Что должен уметь ребенок в 1 месяц? Навыки и особенности развития
Современные мамы начинают заниматься развитием малыша чуть ли не сразу после его выписки из роддома. Безусловно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок как минимум соответствовал нормам из календаря развития, а еще лучше – их опережал. Список того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, невелик. Однако стоит его изучить и внимательно присмотреться к новорожденному, чтобы предупредить возможные патологии.
Физиологические особенности новорожденного
Появившись на свет, ребенок начинает в экстренном режиме приспосабливаться к жизни вне материнской утробы. Это происходит благодаря некоторым врожденным рефлексам и познанию окружающего мира в короткие промежутки времени между сном и приемом пищи.
В физическом плане кардинально меняется система кровообращения новорожденного. При рождении прекращается плацентарное поступление крови, в то время как собственная кровь начинает поступать из правого желудочка сердца для обогащения кислородом. После чего она идет по малому кругу кровотока.
Кроме того, новорожденный теряет основные фетальные коммуникации – закрывается артериальный и венозные протоки, начинает в полной мере функционировать большой и малый круги кровообращения. Помимо этого, иммунитет ребенка начинает знакомиться с новыми бактериями и микроорганизмами, адаптируется пищеварительная система и налаживается работа эндокринной системы.
Рост и развитие ребенка в 1 месяц
О том, что должен уметь ребенок в 1 месяц, можно говорить сугубо ориентировочно. Некоторые дети развиваются и растут быстрее, некоторые медленнее. По нормам новорожденный к концу первого месяца жизни должен набрать не менее 600 грамм веса и 2 см роста. Кроме того, увеличивается охват головы и грудной клетки. Однако движения новорожденного к концу первого месяца остаются хаотичными. Координация приходит только на третьем месяце жизни, именно поэтому до этого возраста детей рекомендуют пеленать.
В период бодрствования ребенок понемногу изучает окружающий мир. Под действием огромного количества информации, которую новорожденному еще только предстоит усвоить, развивается нервная система и функции головного мозга. Поскольку обучение происходит не так стремительно, не стоит ждать от ребенка особых навыков.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц?
Когда врачи говорят о навыках новорожденных, они подразумевают наличие врожденных рефлексов, которые свойственны всем детям первого месяца жизни. Они проверяются при плановом осмотре и не требуют от ребенка какой-то умственной или психологической нагрузки. Все, что должен уметь ребенок в 1 месяц – безусловные рефлексы, данные ему от природы.
Список безусловных рефлексов новорожденного включает следующие навыки:
- сосательный;
- хватательный;
- поисковой;
- защитный;
- ползание;
- ходьба;
- рефлекс Бабинского.
Сосательный и поисковой рефлексы
Первый рефлекс, необходимый для выживания вне материнской утробы, – сосательный. Он нужен, чтобы ребенок смог получать питательные вещества не через пуповину, а через грудное молоко, которое еще нужно добыть. Этот рефлекс развивается еще в период вынашивания ребенка. Поэтому на УЗИ можно отчетливо рассмотреть, как ребенок, находясь в животе матери, сосет пальчик. Чтобы проверить наличие данного рефлекса, необходимо кончиком пальца провести вокруг рта ребенка.
Еще один рефлекс, направленный на добычу пищи, – рефлекс поиска. Если слегка прикоснуться к щеке или уголку рта ребенка, он должен повернуть голову в сторону раздражителя. Но только при условии, что это прикосновение будет нежным и осторожным. Распознавать грубость и дискомфорт позволяет развитие ребенка в 1 месяц. Что должен уметь новорожденный, так это тянуться к хорошему и сторониться опасного. Поэтому при неосторожном прикосновении ребенок может отвернуть голову в противоположную сторону.
Хватательный и защитный
Большую часть времени ладони новорожденного находятся в сжатом состоянии. И если вложить в открытую ручку палец или другой предмет, ребенок крепко его схватит. Причем сила сжатия окажется удивительной для такого хрупкого создания. Аналогичную реакцию можно увидеть при раздражении стопы – ребенок должен разжать пальцы наподобие веера. Этот рефлекс также относится к хватательному, однако он носит имя французского невропатолога Жозефа Бабинского.
Многие родители боятся укладывать ребенка спать на живот. А зря. Благодаря защитному рефлексу ребенок, если лежит на животе, всегда поворачивает голову набок. Поэтому у здорового малыша отсутствует риск задохнуться во время сна.
