Что такое отчет: разбираемся в сути

Отчеты сопровождают нашу жизнь повсеместно. Мы сталкиваемся с ними на работе, в бизнесе, в быту. Но что же такое отчет на самом деле? Давайте разберемся вместе.

Основные определения отчета

Что такое отчет - это документ или устное сообщение, содержащее информацию о результатах какой-либо деятельности или порученном задании. Отчеты бывают письменные и устные.

Согласно

Толковому словарю русского языка

О.С. Ахмановой, отчет - это:

  • Официальное письменное или устное сообщение ответственному лицу, организации и т.п. о своей работе, о выполнении какого-л. задания и т.п.
  • Подробное сообщение о положении дел, состоянии чего-л. и т.п., обычно публикуемое в газете или журнале.

Таким образом, отчет выполняет информационную функцию - сообщает о результатах работы, проекта, мероприятия.

Классификация отчетов

Существует множество видов отчетов. Их можно классифицировать по разным признакам:

  1. По типу данных:
      Финансовые Бухгалтерские Налоговые Статистические Аналитические
  2. По периодичности:
      Годовые Квартальные Месячные Еженедельные
  3. По объему:
      Отчеты Краткие отчеты, справки Обзоры

Самые распространенные отчеты, которые мы встречаем:

Финансовые С данными о финансовых результатах и финансовом состоянии организации
Бухгалтерские С данными по бухгалтерскому и налоговому учету организации
Налоговые Декларации в налоговую, отчеты по страховым взносам
Управленческие Отчеты о выполнении планов, поручений, о реализации проектов

Структура и содержание отчета зависит от его вида и назначения.

Рассмотрим подробнее бухгалтерские отчеты. Они включают данные из финансового и налогового учета организации. Формируют их в виде регламентируемых законодательством документов.

Основные бухгалтерские отчеты, обязательные для всех организаций:

  1. Бухгалтерский баланс - отражает активы и обязательства организации;
  2. Отчет о финансовых результатах - с данными о доходах и расходах организации;
  3. Отчет о движении денежных средств - с данными о денежных потоках организации.

Эти отчеты составляются за год и сдаются не позднее 31 марта следующего года.

Также для бухгалтеров актуальна ежемесячная, квартальная и годовая налоговая отчетность в инспекцию. Основные формы:

  • Налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль, УСН, ЕНВД и др.;
  • Расчет по страховым взносам;
  • Сведения о среднесписочной численности работников;
  • и другие отчеты.

Точный перечень налоговых форм зависит от системы налогообложения и особенностей деятельности организации.

Цели составления отчетов

Зачем нужны отчеты и с какой целью их составляют?

  • Информирование руководства, собственников, инвесторов о результатах работы компании;
  • Анализ эффективности бизнес-процессов и выработка управленческих решений;
  • Контроль исполнения планов, бюджетов, поручений;
  • Мониторинг ключевых показателей деятельности;
  • Обоснование стимулирующих выплат сотрудникам;
  • Принятие решения о кредитовании и инвестировании в компанию;
  • Оценка надежности контрагента;
  • И многое другое.

Что такое отчет важный элемент системы управления, планирования и анализа в организации. Он позволяет контролировать процессы и оперативно реагировать при отклонениях.

Кому предоставляются отчеты

Основные пользователи отчетов в организации:

  1. Руководство (генеральный директор, топ-менеджеры);
  2. Собственники и учредители;
  3. Совет директоров;
  4. Инвесторы;
  5. Кредитные организации;
  6. Государственные контролирующие органы;
  7. Бухгалтерия и финансовые службы.

Также отчеты могут предоставляться:

  • Сотрудникам для анализа результатов своей работы;
  • Отделам компании для выработки управленческих решений в своей области;
  • Контрагентам для оценки надежности и платежеспособности;
  • Широкой общественности при публикации годовых отчетов крупных публичных компаний.

Таким образом, значение слова отчет это не только данные о результатах, но и возможность эффективно управлять компанией на их основе.

Обязательные реквизиты отчета

Любой отчет должен содержать обязательные атрибуты, позволяющие идентифицировать документ:

  1. Наименование организации;
  2. Вид отчета;
  3. Отчетный период;
  4. Единицы измерения показателей;
  5. Дата составления;
  6. Подпись ответственного лица.

Может также присутствовать гриф утверждения отчета вышестоящим руководителем или собственником.

Формы отчетов

Что такое форма отчета? Это его структура, расположение реквизитов, основных разделов и показателей.

Для бухгалтерской и налоговой отчетности существуют унифицированные формы, утвержденные законодательно. Управленческие формы отчетов компании разрабатывают самостоятельно.

Пример унифицированной формы - "Отчет о движении денежных средств". Он в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Денежные потоки от текущих операций;
  2. Денежные потоки от инвестиционных операций;
  3. Денежные потоки от финансовых операций.

В каждом разделе отражают соответствующие поступления и платежи денежных средств.

Комментарии