Учебники - это путеводители в мире знаний

Учебники являются важнейшими помощниками в постижении знаний на протяжении многих веков. Они ведут нас по захватывающему пути открытий, помогая понять и изучить окружающий мир.

Что представляет собой учебник

По определению из Большой российской энциклопедии, учебник - это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области. Учебник отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития конкретных возрастных и социальных групп.

С одной стороны, учебник является для большинства учеников важнейшим (зачастую основным) источником знаний. С другой стороны, это одно из главных средств обучения. Как средство обучения, учебники это сложная система, тесно связанная с содержанием образования, с процессом и результатом усвоения материала.

Основные функции учебника

  • Изложение учебной информации
  • Систематизация и обобщение знаний
  • Закрепление изученного материала
  • Контроль усвоения знаний
  • Самостоятельная работа учащихся

Таким образом, учебники это и источники знаний, и инструмент для их освоения в систематизированном виде.

Классификация учебников

Различают следующие основные виды учебников:

  1. По охвату учебного материала:
      Полные учебники Краткие учебники
  2. По характеру изложения материала:
      Информационные Проблемно-диалогические
  3. По дидактической цели:
      Для усвоения знаний Для закрепления знаний Для самообразования

К учебникам также относятся электронные учебники, учебные пособия, рабочие тетради и другие виды.

История создания учебников

По одной из версий, первым письменным учебником в истории человечества была древнеегипетская «Книга Хемит» около 4000 лет до н.э. В Древней Греции и Риме создавалось множество учебников по разным дисциплинам.

Одним из первых учебников, близких к современному формату, был опубликованный в 1658 году «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского.

Он предложил рассматривать учебник как инструмент для массового образования. Первый русский учебник - «Азбука» - был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году. Огромную роль в развитии российских учебников сыграла реформа образования 1864 года.

1860е Выход первых школьных учебников К.Д. Ушинского
1934 Унификация советских учебников
1990е Либерализация учебного книгоиздания в России

Современные учебники активно переходят в цифровые форматы, сохраняя ведущую роль в обучении подрастающих поколений.

Требования к созданию учебников

Согласно ГОСТу, учебник должен соответствовать ряду требований:

  • Содержать не менее 75% материала учебной программы
  • Иметь четкую структуру и систематичное изложение
  • Быть оформлен в соответствии со стандартами
  • Иметь гриф официального допуска к использованию

Процесс создания учебника длительный и трудоемкий. Этим занимаются высококвалифицированные авторские коллективы.

Учебник является результатом научно-педагогического творчества. От качества учебников во многом зависит результативность процесса обучения.

Развитие учебников в России

История российских учебников неразрывно связана с развитием системы образования в нашей стране.

Первые учебники на Руси

На Руси первые учебники стали появляться с принятием христианства. Это были церковные книги - Псалтырь, Часослов, Октоих и другие. Ими пользовались в качестве букварей для обучения грамоте.

Первый печатный учебник на Руси - «Азбука» - был издан Иваном Федоровым в 1574 году. За ним последовал выпуск сотен тысяч экземпляров букварей, церковных и светских учебных книг.

Реформы 19 века

В 19 веке российская система образования претерпела радикальные изменения. Были разработаны новые стандарты и программы.

Появились учебники К.Д. Ушинского, которые выдержали десятки переизданий. Например, его «Родное слово» с 1864 по 1917 год вышло в 146 изданиях общим тиражом более 10 млн экземпляров.

Советские учебники

В первые годы советской власти (1917-1933) в образовании царил плюрализм взглядов, выпускалось множество разных учебников.

Однако в 1934 году была введена единая унифицированная система, согласно которой по каждому предмету для каждого класса мог быть только один учебник.

Современное состояние

C распадом СССР в 1990-х годах произошла либерализация учебного книгоиздания. Теперь по каждой дисциплине существует множество вариантов учебников разных авторов.

С 2015 года учебники для российских школ должны выпускаться вместе с электронной версией. Это открывает новые возможности для образования.

Выбор школьных учебников

Выбор учебников для школ осуществляется централизованно. Существует Федеральный перечень рекомендованных учебников, который ежегодно обновляется.

При отборе оцениваются актуальность, научность, методическая обоснованность и другие параметры учебников.

Родители школьников также могут участвовать в выборе вариантов учебников для класса.

Комментарии