий |
Также были получены данные о том, что:
- Мальчики чаще копировали агрессивную мужскую модель
- Девочки чаще копировали агрессивную женскую модель
Эти результаты подтверждают гипотезу А.Бандуры о возможности формирования определенных поведенческих паттернов путем подражания и наблюдения за поведенческой моделью.
Обсуждение результатов
Результаты эксперимента с куклой Бобо вызвали оживленную дискуссию в научных кругах и обществе.
С одной стороны, этические аспекты исследования подверглись критике - ведь детям демонстрировали агрессивную модель поведения. С другой стороны, была подтверждена важная гипотеза о механизмах социального научения.
Сам А.Бандура ответил критикам, что в его эксперименте:
- Агрессия была направлена на неодушевленный объект - куклу
- Не применялись какие-либо "запрещенные" или жестокие методы воздействия на детей
Тем не менее, в современной этической практике проведение таких экспериментов с участием детей маловероятно или вовсе невозможно.
Вместе с тем значение данного исследования для психологической науки трудно переоценить. Его результаты широко цитируются и используются в современных работах по социальной психологии и психологии развития. Также на базе этих данных были разработаны эффективные методы коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей.
Влияние на последующие исследования
Эксперимент с куклой Бобо оказал большое влияние на последующие исследования в области социального научения и формирования агрессивного поведения.
В частности, на его основе была разработана когнитивная модель агрессии А.Бандуры, согласно которой агрессивное поведение является приобретенным в результате наблюдения и подражания.
Также были проведены многочисленные репликации этого эксперимента с внесением некоторых изменений - например, вместо куклы использовались другие стимулы.
Практическое применение результатов
На основании данных об эффекте моделирования агрессивного поведения были разработаны практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике и коррекции агрессии у детей.
В частности, было показано, что важно не допускать демонстрации агрессии в присутствии ребенка и использовать методы позитивного подкрепления неагрессивного поведения.
Современный взгляд на эксперимент с куклой Бобо
Несмотря на имевшую место в свое время критику, сегодня значимость эксперимента с куклой Бобо для психологической науки остается бесспорной.
Более поздние исследования также продемонстрировали способность детей копировать наблюдаемую агрессивную модель поведения.
Вместе с тем признается этическая некорректность такого рода экспериментов, допускающих целенаправленное формирование негативных поведенческих паттернов.
Альтернативные объяснения результатов
Помимо эффекта социального научения, существуют и альтернативные объяснения того, почему дети в эксперименте Бандуры проявляли повышенную агрессию.
В частности, это мог быть эффект временной ассоциации - дети просто переносили негативные эмоции, возникшие на втором этапе эксперимента, на третий.
Также возможно, что поведение детей объяснялось не подражанием, а стремлением получить одобрение экспериментатора за "правильные" действия в данной ситуации.
Перспективы дальнейших исследований
Несмотря на многочисленные работы в этой области, изучение влияния демонстрируемых моделей агрессии на детей остается актуальным.
В частности, интерес представляет вопрос о долгосрочных эффектах такого рода воздействий, а также исследование агрессии, направленной на одушевленные объекты.
Модификации эксперимента
На основе оригинальной методики эксперимента с куклой Бобо был проведен ряд исследований с внесением определенных изменений.
В частности, вместо куклы в качестве объекта, на который направлялась агрессия, использовались различные неодушевленные стимулы - например, надувной шарик.
Кросс-культурные исследования
Были предприняты попытки воспроизвести результаты эксперимента Бандуры в разных культурах - как в западных странах, так и в Китае, Японии.
Это позволило выявить некоторое влияние культурного контекста: в ряде восточных культур уровень имитации оказался ниже.
Изучение индивидуальных различий
Также представляет интерес анализ того, какие индивидуально-психологические характеристики детей влияют на подражание агрессивной или, напротив, просоциальной модели поведения.
В частности, была выявлена роль таких факторов, как пол, возраст, темперамент, самооценка.
Современные методы исследования подражательного поведения
Для изучения механизмов имитации в настоящее время активно используются такие методы, как видео-анализ поведения, айтрекинг, функциональная МРТ.
Это позволяет получать более точные и объективные данные о влиянии наблюдаемых моделей на формирование различных паттернов поведения человека.
Медийные модели и их влияние
Отдельного внимания заслуживает изучение воздействия современных медиа-моделей из кино, видеоигр, социальных сетей на поведение детей и подростков.
Здесь также наблюдаются эффекты подражания, которые необходимо учитывать при анализе причин формирования тех или иных поведенческих паттернов в этой среде.