Почему машину трясет при езде по ровной дороге? Разбираемся в проблемах

Давайте разберемся в причинах, почему машину трясет при езде по ровной дороге, ведь данная проблема является очень актуально, особенно среди владельцев отечественных авто.

Основные признаки неисправности

Тряска и раскачивание автомобиля на ровной дороге возникают, как правило, на небольших скоростях - 30-60 км/ч. Особенно четко эти явления проявляются на идеально ровном асфальте. Машину начинает "качать" и "колбасить" из стороны в сторону.

Помимо механических колебаний, зачастую ощущается и вибрация на руле или элементах подвески. Причем иногда эти вибрации и тряски усиливаются при ускорении или торможении.

Вероятные места неисправностей

Существует несколько основных причин, из-за которых машину начинает раскачивать на ходу:

  • неисправности в колесах и шинах;
  • износ тормозных колодок или дисков;
  • проблемы с амортизаторами или другими деталями подвески;
  • люфты и любые дефекты в трансмиссии;
  • ослабление креплений двигателя либо его неправильная работа.

Диагностика колес и шин

Рассмотрим подробнее первую, наиболее частую причину - проблемы с колесами и шинами . Здесь можно выделить несколько основных проверок:

  1. Проверить давление в шинах, подкачать до нормы при необходимости;
  2. Осмотреть рисунок протектора - нет ли сильного износа с одной стороны;
  3. Проверить биение дисков на станке, балансировка колес;
  4. Посадочный диаметр колесного диска должен точно соответствовать ступице;
  5. Проверить затяжку гаек крепления колеса.
Даже одно "веденное" колесо может вызвать сильную раскачку всего автомобиля.

При наличии хотя бы одной из перечисленных проблем с колесами и шинами движение на высокой скорости приведет к раскачиванию и вибрациям.

Например, колесо может "сесть" не по центру из-за несоответствия диаметров ЦО и ступицы. Или просто ослабнут гайки крепления. В таком случае даже езда по ровному шоссе вызовет сильную раскачку.

Устранение проблем Способ
Низкое давление в шинах Подкачать в норму
Разрушение посадочных колец Замена колец
Ослабление гаек крепления Подтянуть моментом

Стоит обратить особое внимание на состояние комплекта зимних колес . Зачастую "ведение" появляется именно у них после сезона из-за попадания грязи, снега и наледи внутрь шин и дисков.

Проверка тормозной системы

Следующей по частоте причиной тряски и вибраций является износ тормозных механизмов - колодок и дисков. При этом вибрация обычно возникает во время торможения, особенно на высоких скоростях.

Поэтому необходим тщательный внешний осмотр всех элементов - от суппортов до рабочей поверхности дисков. Индикатором проблем могут служить задиры, риски, а также неравномерный износ тормозных колодок.

Косвенным подтверждением неисправностей часто выступает перегрев отдельных узлов тормозной системы. Это можно проверить тепловизором - разница в 20-30 градусов укажет на дефект.

Также обязательна проверка герметичности всей системы, включая трубки и шланги. Падение давления тормозной жидкости также часто приводит к появлению вибраций и шумов.

При подозрении на изношенные тормозные механизмы рекомендуется полная замена колодок и дисков в паре (на оси).

Диагностика подвески

Еще одной распространенной причиной появления тряски и раскачивания автомобиля может быть неисправность элементов подвески .

В первую очередь следует проверить состояние амортизаторов. Их износ или выход из строя ведет к потере устойчивости и ровности хода машины.

Также осмотреть на предмет дефектов и трещин необходимо пружины, рычаги подвески и их крепления (сайлентблоки). Любая поломка или ослабление соединения элементов подвески может вызвать раскачку автомобиля.

Обязательная процедура в данном случае - проверка и регулировка углов установки колес (схождение-развал). Нарушение этих параметров часто является причиной появления вибраций и раскачки при движении по ровной дороге .

Проверка трансмиссии

Ряд дефектов может также возникнуть в узлах трансмиссии - это различные коробки передач, карданные валы, а также ШРУСы - шарниры равных угловых скоростей.

Необходимо проверить состояние ШРУСов, внутренних и внешних. При выходе из строя ШРУСа под действием центробежных сил на скорости начнется раскачивание всего агрегата, что и передастся на кузов.

Появление люфтов в КПП или раздаточной коробке также приведет к потере устойчивости и появлению тряски на ходу . Необходима проверка износа подшипников и шестерен данных агрегатов.

Отдельного внимания требует подшипник карданного вала - недостаток смазки или его износ также станут причиной вибраций на разных скоростях движения.

Опоры и крепления двигателя

Резиновые подушки опор со временем теряют эластичность, на них появляются трещины. Это приводит к неравномерной передаче вибраций от двигателя на кузов.

Также имеет место ослабление болтов крепления двигателя, особенно некачественных неоригинальных болтов. Все это требует обязательной затяжки соединений с предписанным моментом.

