Почему замерзает аккумулятор: причины и что делать
Почему в морозную погоду в автомобиле может отказать аккумулятор? Эта неприятная ситуация случается намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся, из-за чего замерзает аккумулятор, какому риску подвергается батарея и как предотвратить проблему.
Признаки замерзшего аккумулятора
Как определить, что аккумулятор автомобиля замерз? Первые признаки такой неприятности:
- Вздутие корпуса батареи, на стенках виден слой инея
- Полное отсутствие питания в бортовой сети автомобиля
- Не работают электрические системы и оборудование
- Двигатель не запускается, стартер не реагирует на ключ зажигания
Если зимой автомобиль ведет себя подобным образом – скорее всего причина в замерзшем аккумуляторе. Электролит в батарее превратился в лед, что прервало подачу тока в бортсеть.
Почему аккумулятор замерзает зимой? Рассмотрим три основные причины этой проблемы.
Низкая плотность электролита
Электролит в составе автомобильного аккумулятора – это водный раствор серной кислоты и дистиллированной воды. При замерзании именно вода переходит в твердую фазу. Для того, чтобы избежать замерзания жидкости в штатных условиях эксплуатации плотность электролита должна быть не ниже 1,28 г/см3.
Однако в процессе работы плотность электролита имеет тенденцию снижаться по причине:
- Испарения дистиллированной воды
- Выпадения осадка в виде солей свинца на пластинах
Соответственно растет процентное содержание воды в растворе, что в итоге повышает риск ее замерзания в аккумуляторе. Чем ниже плотность, тем выше вероятность кристаллизации при более высокой положительной температуре.
Плотность электролита | Температура начала замерзания |
1,28 г/см3 | -65°C |
1,20 г/см3 | -27°C |
1,10 г/см3 | -7°C |
Разряд аккумулятора ниже 75%
Почему аккумулятор замерзает на морозе даже в штатном режиме эксплуатации? В холодное время года нагрузка на бортовую сеть автомобиля значительно превышает летние показатели. Это связано с использованием обогревателей салона, обдува стекол, подогрева сидений.
Более того, в морозных условиях значительно возрастает нагрузка на стартер при запуске двигателя. Аккумулятор быстрее разряжается и не всегда успевает восстановить свой заряд от генератора во время поездки.
Как было сказано выше, чем ниже заряд батареи, тем легче может замерзнуть электролит. Поэтому в зимний период важно не допускать снижения заряда ниже 75%.
Высокий саморазряд
Стремительная потеря заряда аккумулятора может происходить и по причине большого саморазряда. Это случается, когда в бортовой сети автомобиля присутствует скрытая утечка тока.
Чаще всего такая неисправность возникает при неправильном монтаже дополнительных электроприборов – сигнализации, автомагнитолы, видеорегистратора.
Если такие устройства постоянно включены, то они и разряжают аккумулятор. Батарея не успевает заряжаться в промежутках между поездками. Соответственно быстрее падает плотность электролита и растет риск замерзания.
"Почему в аккумуляторе замерз электролит"? В общем случае получается "снежный ком" из трех основных факторов:
- Снижение плотности электролита
- Недостаточный заряд батареи
- Высокий саморазряд
Любой из этих факторов в отдельности, а тем более их совокупность может привести к нежелательной кристаллизации воды внутри аккумулятора зимой.
Чем опасно замерзание электролита в аккумуляторе автомобиля? Рассмотрим последствия, к которым может привести такая неисправность.
Деформация корпуса и пластин
При замерзании вода увеличивает свой объем, расширяясь внутри замкнутого пространства аккумулятора. Лед оказывает повышенное давление на корпус, что приводит к характерному вздутию стенок.
Кроме того, расширяющиеся кристаллы льда могут деформировать внутренние пластины, нарушая их взаимное расположение и зазоры между ними.
Трещины и повреждения перегородок
Неравномерное распределение давления может стать причиной появления трещин на корпусе аккумуляторной батареи. Также трескаются внутренние перегородки, разделяющие отсеки-банки.
В результате происходит утечка электролита между соседними банками, что в итоге выводит батарею из строя.
Осыпание активной массы со пластин
Из-за возникающих механических напряжений с пластин может осыпаться активная масса. Обломки попадают в электролит, загрязняя его и вызывая короткое замыкание между пластинами.
Как следствие, резко возрастает саморазряд батареи, она теряет емкость и выходит из строя.
Как правильно размораживать аккумулятор
Если вы столкнулись с ситуацией, когда аккумулятор замерзает на морозе, как его правильно разморозить? Рассмотрим основные рекомендации.
Медленно, без использования внешних источников тепла
В первую очередь категорически запрещено помещать замерзший аккумулятор в горячую воду или нагревать его с помощью внешних источников.
Размораживать аккумулятор нужно медленно при комнатной температуре. Резкое повышение температуры чревато деформацией пластин и короткими замыканиями.
Не подключать к зарядному устройству
Пока в аккумуляторе полностью не растает лед, подключать его к зарядному устройству категорически запрещается. Это может привести к выходу батареи из строя.
Только после полного оттаивания и осмотра на предмет повреждений можно приступать к медленной зарядке аккумулятора.
Тщательный осмотр на наличие трещин
После разморозки обязательно требуется тщательный осмотр корпуса и банок батареи на предмет трещин и других дефектов. Даже мелкие внешние повреждения могут привести к утечке или короткому замыканию.
При наличии трещин возможность дальнейшего восстановления аккумулятора сомнительна.
Проверка электролита на чистоту
Также необходимо изучить электролит внутри аккумулятора, как только растает лед. Помутнение жидкости и наличие осадка может говорить об осыпании пластин.
В таком случае заметно возрастет внутреннее сопротивление, что существенно сократит срок службы батареи.
Даже если аккумулятор удалось разморозить и восстановить, существует риск повторного замерзания электролита. Что делать, чтобы избежать этого?