Почему замерзает аккумулятор: причины и что делать

Почему в морозную погоду в автомобиле может отказать аккумулятор? Эта неприятная ситуация случается намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся, из-за чего замерзает аккумулятор, какому риску подвергается батарея и как предотвратить проблему.

Признаки замерзшего аккумулятора

Как определить, что аккумулятор автомобиля замерз? Первые признаки такой неприятности:

  • Вздутие корпуса батареи, на стенках виден слой инея
  • Полное отсутствие питания в бортовой сети автомобиля
  • Не работают электрические системы и оборудование
  • Двигатель не запускается, стартер не реагирует на ключ зажигания

Если зимой автомобиль ведет себя подобным образом – скорее всего причина в замерзшем аккумуляторе. Электролит в батарее превратился в лед, что прервало подачу тока в бортсеть.

Почему аккумулятор замерзает зимой? Рассмотрим три основные причины этой проблемы.

Низкая плотность электролита

Электролит в составе автомобильного аккумулятора – это водный раствор серной кислоты и дистиллированной воды. При замерзании именно вода переходит в твердую фазу. Для того, чтобы избежать замерзания жидкости в штатных условиях эксплуатации плотность электролита должна быть не ниже 1,28 г/см3.

Однако в процессе работы плотность электролита имеет тенденцию снижаться по причине:

  • Испарения дистиллированной воды
  • Выпадения осадка в виде солей свинца на пластинах

Соответственно растет процентное содержание воды в растворе, что в итоге повышает риск ее замерзания в аккумуляторе. Чем ниже плотность, тем выше вероятность кристаллизации при более высокой положительной температуре.

Плотность электролита Температура начала замерзания
1,28 г/см3 -65°C
1,20 г/см3 -27°C
1,10 г/см3 -7°C

Разряд аккумулятора ниже 75%

Почему аккумулятор замерзает на морозе даже в штатном режиме эксплуатации? В холодное время года нагрузка на бортовую сеть автомобиля значительно превышает летние показатели. Это связано с использованием обогревателей салона, обдува стекол, подогрева сидений.

Более того, в морозных условиях значительно возрастает нагрузка на стартер при запуске двигателя. Аккумулятор быстрее разряжается и не всегда успевает восстановить свой заряд от генератора во время поездки.

Как было сказано выше, чем ниже заряд батареи, тем легче может замерзнуть электролит. Поэтому в зимний период важно не допускать снижения заряда ниже 75%.

Высокий саморазряд

Стремительная потеря заряда аккумулятора может происходить и по причине большого саморазряда. Это случается, когда в бортовой сети автомобиля присутствует скрытая утечка тока.

Чаще всего такая неисправность возникает при неправильном монтаже дополнительных электроприборов – сигнализации, автомагнитолы, видеорегистратора.

Если такие устройства постоянно включены, то они и разряжают аккумулятор. Батарея не успевает заряжаться в промежутках между поездками. Соответственно быстрее падает плотность электролита и растет риск замерзания.

"Почему в аккумуляторе замерз электролит"? В общем случае получается "снежный ком" из трех основных факторов:

  1. Снижение плотности электролита
  2. Недостаточный заряд батареи
  3. Высокий саморазряд

Любой из этих факторов в отдельности, а тем более их совокупность может привести к нежелательной кристаллизации воды внутри аккумулятора зимой.

Чем опасно замерзание электролита в аккумуляторе автомобиля? Рассмотрим последствия, к которым может привести такая неисправность.

Деформация корпуса и пластин

При замерзании вода увеличивает свой объем, расширяясь внутри замкнутого пространства аккумулятора. Лед оказывает повышенное давление на корпус, что приводит к характерному вздутию стенок.

Кроме того, расширяющиеся кристаллы льда могут деформировать внутренние пластины, нарушая их взаимное расположение и зазоры между ними.

Трещины и повреждения перегородок

Неравномерное распределение давления может стать причиной появления трещин на корпусе аккумуляторной батареи. Также трескаются внутренние перегородки, разделяющие отсеки-банки.

В результате происходит утечка электролита между соседними банками, что в итоге выводит батарею из строя.

Осыпание активной массы со пластин

Из-за возникающих механических напряжений с пластин может осыпаться активная масса. Обломки попадают в электролит, загрязняя его и вызывая короткое замыкание между пластинами.

Как следствие, резко возрастает саморазряд батареи, она теряет емкость и выходит из строя.

Как правильно размораживать аккумулятор

Если вы столкнулись с ситуацией, когда аккумулятор замерзает на морозе, как его правильно разморозить? Рассмотрим основные рекомендации.

Медленно, без использования внешних источников тепла

В первую очередь категорически запрещено помещать замерзший аккумулятор в горячую воду или нагревать его с помощью внешних источников.

Размораживать аккумулятор нужно медленно при комнатной температуре. Резкое повышение температуры чревато деформацией пластин и короткими замыканиями.

Не подключать к зарядному устройству

Пока в аккумуляторе полностью не растает лед, подключать его к зарядному устройству категорически запрещается. Это может привести к выходу батареи из строя.

Только после полного оттаивания и осмотра на предмет повреждений можно приступать к медленной зарядке аккумулятора.

Тщательный осмотр на наличие трещин

После разморозки обязательно требуется тщательный осмотр корпуса и банок батареи на предмет трещин и других дефектов. Даже мелкие внешние повреждения могут привести к утечке или короткому замыканию.

При наличии трещин возможность дальнейшего восстановления аккумулятора сомнительна.

Проверка электролита на чистоту

Также необходимо изучить электролит внутри аккумулятора, как только растает лед. Помутнение жидкости и наличие осадка может говорить об осыпании пластин.

В таком случае заметно возрастет внутреннее сопротивление, что существенно сократит срок службы батареи.

Даже если аккумулятор удалось разморозить и восстановить, существует риск повторного замерзания электролита. Что делать, чтобы избежать этого?

Комментарии