Классные часы в 6 классе. Классный час "Толерантность" (6 класс)

Классные часы - важная часть воспитательной работы в школе. Они помогают формировать личность ребенка, прививать ему важные ценности. Особенно это актуально в подростковом возрасте. Давайте разберемся, какие темы классных часов интересны и полезны шестиклассникам, на примере темы "Толерантность".

Значение классных часов в 6 классе

Классные часы играют важную роль в воспитании школьников. В 6 классе дети находятся в переходном возрасте - происходит становление личности, формирование ценностей и жизненных ориентиров. Классные часы помогают:

  • Формировать нравственные качества;
  • Развивать способность к рефлексии и самопознанию;
  • Учить выстраивать взаимоотношения в коллективе.

Шестиклассникам интересны темы общения, дружбы, первой любви. Они любят обсуждать актуальные вопросы.

Среди популярных тем классных часов в 6 классе:

  1. Мир моих увлечений.
  2. Я и мои друзья.
  3. Моя семья.
  4. Мои права и обязанности.

Одной из важных тем является толерантность.

Подготовка классного часа на тему "Толерантность"

При подготовке классного часа необходимо:

  • Определить цели и задачи;
  • Продумать структуру и этапы;
  • Подобрать интерактивные формы работы;
  • Подготовить наглядные материалы.

Цель классного часа "Толерантность" - сформировать у детей представления о толерантном поведении, научить проявлять терпимость к другим.

Структура классного часа:

  1. Вступление - 5 минут.
  2. Основная часть - 30 минут.
  3. Заключение - 5 минут.

Для вовлечения детей можно использовать:

  • Ролевые игры;
  • Групповые дискуссии;
  • Упражнения на построение диалога.

В качестве наглядных материалов подойдут:

  • Презентация с определениями, примерами;
  • Видеоролики со смоделированными ситуациями.

Содержание классного часа "Толерантность"

Рассмотрим более подробно, как можно построить классный час на тему "Толерантность".

Для начала дадим определение толерантности:

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Различают несколько видов толерантности:

  • Межличностная;
  • Межконфессиональная;
  • Межнациональная;
  • И другие.

Толерантность играет большую роль в обществе, так как:

  1. Помогает избегать конфликтов на национальной и религиозной почве.
  2. Снижает количество преступлений на почве ненависти.
  3. Способствует сплочению общества.

Формирование толерантности должно начинаться в детстве. На классных часах можно проводить тренинги и ролевые игры.

Например, упражнение "Учимся слушать друг друга":

  1. Разбейтесь на пары.
  2. Каждый рассказывает историю из своей жизни.
  3. Задача - внимательно выслушать, не перебивая.

Это упражнение учит детей проявлять терпимость к чужому мнению.

Часто в классах возникают конфликты из-за:

  • Неприятия чужих интересов и увлечений;
  • Национальной или религиозной неприязни;
  • Проявлений буллинга.

Нетерпимость может перерасти в травлю - это неприемлемо.

Что можно сделать?

  • Поговорить с участниками конфликта;
  • Организовать коллективное обсуждение;
  • Провести тематические классные часы.

Для предотвращения конфликтов на почве нетерпимости можно использовать следующие методы:

Превентивные меры

Классные часы (6 классе) проводятся на регулярной основе, чтобы формировать толерантность и не допустить эскалации конфликтов.

Классные часы (6 класс), разработки включают:

  • Тренинги коммуникативных навыков;
  • Упражнения на эмпатию;
  • Ролевые игры.

Тематика классных часов (6 класс) может быть разной, главное донести ценности уважения, принятия другого.

Разбор конкретных ситуаций

Если конфликт уже произошел в 6 классе, проводится его детальный разбор. Участники описывают ситуацию со своей точки зрения. Затем им задаются вопросы, помогающие посмотреть на конфликт глазами оппонента.

Метод неоконченных предложений

Эффективный метод для выявления внутренних установок - неоконченные предложения:

  • Когда я вижу [представителя другой национальности], я думаю...
  • Если кто-то придерживается других взглядов, то я...
  • Люди другой веры кажутся мне...

Анализ завершения предложений помогает определить наличие стереотипов у детей.

Групповые обсуждения

Разработки тематических классных часов включают групповое обсуждение ситуаций. Это сплачивает детей и учит высказывать свою позицию.

Тематика внеурочных занятий

Полезно проводить дополнительные занятия во внеурочное время - походы, экскурсии, квесты. Это укрепляет отношения между детьми разных национальностей и вероисповеданий.

Для закрепления навыков толерантного поведения можно использовать следующие методы:

Поведенческий тренинг

На специальных занятиях отрабатываются навыки бесконфликтного общения - умение выслушать собеседника, грамотно выразить свою позицию, найти компромисс. Это помогает детям применять полученные знания о толерантности в реальном взаимодействии.

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы разных народов демонстрируют общечеловеческие ценности. Их анализ показывает, что в основе любой культуры лежат уважение, доброта, умение прощать.

Творческие работы

Школьники готовят сочинения или рисунки на тему "Толерантный человек", "Мое отношение к людям других национальностей". Это помогает выразить их взгляды и чувства в приемлемой форме.

Ролевая гимнастика

Упражнение, в котором дети по очереди выступают в разных ролях - представителя разных национальностей или субкультур. Это воспитывает эмпатию и понимание.

Кейс-метод

Анализировать вместе с детьми реальные ситуации проявления нетерпимости, обсуждать пути решения. Это учит применять ценности толерантности к жизненным ситуациям.

Работа с родителями

Для успеха формирования толерантной среды в классе важно привлекать и родителей учеников. Можно организовывать совместные мероприятия, тренинги, проводить родительские собрания на эту тему.

Просмотр кинофильмов

Хороший способ ненавязчиво привить ценности терпимости - коллективный просмотр и обсуждение фильмов соответствующей тематики. Например, фильмы о жизни людей с ограниченными возможностями или представителей разных конфессий.

Приглашение гостей

Интересные встречи могут получиться при приглашении гостей - представителей разных национальностей и вероисповеданий, людей с ограниченными возможностями здоровья. Они могут рассказать о своем видении проблемы нетерпимости.

Игры на сплочение

Различные командообразующие игры (перетягивание каната, строительство башни из кубиков) помогают детям лучше узнать и принять друг друга.

Творческие подарки

Мастер-класс по изготовлению открыток или поделок для детей находящихся в трудной жизненной ситуации воспитывает эмпатию и заботу.

Поощрение толерантного поведения

Важно поощрять проявления толерантности в классе, чтобы закрепить такую модель поведения. Можно ввести систему поощрений в виде благодарностей, грамот, призов за добрые поступки, разрешение конфликтов.

Самоанализ

Полезно в конце четверти или года проводить анализ - как изменилось отношение детей друг к другу, стали ли они терпимее. Это помогает оценить результаты работы и выстроить дальнейшую стратегию.

Совместные праздники

Проведение праздников с приглашением родителей разных национальностей, исполнение песен на разных языках сближает детский коллектив.

Изучение традиций

Интересные проекты или презентации можно подготовить о традициях, культуре разных народов. Это расширяет кругозор детей.

Чтение художественной литературы

Полезно коллективно читать и обсуждать рассказы, сказки на тему уважительного отношения к другим, преодоления стереотипов.

Комментарии