Рефлекс спонтанного ползания и автоматической ходьбы
При осмотре педиатр должен проверить еще несколько рефлексов, например спонтанного ползания. Конечно, ползание не входит в список того, что должен уметь ребенок в 1-2 месяца. Однако рефлекс, который напоминает такие попытки, обязательно должен присутствовать. Чтобы его проверить, нужно уложить ребенка на живот и подставить под стопы открытую ладонь в качестве упора, от которого он должен немного оттолкнуться.
Рефлекс автоматической опоры заметен, если попробовать поставить ребенка на ножки. Когда берут малыша в вертикальное положение и дают опереться на твердую поверхность, можно наблюдать первые попытки ходьбы новорожденного.
Прочие рефлексы
Рефлекс Бабкина, или ладонно-ротовой. Именно он относится к тому, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни. Чтобы проверить наличие данного рефлекса, нужно слегка надавить на участок ладони под большим пальцем руки. Если ребенок открыл рот и повернул голову в сторону, можно быть уверенным в наличии данного рефлекса.
На самом деле, перечень природных навыков, которыми обладают новорожденные, достаточно широк. Некоторые рефлексы, что должен уметь ребенок, в 1-3 месяца уже угасают, другие могут сохраняться до полугода. Однако для вердикта о состоянии здоровья малыша достаточно стандартных проверок, перечисленных выше.
Что еще должны уметь дети в 1 месяц?
Если внимательно следить за малышом в течение 4 первых недель жизни, можно заметить, насколько быстро он развивается. Да, разница с тем, что должен уметь ребенок в 1-5 месяцев, колоссальна, однако все равно не стоит воспринимать его достижения как должное.
К концу 1-го месяца жизни ребенок может:
- Сфокусировать взгляд на определенном предмете. Как правило, на большом и ярком (погремушке, картинке, игрушке).
- Приподнимать голову вверх из положения «лежа на животе».
- Активно реагировать на знакомые голоса (мамы и папы).
- Вздрагивать при резком громком звуке.
- Издавать звуки или «агукать».
- Провожать взглядом перемещающиеся предметы.
- Повторять за мимикой взрослых (улыбаться, хмуриться, показывать язык).
В некоторых случаях дети могут спокойно удерживать головку в вертикальном положении. Однако этот навык относится к тем, что должен уметь ребенок в 1-4 месяца. Так что если он отсутствует, не стоит паниковать.
Советы родителям
Несмотря на то что сегодня имеется литература, которая предназначена для развития детей в возрасте 0+, не стоит ею увлекаться. Познакомить новорожденного с новым миром можно и без методических материалов. Да и с желанием скорейшего умственного развития стоит повременить. В этом возрасте для родителей главное – создать максимально комфортную атмосферу в доме для малыша.
Советы:
- При возможности нужно обеспечить ребенка своим пространством, в которое не будут проникать посторонние звуки. Это может быть как родительская спальня, так и отдельная детская комната, изолированная от резких громких шумов. Они вызывают у новорожденного сильнейший стресс. А вот тихие монотонные звуки (белый шум), наоборот, действуют как снотворное на малыша.
- Чтобы не доставлять ребенку дискомфорта, он должен испытывать только нежные тактильные ощущения. Одежда, пеленки, постельное белье должны быть пошиты из мягкой, приятной на ощупь ткани. Также очень важно правильно прикасаться к ребенку. Руки взрослого должны быть теплыми, а движения осторожными.
- Для визуального восприятия информации можно показывать новорожденному разные картинки и предметы. Замечено, что если повесить в кроватке на уровне глаз однотонную цветную картинку, новорожденный будет долго и с интересом ее рассматривать. Когда картинка надоест, ее можно сменить на аналогичную, только другого цвета. И тогда интерес ребенка к ней возобновится.
- Развивать слух и речь можно с самого рождения. Для этого можно петь песенки, рассказывать стишки и потешки, читать сказки. Если ребенок реагирует на речь, нужно вступать с ним в диалог.
В первые месяцы жизни малыш очень тесно связан с матерью на уровне психоэмоционального состояния. Новорожденный интуитивно чувствует, когда мама злится, раздражается или грустит. Поэтому при взаимодействии с ним главное – хорошее настроение.