Почему машину трясет при езде по ровной дороге? Разбираемся в проблемах
Давайте разберемся в причинах, почему машину трясет при езде по ровной дороге, ведь данная проблема является очень актуально, особенно среди владельцев отечественных авто.
Основные признаки неисправности
Тряска и раскачивание автомобиля на ровной дороге возникают, как правило, на небольших скоростях - 30-60 км/ч. Особенно четко эти явления проявляются на идеально ровном асфальте. Машину начинает "качать" и "колбасить" из стороны в сторону.
Помимо механических колебаний, зачастую ощущается и вибрация на руле или элементах подвески. Причем иногда эти вибрации и тряски усиливаются при ускорении или торможении.
Вероятные места неисправностей
Существует несколько основных причин, из-за которых машину начинает раскачивать на ходу:
- неисправности в колесах и шинах;
- износ тормозных колодок или дисков;
- проблемы с амортизаторами или другими деталями подвески;
- люфты и любые дефекты в трансмиссии;
- ослабление креплений двигателя либо его неправильная работа.
Диагностика колес и шин
Рассмотрим подробнее первую, наиболее частую причину - проблемы с колесами и шинами . Здесь можно выделить несколько основных проверок:
- Проверить давление в шинах, подкачать до нормы при необходимости;
- Осмотреть рисунок протектора - нет ли сильного износа с одной стороны;
- Проверить биение дисков на станке, балансировка колес;
- Посадочный диаметр колесного диска должен точно соответствовать ступице;
- Проверить затяжку гаек крепления колеса.
Даже одно "веденное" колесо может вызвать сильную раскачку всего автомобиля.
При наличии хотя бы одной из перечисленных проблем с колесами и шинами движение на высокой скорости приведет к раскачиванию и вибрациям.
Например, колесо может "сесть" не по центру из-за несоответствия диаметров ЦО и ступицы. Или просто ослабнут гайки крепления. В таком случае даже езда по ровному шоссе вызовет сильную раскачку.
Устранение проблем | Способ |
Низкое давление в шинах | Подкачать в норму |
Разрушение посадочных колец | Замена колец |
Ослабление гаек крепления | Подтянуть моментом |
Стоит обратить особое внимание на состояние комплекта зимних колес . Зачастую "ведение" появляется именно у них после сезона из-за попадания грязи, снега и наледи внутрь шин и дисков.
Проверка тормозной системы
Следующей по частоте причиной тряски и вибраций является износ тормозных механизмов - колодок и дисков. При этом вибрация обычно возникает во время торможения, особенно на высоких скоростях.
Поэтому необходим тщательный внешний осмотр всех элементов - от суппортов до рабочей поверхности дисков. Индикатором проблем могут служить задиры, риски, а также неравномерный износ тормозных колодок.
Косвенным подтверждением неисправностей часто выступает перегрев отдельных узлов тормозной системы. Это можно проверить тепловизором - разница в 20-30 градусов укажет на дефект.
Также обязательна проверка герметичности всей системы, включая трубки и шланги. Падение давления тормозной жидкости также часто приводит к появлению вибраций и шумов.
При подозрении на изношенные тормозные механизмы рекомендуется полная замена колодок и дисков в паре (на оси).
Диагностика подвески
Еще одной распространенной причиной появления тряски и раскачивания автомобиля может быть неисправность элементов подвески .
В первую очередь следует проверить состояние амортизаторов. Их износ или выход из строя ведет к потере устойчивости и ровности хода машины.
Также осмотреть на предмет дефектов и трещин необходимо пружины, рычаги подвески и их крепления (сайлентблоки). Любая поломка или ослабление соединения элементов подвески может вызвать раскачку автомобиля.
Обязательная процедура в данном случае - проверка и регулировка углов установки колес (схождение-развал). Нарушение этих параметров часто является причиной появления вибраций и раскачки при движении по ровной дороге .
Проверка трансмиссии
Ряд дефектов может также возникнуть в узлах трансмиссии - это различные коробки передач, карданные валы, а также ШРУСы - шарниры равных угловых скоростей.
Необходимо проверить состояние ШРУСов, внутренних и внешних. При выходе из строя ШРУСа под действием центробежных сил на скорости начнется раскачивание всего агрегата, что и передастся на кузов.
Появление люфтов в КПП или раздаточной коробке также приведет к потере устойчивости и появлению тряски на ходу . Необходима проверка износа подшипников и шестерен данных агрегатов.
Отдельного внимания требует подшипник карданного вала - недостаток смазки или его износ также станут причиной вибраций на разных скоростях движения.
Опоры и крепления двигателя
Резиновые подушки опор со временем теряют эластичность, на них появляются трещины. Это приводит к неравномерной передаче вибраций от двигателя на кузов.
Также имеет место ослабление болтов крепления двигателя, особенно некачественных неоригинальных болтов. Все это требует обязательной затяжки соединений с предписанным моментом.