Наконец, иногда причиной появляются резонансные явления в самом двигателе на определенных, повышенных оборотах. Это требует более глубокой диагностики и настройки работы двигателя.

Поиск скрытых неисправностей

Даже при отсутствии явных дефектов в основных узлах и агрегатах по-прежнему возможно сохранение тряски и раскачивания автомобиля на ходу.

В таком случае имеет смысл проверить менее очевидные, скрытые причины данной проблемы. Чаще всего к ним относятся:

  • Нарушение геометрии кузова после ДТП;
  • Трещины и деформации рамных элементов;
  • Износ или ослабление креплений рулевой рейки;
  • Нарушение баланса вращающихся масс.

Проверка геометрии кузова

Даже после качественного ремонта после аварии возможно сохранение нарушений геометрии отдельных панелей кузова и их креплений.

Эти дефекты проявляют себя уже на небольшой скорости в виде раскачивания всей машины по причине возникновения аэродинамических сил.

В данном случае незаменим специальный стенд для проверки и выставления углов установки кузова. При отсутствии стенда хотя бы проверить крепления всех панелей и элементов обвеса.

Проверка рамных конструкций

На рамных автомобилях контроль требуется как геометрии самой рамы, так и ее силовых элементов - лонжеронов, поперечин, усилителей.

Любые трещины или деформации рамы после аварии или в процессе эксплуатации могут привести к потере жесткости и возникновению критических напряжений на отдельных участках.

В итоге на скорости рама начинает работать как "гармошка", раскачивая весь автомобиль. Необходим тщательный осмотр с применением дефектоскопии.

Проверка рулевого управления

Почему при езде по ровной дороге трясет машину? Еще одна скрытая причина - повреждения механизма рулевого управления.

Например, износ подшипников валов привода, люфт соединений рулевой тяги. Все это на большой скорости может вызывать раскачку передней подвески.

Отдельно стоит проверить крепления рулевой рейки - ослабление гаек компенсатора рейки или ее опор также приведет к появлению раскачки на ровной дороге.

Баланс вращающихся масс

Наконец, всегда нужно помнить о правильном балансе всех вращающихся масс - коленчатого вала, карданных передач, колес.

Даже небольшой перекос или нарушение соосности на скорости приведет к появлению критических нагрузок и раскачке всей машины.

Поэтому периодически требуется контроль биений и балансировка всех вращающихся элементов - от коленвала до шин и дисков.

Проверка электронных систем

Современные автомобили оснащены множеством электронных систем, влияющих на управляемость и плавность хода. Их сбои тоже могут стать причиной появления тряски и раскачки автомобиля.

В первую очередь имеет смысл проверить работу системы стабилизации ESP. Ее некорректные настройки или выход из строя отдельных датчиков приводят к проблемам на ходу.

Также важно убедиться в отсутствии ошибок в работе АКПП, роботизированной коробки передач. Их блок управления может выдавать неверные команды на переключение передач или блокировку гидротрансформатора.

Роль низкопрофильной резины

Отдельно стоит сказать про автомобили, оснащенные низкопрофильными шинами с радиальным каркасом.

Из-за меньшего пневматического демпфирования такие шины значительно хуже гасят толчки и удары от неровностей дороги. Что в свою очередь усиливает раскачку всей машины.

Поэтому на автомобилях с "низкопрофильниками" особенно важны идеальная регулировка углов установки колес и работоспособность амортизаторов подвески.

Влияние аэродинамических параметров

На скоростном режиме значимую роль начинают играть аэродинамические характеристики автомобиля.

Любое нарушение обтекаемости кузова, будь то из-за деформации панелей, либо установки дополнительных элементов (спойлеры, багажники), ведет к ухудшению устойчивости.

Возникающие воздушные потоки начинают "раскачивать" машину уже на скорости 60-80 км/ч.

Роль профилактического осмотра

Как мы видим, причин появления тряски и раскачивания автомобиля на ровной дороге может быть очень много . От шин и тормозов до электроники и аэродинамики.

Поэтому так важно проводить регулярное ТО, включающее диагностику всех узлов и систем. Это позволит выявить неисправность на ранней стадии.

Роль водителя в предотвращении проблем

Конечно, не всегда удается предотвратить поломки и неисправности, приводящие к потере устойчивости на ходу.

Однако своевременное выявление небольших дефектов на ранней стадии позволит избежать серьезных последствий и дорогостоящего ремонта.

Поэтому водитель должен регулярно проводить осмотры ходовой части, подтяжку резьбовых соединений, контроль давления воздуха в шинах.

Признаки повышенного износа

Особое внимание стоит уделить элементам повышенного износа - тормозным колодкам, защитным чехлам ШРУСов, амортизаторам, сальникам приводов.

Появление трещин, задиров или потеков смазки укажет на необходимость скорейшей замены таких элементов.

Комментарии