Наконец, иногда причиной появляются резонансные явления в самом двигателе на определенных, повышенных оборотах. Это требует более глубокой диагностики и настройки работы двигателя.
Поиск скрытых неисправностей
Даже при отсутствии явных дефектов в основных узлах и агрегатах по-прежнему возможно сохранение тряски и раскачивания автомобиля на ходу.
В таком случае имеет смысл проверить менее очевидные, скрытые причины данной проблемы. Чаще всего к ним относятся:
- Нарушение геометрии кузова после ДТП;
- Трещины и деформации рамных элементов;
- Износ или ослабление креплений рулевой рейки;
- Нарушение баланса вращающихся масс.
Проверка геометрии кузова
Даже после качественного ремонта после аварии возможно сохранение нарушений геометрии отдельных панелей кузова и их креплений.
Эти дефекты проявляют себя уже на небольшой скорости в виде раскачивания всей машины по причине возникновения аэродинамических сил.
В данном случае незаменим специальный стенд для проверки и выставления углов установки кузова. При отсутствии стенда хотя бы проверить крепления всех панелей и элементов обвеса.
Проверка рамных конструкций
На рамных автомобилях контроль требуется как геометрии самой рамы, так и ее силовых элементов - лонжеронов, поперечин, усилителей.
Любые трещины или деформации рамы после аварии или в процессе эксплуатации могут привести к потере жесткости и возникновению критических напряжений на отдельных участках.
В итоге на скорости рама начинает работать как "гармошка", раскачивая весь автомобиль. Необходим тщательный осмотр с применением дефектоскопии.
Проверка рулевого управления
Почему при езде по ровной дороге трясет машину? Еще одна скрытая причина - повреждения механизма рулевого управления.
Например, износ подшипников валов привода, люфт соединений рулевой тяги. Все это на большой скорости может вызывать раскачку передней подвески.
Отдельно стоит проверить крепления рулевой рейки - ослабление гаек компенсатора рейки или ее опор также приведет к появлению раскачки на ровной дороге.
Баланс вращающихся масс
Наконец, всегда нужно помнить о правильном балансе всех вращающихся масс - коленчатого вала, карданных передач, колес.
Даже небольшой перекос или нарушение соосности на скорости приведет к появлению критических нагрузок и раскачке всей машины.
Поэтому периодически требуется контроль биений и балансировка всех вращающихся элементов - от коленвала до шин и дисков.
Проверка электронных систем
Современные автомобили оснащены множеством электронных систем, влияющих на управляемость и плавность хода. Их сбои тоже могут стать причиной появления тряски и раскачки автомобиля.
В первую очередь имеет смысл проверить работу системы стабилизации ESP. Ее некорректные настройки или выход из строя отдельных датчиков приводят к проблемам на ходу.
Также важно убедиться в отсутствии ошибок в работе АКПП, роботизированной коробки передач. Их блок управления может выдавать неверные команды на переключение передач или блокировку гидротрансформатора.
Роль низкопрофильной резины
Отдельно стоит сказать про автомобили, оснащенные низкопрофильными шинами с радиальным каркасом.
Из-за меньшего пневматического демпфирования такие шины значительно хуже гасят толчки и удары от неровностей дороги. Что в свою очередь усиливает раскачку всей машины.
Поэтому на автомобилях с "низкопрофильниками" особенно важны идеальная регулировка углов установки колес и работоспособность амортизаторов подвески.
Влияние аэродинамических параметров
На скоростном режиме значимую роль начинают играть аэродинамические характеристики автомобиля.
Любое нарушение обтекаемости кузова, будь то из-за деформации панелей, либо установки дополнительных элементов (спойлеры, багажники), ведет к ухудшению устойчивости.
Возникающие воздушные потоки начинают "раскачивать" машину уже на скорости 60-80 км/ч.
Роль профилактического осмотра
Как мы видим, причин появления тряски и раскачивания автомобиля на ровной дороге может быть очень много . От шин и тормозов до электроники и аэродинамики.
Поэтому так важно проводить регулярное ТО, включающее диагностику всех узлов и систем. Это позволит выявить неисправность на ранней стадии.
Роль водителя в предотвращении проблем
Конечно, не всегда удается предотвратить поломки и неисправности, приводящие к потере устойчивости на ходу.
Однако своевременное выявление небольших дефектов на ранней стадии позволит избежать серьезных последствий и дорогостоящего ремонта.
Поэтому водитель должен регулярно проводить осмотры ходовой части, подтяжку резьбовых соединений, контроль давления воздуха в шинах.
Признаки повышенного износа
Особое внимание стоит уделить элементам повышенного износа - тормозным колодкам, защитным чехлам ШРУСов, амортизаторам, сальникам приводов.
Появление трещин, задиров или потеков смазки укажет на необходимость скорейшей замены таких элементов.